Установление тарифов на вывоз жидких бытовых отходов

Содержание статьи:

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 9 июня 2016 г. № ЦА/39319/16 “О рассмотрении обращения”

Федеральная антимонопольная служба в рамках своей компетенции рассмотрела обращение Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 25.04.2016 N их31-01060/16 о разъяснении действующего законодательства и сообщает следующее.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения.

Так, согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.

При этом, в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).

Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом отмечаем, что согласно части 5 статьи 7 Федерального закона абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Таким образом, оплата услуг по сбору и вывозу жидких бытовых расходов осуществляется в рамках соответствующего договора водоотведения или договора на вывоз жидких бытовых отходов.

В соответствии с частью 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.

В этой связи расходы на вывоз жидких бытовых отходов учитываются при установлении гарантирующей организации тарифов на водоотведение при наличии у гарантирующей организации соответствующих договоров водоотведения, заключенных с абонентами в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Отмечаем, что в случае, если потребитель заключает договор водоотведения с гарантирующей организацией, оплата услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов осуществляется с применением установленного гарантирующей организации тарифа на водоотведение.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 дает разъяснения по вопросам применения Правил № 491.

С учетом изложенного, за дополнительными разъяснениями по вопросам, связанным со сбором и вывозом твердых бытовых отходов целесообразно обращаться в Минстрой России.

Обзор документа

Разъяснено, что в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов госрегулирование тарифов не осуществляется.

Услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются по возмездному договору. Стоимость определяется и согласовывается сторонами.

Абоненты, объекты капстроительства которых подключены к централизованной системе водоснабжения и не присоединены к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с компанией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с первой.

Расходы на вывоз жидких бытовых отходов учитываются при установлении гарантирующей организации тарифов на водоотведение при наличии соответствующих договоров.

Если потребитель заключает договор водоотведения с гарантирующей организацией, то услуги оплачиваются с применением установленного тарифа на водоотведение.

Отмечено, что содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

За разъяснениями по вопросам сбора и вывоза твердых бытовых отходов следует обращаться в Минстрой России.

Разъяснения ФАС вопроса тарификации услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов

Письмом Федеральной антимонопольной службы от 09.06.2016 N ЦА/39319/16 разъяснены вопросы тарификации услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.

Так, федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения. К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод. При этом под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Таким образом, исходя из положений Закона, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.

Согласно Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

Соответственно, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса РФ. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом РФ. При этом абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Расходы на вывоз жидких бытовых отходов учитываются при установлении гарантирующей организации тарифов на водоотведение при наличии у гарантирующей организации соответствующих договоров водоотведения, заключенных с абонентами.

В случае, если потребитель заключает договор водоотведения с гарантирующей организацией, оплата услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов осуществляется с применением установленного гарантирующей организации тарифа на водоотведение.

Дополнительно ФАС обращено внимание, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Хотим осуществлять деятельность по вывозу отходов в поселке. У нас есть очистные сооружения и гарантирующая организация, однако сети отсутствуют. Просим разъяснить как рассчитывать и утверждать тариф на вывоз ЖБО?

Вопрос: Хотим осуществлять деятельность по вывозу отходов в поселке. У нас есть очистные сооружения и гарантирующая организация, однако сети отсутствуют. Просим разъяснить как рассчитывать и утверждать тариф на вывоз ЖБО?

Добрый день! Ответ дает специалист финансово-инвестиционного консалтинга в ЖКХ и энергетике Маслова Ольга по состоянию нормативной базы на 04.07.2016:

Деятельность по вывозу ЖБО не относится к регулируемым видам деятельности в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее 416-ФЗ). В отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется. В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов.

Таким образом, считаем правильным отнесение услуги по вывозу ЖБО к жилищным услугам. Отношения между потребителем услуги и подрядной организацией регулируются нормами гражданского законодательства (договор перевозки, договор возмездного оказания услуг). При этом стоимость услуги, порядок расчетов определяется и согласовывается Сторонами договора на вывоз ЖБО.

При отсутствии сведений за прошлый год или опыта при расчете тарифа на вывоз ЖБО даем несколько рекомендаций:

  1. Первично нужно определиться с объемом вывоза ЖБО, для этого нужен реестр договоров с потребителями с указанием объемов вывоза жидких бытовых отходов;
  2. Исходя из емкости ассенизаторских машин и периодичности вывоза необходимо произвести расчет потребности в транспортных средствах, занятых вывозом ЖБО;
  3. Следующий шаг – расчет нормативной численности, штатное расписание (с выделением работников, занятых вывозом ЖБО), разработка положения об оплате труда, премировании, коллективный договор и т.д. При планировании штатного расписания учтите так называемый коэффициент невыходов – т.е. период времени когда работники отсутствуют в период отпуска, больничных, обучения и т.д.;
  4. Расчет расходов на ГСМ, топливо – в соответствии Распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»;
  5. Расчет расходов на ремонт – если договором аренды ассенизаторских машин предусмотрено, что ремонт делаете Вы. Предварительно нужно осмотреть транспортные средства, оценить их состояние;
  6. Рассчитать расходы на запасные части, расход шин:
    — Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02;
    — Нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей / ЦЕНТРОРГТРУДАВТОТРАНС Министерства транспорта РФ, Москва, 1996 г.
  7. Рассчитать расходы на страхование ТС, содержание гаражей, боксов и т.д.;
  8. Произвести расчет транспортного налога;
  9. Спрогнозировать расходы на специальную одежду, охрану труда – рассчитать по нормативу, расходы на медицинские осмотры водителей, на мыло и чистящие средства;
  10. Заложить общехозяйственные расходы. Если организация осуществляет иные виды деятельности, их нужно будет распределить пропорционально базе для распределения (согласно положениям учетной политики);
  11. Определить норму рентабельности и суммы налогов от оборота (НДС, налог на прибыль, единый налог при применении УСН);
  12. Рассчитать единый для всех категорий потребителей на вывоз ЖБО (население, прочие, бюджетные потребители) (в многих поселениях в части услуг населению вывоз ЖБО субсидируется из местного бюджета).

При этом отмечаем, что согласно части 5 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией. Таким образом, оплата услуг по сбору и вывозу жидких бытовых расходов осуществляется в рамках соответствующего договора водоотведения или договора на вывоз жидких бытовых отходов.

Расходы на вывоз жидких бытовых отходов учитываются при установлении гарантирующей организации тарифов на водоотведение при наличии у гарантирующей организации соответствующих договоров водоотведения, заключенных с абонентами в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ. В случае, если потребитель заключает договор водоотведения с гарантирующей организацией, оплата услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов осуществляется с применением установленного гарантирующей организации тарифа на водоотведение. Официальное разъяснение на похожий вопрос изложено в Письме ФАС России от 9 июня 2016 г. № ЦА/39319/16.

Наша компания осуществляет услуги по экспертному расчету тарифов в т.ч. на вывоз ЖБО как для подрядных организаций в этой сфере и управляющих организаций, так и для Администраций муниципальных образований при отборе подрядной организации посредством конкурсных процедур или для обоснования бюджетных расходов на субсидии в части вывоза ЖБО на очередной год.

Об установлении максимального тарифа на вывоз жидких бытовых отходов многоквартирных жилых домов по ул.Гудина, д.13 и д.13А рп.Листвянка Иркутского района Иркутской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
ИРКУТСКИЙ РАЙОН
ЛИСТВЯНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Глава муниципального образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2015 г. № 11

«Об установлении максимального тарифа на вывоз жидких бытовых отходов многоквартирных жилых домов по ул.Гудина, д.13 и д.13А рп.Листвянка Иркутского района Иркутской области»

На основании Постановления Правительства РФ от 10.02.1997 г. №155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 г. №114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения», ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст.ст.6, 24, 48 Устава Листвянского муниципального образования,

1. Утвердить с 01.04.2015г. максимальный тариф на вывоз жидких бытовых отходов от многоквартирных жилых домов по ул.Гудина, д.13 и д.13А рп.Листвянка Иркутского района Иркутской области в размере 158 рублей за 1 м3 вывозимых жидких бытовых отходов;

2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете «Наша Листвянка» и на официальном сайте Администрации Листвянского МО.

Глава Листвянского МО Г.В.Бичевина

ENGLEWOOD, Colo. (AP) The Denver Broncos have signed six-year veteran cornerback Chris Lewis-Harris and waived cornerback Taurean Nixon 24 hours after his pick-6 of Paxton Lynch at the team’s mandatory minicamp.

Lewis-Harris spent four full seasons with the Cincinnati Bengals before splitting last season between the Bengals and Baltimore Ravens.

Часы работы:

История изменений

Шатковский поселковый Совет
Шатковского района Нижегородской области

РЕШЕНИЕ

«Об установлении тарифов
на вывоз жидких бытовых отходов
муниципального образования на 2017 г.»

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса,

Шатковский поселковый Совет решил:

1. Установить и ввести в действие с 01 января 2017 г. по 30 июня 2017г. тарифы (без НДС) на вывоз жидких бытовых отходов для МУП «КОМУНЭНЕРГО» в следующих размерах (руб/ м³):
иные потребители — 133,75
2. Установить и ввести в действие с 01 января 2017 г. по 30 июня 2017г. тарифы (с учетом НДС) на вывоз жидких бытовых отходов для МУП «КОМУНЭНЕРГО» в следующих размерах (руб/ м³):
жилой фонд – 144,11
3. Установить и ввести в действие с 01 июля 2017 г. по 31 декабря 2017г. тарифы (без НДС) на вывоз жидких бытовых отходов для МУП «КОМУНЭНЕРГО» в следующих размерах (руб/ м³):
иные потребители — 139,64
4. Установить и ввести в действие с 01 июля 2017 г. по 31 декабря 2017г. тарифы (с учетом НДС) на вывоз жидких бытовых отходов для МУП «КОМУНЭНЕРГО» в следующих размерах (руб/ м³):
жилой фонд – 150,45
5. МУП «КОМУНЭНЕРГО» применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС.
6. Себестоимость, учтенная при формировании тарифов, установленных настоящим решением, рассчитана с учетом системы налогообложения, действующей в организации на момент вынесения решения.
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Шатковский поселковый Совет.

Глава местного самоуправления
р.п.Шатки В.В.Мальцев

Правительство Иркутской области

Официальный портал

О проверке правильности начисления платы за услугу «вывоз жидких бытовых отходов» по адресу: п. Листвянка, ул. Гудина,13 и 13А

  • Главная
  • >
  • Сайты органов государственной власти Иркутской области
  • >
  • Cлужба государственного жилищного надзора Иркутской области
  • >
  • Новости
  • >
  • О проверке правильности начисления платы за услугу «вывоз жидких бытовых отходов» по адресу: п. Листвянка, ул. Гудина,13 и 13А

О проверке правильности начисления платы за услугу «вывоз жидких бытовых отходов» по адресу: п. Листвянка, ул. Гудина,13 и 13А

Службой государственного жилищного надзора Иркутской области (далее — Служба) проведена проверка правильности начисления платы за услугу «вывоз жидких бытовых отходов» по адресу: п. Листвянка, ул. Гудина,13.

ООО «Уютный дом» представило в Службу документы в соответствии, с которыми ООО «Уютный дом» производит начисление платы за услугу «вывоз жидких бытовых отходов».

Согласно договору № 80/14 от 22 сентября 2014 года, заключенному между ООО «Уютный дом» (Абонента) и организацией, осуществляющей прием сточных вод (ООО «Южнобайкальское»), ООО «Южнобайкальское» обязуется принимать от абонента доставляемые автотранспортом Абонента в емкостях сточные воды в пределах объема (лимит) 1035 м3 в месяц. Стоимость приема сточных вод по договору № 80/14 от 22 сентября 2014 года установлена в размере 14,76 руб/м3 согласно тарифу, установленному приказом № 68-спр от 14 марта 2014 года службы по тарифам Иркутской области, расчет производится за фактически принятый объем сточных вод. Стоимость работ за откачку и вывоз жидких бытовых отходов рассчитывают в соответствии с тарифом 158,01 руб/м3, утвержденным решением Думы Листвянского муниципального образования № 47-дгп от 17 июля 2013 года «Об утверждении тарифа на услугу «Откачка и вывоз жидких бытовых отходов».

Согласно представленным ведомостям учета вывоза сточных вод автотранспортом от жилых домов № 13 и № 13А по ул. Гудина, а также выставленных ООО «Южнобайкальское» счетов на оплату услуг объемы жидких бытовых отходов в период с января по июль 2015 года составили 769,1 м3, 610,07 м3, 763,03 м3, 702,2 м3, 679,1 м3 и 654,2 м3 соответственно. ООО «Уютный дом» предъявило к оплате собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов № 13 и № 13А данные услуги согласно фактически понесенных затрат пропорционально общей площади.

В частях 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно статье 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ.

В соответствии со статьей 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, вследствие чего собственникам многоквартирных домов № 13 и № 13А, расположенных по адресу: п. Листвянка, ул. Гудина, необходимо принять решение об установлении размера платы за услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов с учетом рекомендаций о фактической стоимости данных работ, представленных управляющей компанией.

В ходе проверки было установлено, что протокол по утверждению платы за услуги по вывозу и очистке жидких бытовых отходов жителям многоквартирных домов № 13 и № 13А, расположенных по адресу: п. Листвянка, ул. Гудина, утвержденных с 1 кв.м., отсутствует.

Чем нарушен пункт 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ООО «Уютный дом» Службой выдано предписание инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу установления размера платы за услуги по вывозу ЖБО для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, производить начисление платы за указанные услуги в соответствии с действующим законодательством, а именно в соответствии с размером платы на данные услуги, принятым на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома с 1 кв.м.

More from my site

  • Покупка дома г воткинск Жилой комплекс "Весна" в Воткинске, 2 поселок Жилой комплекс «Весна» расположен по адресу: УР, г. Воткинск, в северной части 2-го поселка, перекресток ул. 8 Марта и ул.1905 года, вдоль ул. Спорта. Рядом расположены школы №№ 6 и […]
  • Трёхколёсное транспортное средство Трехколесное транспортное средство Номер патента: 1615022 СОЮЗ СОВЕТСКИХСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХРЕСПУБЛИК 1615022 А 19) 1)5 В 62 0 61/ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯПРИ ГКНТ СССР ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ ЛЬ ТВ КОМУ СВИ К […]
  • Увольнение по п1 ст81 тк рф ст 81 ТК РФ с комментариями юриста В ч. 1 ст. 81 ТК приводится перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В этом перечне: 1. Объединены основные и дополнительные основания расторжения трудового […]
  • О чем 65 статья конституции Статья 65 Конституции РФ 1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика […]
  • Онлайн заявление на визу в латвию Онлайн заявление на визу в латвию Анкету для визы следует заполнить полностью и лично подписать (за несовершеннолетних анкету подписывает лицо с родительскими полномочиями или юридический опекун). В анкете следует указать полную […]