Компетенция федеральных органов исполнительной власти это

Компетенция федеральных органов исполнительной власти это

1. В целях проведения государственной политики в сфере финансового оздоровления и банкротства Правительство Российской Федерации:

определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами;

определяет порядок объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства;

осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;

определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.

2. Правительство Российской Федерации утверждает следующие правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации:

общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражного управляющего;

правила проведения финансового анализа; правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

правила проведения и сдачи теоретического экзамена; правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;

правила проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов — арбитражных управляющих.

3. Федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

4. Регулирующий орган:

осуществляет контроль за соблюдением сам о регулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;

проводит проверки деятельности саморегулируемых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемых организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

обращается в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего;

оказывает поддержку саморегулируемым организациям и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;

участвует в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена;

утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих;

ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих;

осуществляет иные предоставленные ему настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочия.

На регулирующий орган, осуществляющий указанные в настоящем пункте полномочия, не могут быть возложены функции уполномоченного органа, представляющего законные интересы государства как кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, и (или) собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника.

5. Правительство Российской Федерации определяет порядок учета мнений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур банкротства.

6. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

7. Ежеквартально территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности представляют информацию об организациях, имеющих лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в арбитражные суды по месту нахождения указанных организаций и в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации

Компетенция федеральных органов исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти различаются по содержанию компетенции, т.е. по объему функций и полномочий, отнесенных к их ведению. Функции могут быть эксклюзивными и унифицированными, эксклюзивные функции вправе осуществлять только орган исполнительной власти данного вида. Унифицированные (общие) функции отнесены к ведению как федеральных министерств, так и федеральных ведомств (федеральных служб и федеральных агентств).

Существо и предназначение эксклюзивных функций

Контрольные функции включают в себя проведение проверок деятельности физических и юридических лиц (в том числе и публичных юридических лиц), не подчиненных контролирующему органу. При осуществлении контроля проводятся эпизодические проверки, ограниченные временны́ми пределами, установленными предписанием соответствующего органа или должностного лица. Контроль проводится по месту нахождения проверяемого объекта – выездной контроль либо осуществляется в опосредованных формах – камеральный контроль, при котором выездные контрольные мероприятия не проводятся, а проверяется соответствующая документированная информация, представленная контролирующему органу.

В процессе системного контроля должностные лица органа исполнительной власти проверяют соблюдение нормативных актов, изданных контролирующим органом, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, входящими в систему указанного органа.

Предназначением общего контроля является соблюдение требований законодательства и ведомственных актов контролирующего органа не подчиненными ему физическими и юридическими лицами. Общими контрольными полномочиями наделены все министерства и ведомства, действующие в сферах правоохранительной деятельности, обороны и безопасности. Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с индивидуальным правовым актом, устанавливающим вид мероприятия по контролю (выездная, контрольная проверка, камеральная проверка и др.), сроки его проведения и реквизиты должностного лица, управомоченного на проведение проверки.

Типичной разновидностью общего контроля является финансовый и налоговый контроль, контроль, осуществляемый органами юстиции в сфере деятельности общественных объединений, контроль органов внутренних дел в сферах частной детективной и охранной деятельности, оборота оружия. Должностные лица органов внутренних дел, юстиции, таможенных, налоговых и иных правоохранительных органов в соответствии с законодательством вправе применять принудительные меры к правонарушителям в целях пресечения и раскрытия правонарушений.

Отдельными общими контрольными полномочиями наделены федеральные министерства и ведомства в сферах экономики, здравоохранения, транспорта, сельского хозяйства, охраны природы. Указанные органы исполнительной власти действуют в качестве специально уполномоченных государственных органов экологического, ветеринарного, санитарно-эпидемиологического, транспортного контроля.

Надзорные функции включают в себя проведение финансового, бюджетного, страхового, экологического и иного специализированного надзора. Надзорные функции осуществляются в отношении объектов независимо от формы собственности. Надзор, как правило, осуществляется в отношении неподчиненных объектов (надзорная деятельность органов государственного пожарного надзора системы МЧС; осуществление надзора за пользованием маломерными судами; надзорная деятельность Рособрнадзора, Росприроднадзора, других федеральных служб, управомоченных на проведение надзора).

Надзорная деятельность не столь формализована и не предусматривает вышеуказанных процессуальных действий, осуществляемых при проведении контрольного мероприятия. Проведение надзора не ограничено временными пределами.

Разрешительные функции включают в себя административные процедуры, обусловленные выдачей органом исполнительной власти специальных документов (лицензий, ордеров, разрешений), санкционирующих осуществление предпринимательской и иной деятельности; приостановление действия таких документов либо их аннулирование (отзыв). Разрешительные функции включают выдачу всех документов, удостоверяющих правомерную деятельность лица, т.е. документов, подтверждающих легитимность совершенной сделки или свидетельствующих о законности осуществляемой лицом предпринимательской или некоммерческой деятельности. К разрешительной деятельности относится также осуществление государственной регистрации договоров, имущественных объектов, прав, а также выдача соответствующих документов.

К функции нормативного регулирования относится деятельность органа исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, такие акты деперсонифицированы, предназначены для неоднократного применения и действуют впредь до их отмены.

Функции по управлению публичным имуществом включают в себя совокупность административных процедур по осуществлению органом исполнительной власти правомочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, переданного публичным коммерческим организациям (федеральным унитарным предприятиям и федеральным казенным предприятиям), а также государственным некоммерческим организациям – публичным учреждениям.

Функции по оказанию публичных услуг предоставляются в сферах образовательной деятельности, здравоохранения, культуры и искусства; транспорта (например, перевозочной деятельности); промышленности. Публичные услуги оказываются всем заинтересованным в них лицам. Оказание публичных услуг представляет собой особую разновидность административной деятельности, при осуществлении которой предписания гражданского законодательства применяются лишь в тех случаях, когда это вытекает из существа отношения и не противоречит административному законодательству, нормы которого имеют приоритет при регламентации деятельности, связанной с оказанием публичных услуг. Таким образом, правовой режим оказания публичных услуг устанавливается нормами административного и гражданского законодательства, причем частноправовая регламентация допустима лишь тогда, когда это заведомо не может привести к коллизии норм публичного и гражданского права.

Публичные услуги, предоставляемые федеральными агентствами, предусматривают осуществление конкретных работ (например, строительных), и в этом случае результат их оказания материализован, представлен конкретным объектом движимого или недвижимого имущества, причем такое имущество обретает новые полезные свойства вследствие оказания публичной услуги, что допускает возможность его последующего коммерческого использования.

Публичные услуги, предусматривающие оказание правовой и иной консультационной помощи, либо услуги в сфере перевозочной деятельности не имеют конкретного имущественного выражения. Оказание таких услуг не преследует цель создать конкретный имущественный объект или улучшить коммерческие свойства вещи. В этом случае услуги оказываются в интересах лица, заинтересованного в их предоставлении, в целях защиты его имущественных или личных неимущественных прав (например, правовые консультации, оказание медицинской консультационной помощи, консультирование по вопросам трудоустройства и т.п.).

Оказание публичных услуг устанавливает взаимные обязанности государственного органа и заинтересованного лица. Договор публичного оказания услуг может быть возмездным либо безвозмездным, когда его условия предусматривают бесплатное предоставление услуг (например, отдельных видов медицинских услуг). В случае возмездного предоставления услуг заинтересованное лицо обязано внести установленную договором плату.

Участниками договора публичного оказания услуг (в отличие от публичного договора как цивилистического института) являются субъекты публичного и частного права. Для такого договора характерно неравноправие сторон: государственно-властными правами и обязанностями наделено только федеральное агентство.

Под публичными учетными функциями понимается ведение реестров, регистров, кадастров.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти это

17. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ), ЕГО КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА

Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Виды органов исполнительной власти:

1) по федеративному устройству:

– федеральные органы исполнительной власти;

– органы исполнительной власти субъектов Федерации;

– территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

2) по характеру компетенции:

– общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);

– органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам);

3) по составу руководства:

– единоличные (различные министерства);

– коллегиальные (Правительство РФ);

4) по организационно-правовым формам:

– на федеральном уровне;

– на уровне субъекта Федерации;

5) по источникам финансирования:

– финансируемые за счет средств федерального бюджета;

– финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

– принцип федерализма – обусловлен государственным устройством России;

– принцип законности – все органы государственной власти создаются и действуют на основании закона. Издаваемые ими нормативные акты должны соответствовать закону;

– принцип экономичности – осуществление организационно-правовых мер, направленных на обеспечение экономии государственных средств и содержание аппарата управления;

– принцип самостоятельности органов исполнительной власти – выражается в том, что в деятельность органов исполнительной власти не могут вмешиваться никакие другие органы и эти органы не находятся в организационном подчинении каких-либо иных органов. Однако самостоятельность эта относительна, их деятельность подконтрольна (например, Счетной палате);

– принцип гласности – предполагает широкое обнародование через средства массовой информации о результатах работы органов исполнительной власти;

– принцип единства системы – по предметам ведения РФ и совместного ведения рФ и ее субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию возложенных на них задач и полномочий.

Компетенция органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.

Структура компетенции: 1) цели и задачи органа исполнительной власти; 2) совокупность функций государственного органа; 3) комплекс прав и обязанностей (полномочий); 4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.

20. Структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная исполнительная власть является двуступенчатой. Правительство и федеральные органы (министерства и др.)

повт. состав и компетенцию П-ва, ст. 110, 114 Конституции РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

Министерство здравоохранения РФ

Министерство иностранных дел РФ

Министерство культуры РФ

Министерство обороны РФ

Министерство промышленности РФ

Министерство связи РФ

Министерство топлива и энергетики РФ

Министерство труда и социального развития РФ

Министерство финансов РФ

Министерство юстиции РФ

2. Государственный комитет РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам, отнесенных к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

ст. 260 Гос. комитет РФ по делам молодежи

Гос. комитет РФ по кинематографии

Гос. комитет РФ по печати

Гос. комитет РФ по физической культуре и туризму

Правовое положение федеральных министерств и государственных комитетов характеризуется следующими общими чертами:

1. перечень, установленный Президентом РФ

2. они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в масштабах страны

4. положение о федеральном министерстве, государственном комитете утверждаются Президентом или по его поручению Правительством

5. министры и председатели государственных комитетов назначаются Правительством

6. министерства и государственные комитеты наделены самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, с Правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами.

3. федеральные ведомства – это органы, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов.

Различают федеральные комиссии

Федеральная энергетическая комиссия РФ

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Федеральная комиссия по недвижимому имуществу и оценке недвижимости

Федеральная авиационная служба России

Федеральная архивная служба России

Государственная налоговая служба России

Федеральная пограничная служба России

Федеральная служба безопасности России

Российское агентство по патентам и товарным знакам

Российское космическое агентство

Российское агентство правительственной связи информации при Президенте РФ

Федеральный горный и промышленный надзор России

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Компетенция органов государственной власти

Например, Всемирный банк раз в два года на основе 25 различных показателей определяет эффективность государственного управления в различных странах.
Российскую систему государственного управления оценивают по следующим основным показателям: качество оказываемых государством услуг; качественные характеристики функционирования государственных институтов; компетенция и уровень компетентности государственных служащих; уровень доверия со стороны населения и бизнеса к политике, проводимой правительством; качество государственного регулирования экономики.
Проводимые в 2004 году социологические опросы показали, что только 14% граждан из числа опрошенных были удовлетворены качеством и доступностью предоставляемых им государством услуг. В Канаде этот показатель составил 56%. В целом по разработанным Министерством экономического развития и торговли России критериям эффективность государственного управления в 2004 году в сумме по отдельным позициям составила 48,1 единицы из 100 возможных. К 2010 году этот показатель планируется довести до 70 единиц.

Федерации»
Вопросы для закрепления изученного материала: Конституционные основы разграничения предметов ведения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации (ст. 71-72). Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации. Административно-правовой статус Центрального банка России. Административно-правовой статус Счетной палаты России. Роль и место органов прокуратуры Российской Федерации в процессе функционирования системы государственного управления. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по вопросам формирования органов исполнительной власти других управленческих уровней. Взаимосвязь и взаимодействие органов исполнительной власти Российской Федерации с другими органами государственной власти. Понятие административно-правового регулирования процессов прогнозирования и программирования. Основные черты административно-правового регулирования прогнозирования и программирования. Характер взаимоотношений органов прогнозирования и программирования с органами государственной
власти. Административно-правовое регулирование службы занятости населения. Права и обязанности службы занятости.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти по формированию информационных ресурсов и организации обмена информацией

Информационные системы могут входить организационно либо быть связанными функционально со следующими едиными государственными системами, создаваемыми для решения задач охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности: —

Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); —

Единой государственной системой экомониторинга (ЕГСЭМ); —

Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО); —

Системой государственного учета и контроля ядерных материалов; —

Федеральной системой сейсмонаблюдений и прогноза землетрясений.

Система «экологической» информации должна способствовать решению следующих задач: —

достижению внутригосударственных и международных целей устойчивого развития; —

разработке и осуществлению на практике законодательства и общей политики в области охраны окружающей среды; —

процессу принятия решений, особенно на уровнях субъектов федерации и местном; —

информированности общественности, предпринимателей и неправительственных организаций о состоянии и тенденциях изменения окружающей среды.

Организация и координация работ по использованию информационных баз данных — одна из основных функций Управления информационного и документального обеспечения Президента РФ (утверждено Указом Президента от 15.04.98 г. №377).

Важная роль в организации сбора и анализа информации принадлежит Межведомственным комиссиям Совета Безопасности РФ по экологической безопасности и по охране здоровья населения, положения о которых утверждены Указом Президента РФ от 19.09.97 г. № 1037. Комиссии имеют право запрашивать и получать необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти Российской Федерации, от учреждений, организаций и должностных лиц, пользоваться информационными банками Администрации Президента РФ и федеральных органов государственной власти для подготовки предложений по выработке и реализации основных направлений политики Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности государства, оценки экологических угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, оценки источников экологической опасности, подготовки предложений по решению экологических проблем, связанных с защитой здоровья населения, с обеспечением экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в сельскохозяйственных и других отраслях экономики, с уничтожением химического, ядерного и других видов оружия, с ликвидацией зон экологического неблагополучия.

Право запрашивать и получать соответствующую информацию от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено: —

Правительственной комиссии по координации деятельности и оперативному решению вопросов в сфере охраны живых ресурсов территориальных вод, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, Каспийского и Азовского морей при рассмотрении вопросов обеспечения экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия; —

Межведомственной комиссии по проблеме геологического обеспечения безопасного захоронения радиоактивных отходов (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.04.93 г. № 375); —

Межведомственной научно-технической комиссии по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.93 г. № 1242).

В соответствии с действующим законодательством и положениями, утвержденными указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, федеральные органы исполнительной власти: —

осуществляют сбор, хранение, обработку, анализ информации об экологической сфере, в связи с чем имеют право запрашивать у иных министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций информацию по направлениям своей деятельности и получать ее; —

формируют базы данных и создают информационные системы, системы наблюдения, оценки и прогнозирования состояния объектов наблюдения по направлениям своей деятельности; —

проводят государственную регистрацию потенциально опасных веществ, используемых в качестве сырья и материалов предприятиями, населением; —

ведут кадастры природных ресурсов; —

учитывают и ведут реестры предприятий, осуществляющих потенциально опасную для окружающей природной среды и окружающих деятельность; —

разрабатывают формы государственной и ведомственной статистической отчетности; —

проводят экспертизы территорий, потенциально опасных объектов и производств, организуют экологическое аудирование.

В результате указанной деятельности формируются информационные ресурсы как основа для удовлетворения заявок потребителей информации, подготовки государственных докладов, оперативных сообщений, бюллетеней и иного справочного материала.

Основные функции федеральных органов исполнительной власти при осуществлении информационного обеспечения в экологической сфере деятельности состоят в следующем.

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет: мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду; мониторинг животного и растительного мира (кроме лесов); учет объектов, загрязняющих природную среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие; учет опасных отходов (в том числе радиоактивных) и мест их размещения; обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и природных ресурсов; ведение совместно с заинтере сованными федеральными органами исполнительной власти банков данных об окружающей среде, участие в ведении банков данных о природных ресурсах и их использовании, о природоохранных и ресурсосберегающих технических, технологических и организационно-экономических решениях; обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией; публикует либо передает для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности.

Госкомэкология РФ определен ответственным за создание Единой государственной системы экологического мониторинга в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.11.93 г. №1229. Общее руководство деятельностью ЕГСЭМ возложено на Госкомэкологию РФ.

В соответствии с поручением Правительства РФ от 17.03.95 г. №АЗ-П9-08081 разработано «Временное положение о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды». Положение определяет порядок взаимодействия МЧС России, Госкомэкологии России, Минздрава РФ, Минприродных ресурсов РФ, Государственного земельного комитета РФ, Рослесхоза, Минсельхозпрода РФ и их подведомственных и территориальных органов при чрезвычайных и аварийных ситуациях, в результате которых произошло или может произойти загрязнение окружающей природной среды, и в случаях выявления фактов экстремально высокого загрязнения окружающей среды. Установлены содержание информационных сообщений об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и их последствиях, типовая схема их передачи, критерии экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе (ч.1, ст.7) предусмотрено введение банков информации о различных видах деятельности и о негативном воздействии намечаемой деятельности на окружающую природную среду.

Госкомэкология РФ совместно с другими министерствами и ведомствами готовит ежегодно Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации. Он является официальным документом и направлен на обеспечение государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Доклад содержит сведения об осуществляемых на территории России правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восстановлению природные ресурсов и служит основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также экологических программ.

Структура доклада отражает комплексный характер информации об окружающей природной среде.

Одним из принципиальных положений формирования Государственного доклада является использование официальных данных — государственной статистики и отчетности, кадастров природных сред и экологического мониторинга, официальных аналитических разработок министерств и ведомств.

Министерство природных ресурсов РФ организует разработку и выполнение мероприятий по предупреждению вредного воздействия вод, аварийных загрязнений вод, осуществляет наблюдение и контроль загрязнения подземных вод (в том числе радиоактивного), сбор, анализ, обработку и распространение информации по вопросам водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных объектов (взаимодействуя по этим вопросам с общественными объединениями и средствами массовой информации); обобщает и систематизирует информацию, полученную им при его участии в организации государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и воздействием на природную среду.

Органы государственного геологического контроля РФ (утверждено постановлением правительства РФ от 20.11.95 г. № 1124) во взаимодействии с Госкомэкологии РФ и Минприродных ресурсов осуществляют контроль за размещением извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых с целью исключить их вредное влияние на окружающую среду.

Государственный земельный комитет РФ создает банк данных о федеральных и других землях, единый банк данных о наличии и состоянии земельных ресурсов, ежегодно составляет государственный доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации.

Федеральная служба лесного хозяйства России формирует базу государственных информационных ресурсов о состоянии лесного фонда, фиксируя, в том числе результаты радиационного контроля лесного фонда, взаимодействует со средствами массовой информации, общественными объединениями и гражданами.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, решая основные задачи по обеспечению продовольственной безопасности населения, организует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работу по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 г. установлены государственная регистрация и ведение Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, а также специальные требования по обеспечению потребителей информацией (ст.ст. 12, 17).

Министерство здравоохранения РФ создает государственную систему наблю дения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг), формирует базы данных о состоянии охраны здоровья населения и среды обитания человека, проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ (постановление Правительства РФ от 12.11.92 г. № 869).

Минздрав РФ вносит предложения по предотвращению и ликвидации опасного и вредного воздействия на здоровье человека факторов окружающей природной среды, условий труда и быта. С этой целью ведется соответствующая статистика и формируется единая система информации отрасли здравоохранения.

Минздрав РФ обязан публиковать материалы о состоянии здоровья населения, а органы санэпиднадзора, входящие в его структуру, обязаны оказывать информационные и консультативные услуги государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Информация о факторах, оказывающих вредное влияние на здоровье, включая информацию о санитарно

эпидемиологическом благополучии района проживания, должна предоставляться местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам (ст. 19 «Основ законодательства об охране здоровья граждан»).

МЧС России координирует работу по сбору, обработке и обмену информацией; ведет учет чрезвычайных ситуаций; представляет в Правительство РФ информацию о трансграничных, федеральных, региональных и территориальных чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по их ликвидации, готовит ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В системе ФСБ России формируется банк данных об экологической безопасности, содержащий сведения: —

о намерениях отечественных или иностранных юридических и физических лиц разместить (захоронить) на территории России вредные промышленные отходы в обход существующих норм и правил; —

о предполагаемых поставках в нашу страну оборудования, технологий или материалов, использование которых может привести к нежелательным экологическим последствиям; —

о назревании социально-политических конфликтов в отдельных регионах, обусловленных ухудшением экологической обстановки.

Миннауки России располагает значительным, доступным для широкого использования, информационным массивом и базами данных и готово не только представлять нужные сведения, оказывать содействие координации и кооперации в партнерстве, но и помочь адаптировать существующие решения к практическому применению.

Госстандарт России в соответствии с требованиями Директивы ЕЭС 91/155/ЕЕС разработал и утвердил ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению экологической безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации». Паспорт содержит данные о видах опасного воздействия вещества, мерах по предотвращению опасной ситуации, правилах обращения, хранения, транспортирования и утилизации. 6.3.

Особенности правового регулирована доступа к информации в экологической сфере

В ряде случаев информация о состоянии окружающей среды и чрезвычайных ситуациях (в особенности в части мер предупреждения чрезвычайных ситуаций и охраны окружающей среды) тесно связана с информацией о деятельности предприятия, учреждения, организации, которая содержит сведения ограниченного доступа, составляющие государственную, военную, служебную, коммерческую, налоговую и иные виды тайн. При сборе необходимой информации об аудируемом предприятии возможны коллизии (столкновения интересов) норм законодательства, устанавливающего требования по сохранности сведений, и норм об открытом доступе к определенной информации, Особенно остро эта коллизия проявляется при обеспечении ядерной и радиационной безопасности, при осуществлении оборонной, военной, космической деятельности, при уничтожении химического и биологического оружия.

Здесь следует иметь в виду, что состав прав экологического аудитора на получение информации о состоянии окружающей среды и загрязнении, о степени опасности аудируемого предприятия для окружающей среды и населения определяется его правами как гражданина Российской Федерации.

Право на информацию является одним из основополагающих прав личности и закреплено ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.48 г. В соответствии с Федеральным законом «Об участии в международном информационном обмене» участниками информационного обмена в Российской Федерации могут являться физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22.11.91 г., ст. 31, Конституцией РФ (ст.ст. 24, 29, 31, 33,42), Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст.ст. 12, 13), Федеральными законами «Об информации, информати зации и защите информации» (ст.ст. 12, 13, 24), а также рядом других документов устанавливаются права граждан на получение и распространение информации; устанавливаются обязанности государственных органов, местного самоуправления, учреждений и должностных лиц обеспечивать каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Указом Президента РФ от 31.12.93 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» сформулированы принципиальные положения о праве на информацию как одном из фундаментальных прав человека и о деятельности государственных органов, организаций, предприятий, общественных организаций и должностных лиц на принципах информационной открытости.

Кроме того, права граждан и организаций на получение информации в экологической сфере обеспечиваются путем: —

установления ответственности должностных лиц за сокрытие или искажение информации (Конституция РФ, ст.41; Закон «Об охране окружающей природной среды» ст.ст. 14, 84; Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» ст.24, «Об использовании атомной энергии» ст.61, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ст.6; Закон «О безопасности» ст.7; Градостроительный кодекс РФ ст.66 п.1; Уголовный кодекс РФ ст.ст.144, 237); —

установления обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, предоставлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах (ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); —

представления декларации промышленной безопасности органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который устанавливается Правительством РФ (ст.14 п.6 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); —

установления обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений информировать население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций (ст. 5 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»); —

исключения возможности закрытия информации о загрязнении окружающей природной среды, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о стихийных бедствиях, о состоянии окружающей природной среды (Закон «О государственной тайне», ст.7; Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 06.10.97 г., «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.6; «Об экологической экспертизе», ст.7; «Об информации, информатизации и защите информации», ст.10; постановление Правительства РФ от 24.03.97

г. №334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также иные правовые нормативные акты); —

утверждения перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (постановление Правительства РФ от 05.12.91 г. №35); —

утверждения перечня сведений конфиденциального характера, включая служебную и коммерческую тайну (Указ Президента РФ от 06.03.97 г. № 188); —

установления порядка доступа лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.08.98 г. № 1003.

Отношения, возникающие между заказчиком экологического аудита и аудитором, между органами власти, организациями-собственниками (владельцами) информации или информационной продукции и аудитором (который выступает как пользователь информации) — это отношения, присущие предпринимательской деятельности, которые регулируются гражданским законодательством. Положения об объеме, форме и сроках представления, достоверности исходной информации для проведения экологического аудита предприятия, предоставления аудитору дополнительной информации в том или ином виде (например, информации общего назначения или специализированной информации), а также расчетов за оказание иных информационных услуг должны были включены в условия договора о проведении экологического аудита.

Практика международных отношений по обеспечению доступа к экологической информации показывает, что в просьбе о предоставлении экологической информации (в ее «расширительном» толковании) может быть отказано, когда она затрагивает: —

конфиденциальность материалов работы органов государственной власти и конфиденциальность рассмотрения вопросов, касающихся международных отношений и национальной обороны; —

вопросы, связанные с государственной безопасностью; —

коммерческую и промышленную конфиденциальность, включая интеллектуальную собственность; —

документы, разглашение содержания которых может повлечь за собой угрозу для окружающей среды, (например, информацию о местах размножения редких видов животных).

Федеральным законом «Об участии в международном информационном об мене» ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной к государственной тайне или иной конфиденциальной информации (ст.8, п.1). Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам утверждено постановлением Правительства РФ 02.08.97 г. № 973.

На основе общих положений о разграничении информации по категориям доступа действующее российское законодательство регулирует доступ к информации путем: —

установления сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, в том числе о количестве, устройстве и технологии производства ядерного и специального оружия, о тактико-технических характеристиках и возможностях вооружений и военной техники, о дислокации, назначении, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании и строительстве, а также отводе земель, недр и акваторий для этих объектов, о дислокации Вооруженных Сил РФ (ст.5 Закона «О государственной тайне»; Указ Президента РФ от 24.01 98 г. №61 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»); —

введения на территориях городских и сельских поселений зон военных объектов и иных режимных территорий, а также специальных разрешений на строительство объектов недвижимости, составляющих государственную тайну (ст.ст. 40, 48, 63 Градостроительного кодекса РФ); —

возложением на лицензиата обязанности внести в перечень документации для получения лицензии на осуществление проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель (положение о лицензировании утверждено постановлением Правительства РФ от 12.12.95 г. № 1230) данные об обеспечении соблюдения режимных условий, связанных с использованием материалов, и о сохранности сведений, составляющих государственную тайну; —

ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием (ст. 10 Закона «О государственной тайне»); —

ограничения доступа к информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация содержит сведения, составляющие государственную тайну (ст.ст.2, 13 Федерального закона «Об использовании атомной энергии»); —

регулирования порядка распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 16 Закона «О государственной тайне; —

отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (ст.ст. 21, 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе»); —

запрещения привлекать иностранных экспертов к государственной экспер тизе тех объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст.7 ч.2); —

закрепления требований по сохранению государственной тайны при организации и проведении государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.05.98 г. № 461 п.1б); —

обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны (ст.2, п.11 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.96 г.); —

установления особого порядка осуществления государственного контроля природопользования, предусмотренного, в частности, Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов (утверждено постановлением Правительства РФ от 24.01.98 г. № 77); —

возложения на должностных лиц государственной лесной охраны РФ при посещении режимных военных и оборонных объектов для проверки ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны, обязанности иметь кроме служебного удостоверения оформленные и выданные в установленном порядке справку о допуске, предписание на выполнение задания и разрешение на посещение территории объекта (ст.10.1 Положения о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.07.98 г. № 850); —

утверждения особого порядка организации и проведения государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ (постановление Правительства РФ от 18.05.98 г. №461); —

обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии (постановления Правительства РФ от 11.06.96 г. № 693, от 03.04.97

обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Минобороны РФ, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.98 г. № 655; —

недопущения (в соответствии со ст.43 Закона «О недрах») платы за право на пользование недрами в виде услуг военного характера и выдачи информации, составляющей государственную или коммерческую тайну пользователя; —

лицензирования деятельности по международному информационному обмену, установленного постановлением Правительства РФ от 03.06.98 г. № 564, целью которого является предотвращение незаконного вывоза за пределы территории РФ государственных информационных ресурсов и государственное регулирование деятельности по ввозу документированной информации.

More from my site

  • Купить жилье в омске под материнский капитал Агентство ВТК-недвижимость «Зеленый свет Вашим желаниям!» Главная / КУПИТЬ-СНЯТЬ / ПРОДАЖА | ВТОРИЧКА / Дома, Участки под МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Дома, Участки под МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ ID объекта: 522744 Ухоженный, в […]
  • Увольнение по соглашению сторон какие выплаты Компенсация по допсоглашению при увольнении В трудовом законодательстве определен перечень ситуаций, в которых работодатель обязан выплатить выходное пособие при расторжении трудового договора. Например, выходное пособие при […]
  • Гк рф ст 1226 Статья 1226. Интеллектуальные права На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные […]
  • Статья 79 трудового кодекса российской федерации Статья 79. Прекращение срочного трудового договора Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден […]
  • Типовой устав для общественной организации Образец. Устав региональной общественной организации Оставить комментарий к документу Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Образец. Устав региональной общественной организации», а также задать вопросы, связанные с […]