Исполнительная и судебная власть в рсфср

Исполнительная и судебная власть в рсфср

60. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: РЕАЛИЗАЦИЯ В РФ

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется. » (ст. 10 Конституции рФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принципы системы органов государственной власти РФ: 1) разделение властей; 2) единство органов государственной власти.

В РФ выделяются ветви власти: 1) законодательная (Федеральное Собрание РФ); 2) исполнительная (Правительство РФ); 3) судебная (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и т. д.).

Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его полномочия наиболее близки к исполнительной.

Глава государства в РФ является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согласительных и принудительных мер Федеральное Собрание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству РФ, в свою очередь Федеральное Собрание вправе отрешить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.

Разделение властей означает разграничение органов власти в их компетенции, но существует в условиях единой системы органов власти и при наличии взаимодействия этих органов, взаимного контроля, «сдержек и противовесов».

Поэтому можно выделить черты разделения властей: 1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей.

Взаимодействие властей: 1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей; 2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т. д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть; 3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.

Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции, но не может вмешиваться в деятельность иной власти, т. е. не вправе нарушать самостоятельность и независимость других органов власти.

Единство государственной власти выражается в единстве природы власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, так как только он является единственным носителем государственной власти в РФ.

Единство органов государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок формирования, формы взаимного контроля и взаимодействия установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами. Компетенция, порядок формирования и т. п. установлены для всех уровней власти: федерального и субъектов РФ.

Страницы истории

Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган . Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.

Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом . При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти

2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики

1. Органы государственной власти Российской Федерации.


Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со­
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уго ловное, гражданское , административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают эконо­мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот­стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров­ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот. который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни­кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?


В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от­рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече­ния успешности начатого дела?


Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить :

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо­рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра­
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

1. Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти основывается, в частности, на том, что в государстве необходимо осуществлять такие три функции, как принятие законов (содержащих обязательные правила поведения), исполнение их и осуществление правосудия — наказание нарушителей этих правил, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением законодательства. Это естественная предпосылка разделения властей. Но есть и другая, политическая, сторона дела: с точки зрения обеспечения, сохранения демократии целесообразно распределить эти три направления государственной деятельности между тремя разными государственными органами, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком, одним органом (ведь обладатель власти может ею злоупотреблять, проявить склонность к произволу). Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, обращать внимание на нарушение закона другим органом (что не обеспечивается при концентрации власти в одних руках). Эти три власти при их разделении могут сдерживать, уравновешивать друг друга. Вот почему говорят о «сдержках и противовесах», о необходимости их применения во властном пространстве.

Итак, реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами.

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти: судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Разделение властей, так же как и само их функционирование, основывается на Конституции, которую все три власти обязаны исполнять. Их взаимодействие регулируется правом и в свою очередь призвано гарантировать господство права, верховенство Конституции, правовой характер государства.

Разделение властей, их сбалансированность способствуют тому, чтобы политическая борьба, личные политические амбиции находились под контролем общества, не носили разрушительный характер, смена руководителей властных структур проходила в законном порядке.

Принцип разделения властей был реализован в той или иной форме, с разной степенью последовательности во многих государствах. В частности, в завоевавших независимость в конце XVIII в. Соединенных Штатах Америки этот принцип был положен в основу государственной системы и осуществляется довольно последовательно и успешно.

В любой стране реализация принципа разделения властей имеет свои особенности, часто значительные. Это в полной мере относится и к Российской Федерации. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется, в частности, в особенностях положения Президента РФ в системе органов государства. Такое положение характерно для смешанных (прези-дентско-парламентских) форм правления. В республиках, входящих в состав России, также существует разделение властей.

СООТНОШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Секция: 10. Юриспруденция

XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

СООТНОШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

“Checks and balanсes” – выражение, пришедшее в нашу речь из английского языка. Оно означает «система сдержек и противовесов», то есть разделение компетенции между органами государственной власти, которое обеспечивает их взаимный контроль.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в Российской Федерации разделена на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10) [1, с. 7].

Органы законодательной власти (в России это Федеральное Собрание) – представительные и законодательные органы, образуемые путем выборов, основной их задачей является правотворчество. Второй ветвью власти являются исполнительные органы. На Федеральном уровне они представлены Правительством РФ, в задачи которого входит организация исполнения положений Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы же судебной власти осуществляют правосудие, разрешение возникших в обществе споров и принимают решения о наказании лиц, совершивших противоправные поступки. Перечень судебных органов представлен в ФКЗ «О судебной системе РФ» [2, с. 4].

Президент Российской Федерации не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, он обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее координировать действия всего механизма государства.

Система разделения властей сложилась вследствие того, что основу деятельности государства составляют следующие функции: принятие законов, их исполнение, осуществление правосудия. Для организации деятельности демократического государства необходимо распределить указанные направления деятельности между различными органами. В противном случае, власть может быть монополизирована одним человеком (или органом), что может привести к установлению тоталитарного режима, преобладанию частных интересов над общегосударственными. Именно поэтому возникла необходимость не только разделить полномочия между различными органами, но и обеспечить их взаимный контроль, дать возможность сдерживать и уравновешивать друг друга. Таким образом, все три ветви власти тесно соприкасаются между собой, и только точное определение полномочий каждого органа способно организовать четкое и слаженное управление демократическим государством.

В статье 2 Конституции закреплено, что задачи, стоящие перед государством в целом, являются общими и для всех ветвей власти («Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [3, с. 6]). Однако в рамках реализации стоящих перед государственными органами задач важно наметить и определить их специфические функции и полномочия, исследовать их связи, формы взаимного влияния, пути разрешения противоречий.

Определенный интерес представляет вопрос о соотношении исполнительной и судебной ветвей власти в современном демократическом российском обществе.

Одна из основных функций судов – отправление правосудия, которая заключается в защите как интересов граждан, так и интересов государства. Суды осуществляют контроль в том числе и за деятельностью органов исполнительной власти, которые возникают в сфере исполнительной и распорядительной деятельности указанных органов. Судебные органы защищают права и законные интересы органов исполнительной власти, от нарушений со стороны граждан и негосударственных организаций в сфере охраны общественного порядка, экономики, обеспечения общественной безопасности и в иных сферах.

Особый интерес представляют вопросы судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти по отношению к гражданам и иным субъектам правовых отношений, возникающих в сфере исполнительной и распорядительной деятельности указанных органов. Этот аспект отношений двух ветвей власти имеет важное значение для укрепления законности и государственного порядка, охраны прав и свобод человека и гражданина.

Судебный контроль в России осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Конституционный контроль за соответствием Конституции РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ (ст.125). Если судебный орган признал акт или положение не соответствующим положениям Конституции, то в силу ст. 125 (п.6) они утрачивают силу. Законом о Конституционном Суде закреплены определенные пределы, вмешательства Конституционного Суда в сферу деятельности органов исполнительной власти, когда речь идет о проверке конституционности соответствующих нормативных актов управления [4].

2. Контроль судов общей юрисдикции за правомерностью и законностью решений и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц. В ст. 46 Конституции РФ закрепляется, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти могут быть обжалованы гражданином Российской Федерации в суд [5, с. 12].

3. Контроль за законностью ненормативных актов органов исполнительной власти, затрагивающих законные интересы и права граждан и организаций в сфере предпринимательства. Данная деятельность относится к компетенции арбитражных судов.

Конституционный суд Российской Федерации правомочен не только контролировать конституционность нормативно правовых актов, но и призван разрешать споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ (ст.125 Конституции РФ).

Взаимодействие исполнительной и судебной власти можно проследить и в ходе формирования органов правосудия, обеспечения их кадрами, финансовыми, материальными ресурсами. В полномочия Правительства РФ входит обязанность обеспечить финансирование всех судов из бюджета Российской Федерации (ст.124 Конституции).

Деятельность исполнительной власти по обеспечению кадрами судебных органов выражается в том, что исполнительные органы подготавливают кадры не только в государственных вузах, но и в общеобразовательных школах, на курсах послевузовской подготовки. Для этих целей выделяется финансирование, предоставляются служебные помещения и иные ресурсы.

После принятия федеральных законов «О судебных приставах» [6] и «Об исполнительном производстве» [7] функция судов по контролю и руководству работой судебных приставов была передана Минюсту России. А по ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» [8] функции материально-технического и организационного обеспечения судов была изъята из юрисдикции Министерства юстиции Российской Федерации и передана Судебному департаменту. Эти изменения еще раз подчеркивает необходимость определения четких границ полномочий между государственными органами.

Важным моментом в системе сдержек и противовесов является то, что судебное решение носит обязательный характер, то есть оно обязательно для исполнения всеми гражданами, государственными и иными органами.

Не следует забывать и о главной особенности судебной власти – независимость при осуществлении правосудия и конституционного контроля. Принятие решений по конкретным делам ограждается от какого-либо влияния, как внешнего, так и внутреннего, для обеспечения справедливого и взвешенного решения по конкретному делу.

Таким образом, теория разделения властей содержит два взаимосвязанных компонента, существующих в неразрывном единстве. По-прежнему она нацелена на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, узурпацию власти, утверждение авторитарного или даже тоталитарного режима в обществе. Одновременно с первой задачей, речь идет о рационализации и оптимизации государственной организации, повышении коэффициента полезной деятельности его разнообразных структур, эффективности системы управления государственными делами.

В заключение хотелось бы обратить внимание на некоторые положения, содержащиеся в выступлении Владимира Владимировича Путина на семинаре-совещании судей в 2016 году. Президент отметил, что в ходе реформы судоустройства удалось вывести судебную ветвь власти на новый уровень развития. В. В. Путин подчеркнул, что многое зависит от профессионализма и открытости судей, стремления детально разобраться в деле и вынести справедливое решение [9].

Эффективность судебной системы усиливает другие ветви государственной власти, способствует гражданскому миру и общественному благополучию, делает организованной и сильной экономику.

§ 1. Место судебной власти в системе государственной власти РФ

Власть — это авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действи­ем других людей1.

Разделение законодательной, исполнительной и судеб­ной ветвей власти является важнейшим принципом функцио­нирования Российской Федерации как правового государ­ства — провозглашает Декларация «О государственном суве­ренитете Российской Советской Федеративной Социалисти­ческой Республики» от 12 июня 1990 г. № 22-1. Этот важней­ший принцип закреплен и в действующей Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в Российской Феде­рации осуществляется на основе разделения на законодатель­ную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).

Реализуя конституционный принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям влас­ти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимо­действуя между собой и уравновешивая друг друга. Ни один государственный орган не вправе выходить за пределы пол-

номочий, установленных для него Конституцией РФ и други­ми законами.

Принцип разделения властей означает, что законодатель­ную деятельность, принятие законов осуществляет предста­вительный, законодательный орган; исполнение законов, ис­полнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществля­ется независимыми судебными органами.

Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголов­ного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ), иначе го­воря, посредством рассмотрения и разрешения конституцион­ных, гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях (проступках). Эта деятельность носит наиме­нование правосудия (от слов — правый, т. е. правильный, спра­ведливый, и суд). Осуществление правосудия возложено на суды в лице судей и привлекаемых в установленном законом поряд­ке к осуществлению правосудия присяжных, народных и ар­битражных заседателей. Никакие другие органы и лица не впра­ве принимать на себя осуществление правосудия (ч. 1 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»1).

Суду принадлежит особая роль в демократическом обще­стве. «Выступая как полноценный носитель судебной власти, используя присущий только ему способ разрешения конф­ликта интересов — правосудие, суд выступает регулятором отношений субъектов общества, обеспечивая соответствие этих отношений норме права»2.

Суд представляет собой государственный орган, на кото­рый возложено выполнение соответствующих функций су­дебной власти. Как орган государственной власти суд образу­ется в установленном государством порядке, наделяется оп­ределенной компетенцией и государственно-властными пол-

1 См.: Большая советская энциклопедия. Т. 5. 3-е изд. М., 1971. С. 151. 26

1 См.: СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; № 51. Ст. 4825.

См.: Радченко В. И. О судебной системе Российской Федерации. Федераль­ный коституционный закон: Краткий комментарий. М., 2002. С. 3.

номочиями, необходимыми материальными и организаци­онными средствами, имеет свою структуру. Кадровый состав суда составляют люди, состоящие на государственной служ­бе, осуществляющие полномочия судебной власти на профес­сиональной основе.

Таким образом, судебную власть возможно определить как «самостоятельную ветвь государственной власти, которая на профессиональной основе осуществляется специально создава­емыми органами государства — судами — путем рассмотрения по особым процедурным правилам конституционных, граждан­ских, арбитражных, уголовных дел и дел об административных правонарушениях (отправление правосудия) с вынесением име­нем государства общеобязательного решения, исполнение ко­торого обеспечивается силой государственного принуждения»1.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и ос­новываются на конституционных принципах:

4 осуществления правосудия только судом;

4 независимости судей и подчинение их только Консти­туции РФ и федеральному закону;

4 установления законом состава суда;

Ф состязательности и равноправия сторон;

4 гласности судебного разбирательства;

* государственного языка судопроизводства;

Ф презумпции невиновности;

4 недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление;

Ф обеспечения права на защиту и пользование квалифи­цированной юридической помощью.

Конституционные принципы организации и деятельнос­ти органов судебной власти будут подробно рассмотрены в следующих главах настоящего учебника.

1 См.: Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и ад­вокатура России. Юристъ, 2001. С. 41.

More from my site

  • Как сдать декларацию об обороте пива Росалкогольрегулирование декларирование алкоголя и пива В соответствии с пунктом 1 статьи 14 218 ФЗ все организации (юридические лица), и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют розничную реализацию (оборот) должны […]
  • Формирование и компетенция совета федерации Структура и компетенция совета федерации РФ Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 […]
  • Образец неустойки за алименты Образец неустойки за алименты Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Купить дом в селе львовском краснодарского края Продажа домов и коттеджей на Новая ул в Львовское с Продается дом 64 кв.м., на 24 сотках, в с. Львовском. На участке 2 жилых дома. В 1-ом доме 3 комнаты, с/узел. Установлена сплит система и триколор ТВ, в 2012 г. сделан […]
  • С228 ук рф в амнистии 2018 Внесение изменений в 2018 году статью 158 228 Планируемые изменения в статью 228 УК РФ в 2018 году Опубликовано: 26 января 2018 Планируемые изменения в статью 228 УК РФ в 2018 году «О внесении изменений в статьи 228 Уголовного […]