Кто законный представитель юридического лица

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 25.4 позволяет сделать ряд выводов:

1) они подлежат применению, когда производство по делу ведется в отношении юридического лица (в т.ч. иностранных юридических лиц, коммерческих и некоммерческих организаций) либо когда юридическое лицо является потерпевшим по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 25.1, 25.2);

2) защиту прав и интересов упомянутых юридических лиц осуществляют их законные представители. К ним относятся:

а) руководитель юридического лица (независимо от того, как он называется исходя из учредительных документов, например, генеральный директор ОАО, директор государственного унитарного предприятия, председатель производственного кооператива). Он действует без доверенности (предъявив, например, служебное удостоверение);

б) лицо, которое признано органом юридического лица исходя из норм закона (например, Закона об ООО, Закона о ПК, из норм ст. 71, 84 ГК об органах хозяйственных товариществ и т.д.) либо учредительных документов (например, исходя из устава ЗАО, договора о создании полного товарищества, типового устава казенного предприятия). Полномочия последних также подтверждаются документами, удостоверениями, которые подписаны руководителем и выданы всем лицам, входящим в коллегиальный исполнительный орган юридических лиц.

2. Применяя правила ч. 3, 4 ст. 25.4, нужно учесть следующее:

1) они касаются лишь стадии рассмотрения дела;

2) они устанавливают, что по общему правилу дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматриваются с участием его законного представителя или защитника. В практике возникает вопрос: допустимо ли одновременное участие в деле и законного представителя юридического лица, и защитника? Да, правилам ч. 3 ст. 25.4 это не противоречит;

3) они устанавливают исчерпывающий перечень случаев, когда дело об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом, может быть рассмотрено без участия законных представителей и защитников (см. о последних коммент. к ст. 25.5): нельзя (по усмотрению судье, органа, должностного лица) толковать этот перечень расширительно;

4) судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе (но только на стадии рассмотрения дела) признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица (или защитника). Данный вопрос разрешается исходя из всех обстоятельств дела. О том, что присутствие законного представителя или защитника юридического лица обязательно, выносится определение, которое передается юридическому лицу. Оно должно отвечать требованиям ст. 29.12 (см. коммент. к ней).

Законные представители

Законный представитель — лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые либо недееспособны или ограниченно дееспособны, либо в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности, а также в защиту прав и законных интересов юридического лица.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители.

В порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин признается судом недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени гражданина, признанного недееспособным, выступает его опекун. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом ограниченно дееспособный гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношении с любыми лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Над несовершеннолетними гражданами при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов, устанавливается опека и попечительство. При этом опека назначается над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет), а попечительство — над несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 25.3 КоАП РФ законные представители граждан могут выступать в интересах всего лишь двух участников производства по делам об административных правонарушениях: лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего. Представляя интересы этих участников производства по делу, их родители, усыновители, опекуны и попечители свои родственные связи или соответствующие полномочия удостоверяют документами, предусмотренными законом. Такими документами являются: паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, решение об установлении опеки или попечительства.

Законные представители имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. От имени лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего их законные представители осуществляют все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым.

Присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, лишенных возможности в силу своего физического или психического состояния самостоятельно осуществлять свои права, обязательно. Исключениями являются случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении законных представителей о месте и времени рассмотрения дела и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрении дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Вместе с тем не требуется обязательного присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении законных представителей несовершеннолетних лиц (если только они ни признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными). Однако при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, в конкретном случае судья, орган, должностное лицо, рассматривающие это дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя данного лица.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица — потерпевшего, также осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Так, согласно ст. 91 ГК РФ в обществе с ограниченной ответственностью создается коллегиальный и (или) единоличный исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества; исполнительным органом акционерного общества в соответствии со ст. 103 ГК РФ может быть правление, дирекция (коллегиальный орган) и (или) единоличный руководитель — директор, генеральный директор и т. д. Положения ГК РФ конкретизируются нормами федеральных законов, регулирующих правовое положение, организацию и деятельность отдельных видов юридических лиц.

Однако существует и локальное нормативное регулирование организации и деятельности юридических лиц. Прежде всего это учредительные документы и принятые на их основе внутренние документы юридических лиц — локальные статутные нормативные документы, также определяющие отдельные вопросы организации и деятельности органов управления юридического лица. Кроме того, юридическими лицами издается большое количество актов правоприменительной деятельности самих органов управления (приказы, указания, решения и др.). Важно подчеркнуть, что законным представителем юридического лица в процессе производства по делам об административных правонарушениях помимо его руководителя может быть только лицо, признаваемое в таком качестве в соответствии с законом или учредительными документами, а не согласно актам органов управления юридического лица.

Хотя в ст. 25.4 КоАП РФ и не указывается, что законным представителем юридического лица при производстве по делам об административных правонарушениях может быть только его единоличный орган — физическое лицо, по смыслу статьи понятна невозможность исполнения этих функций коллегиальным органом управления. Это явствует, в частности, из положений ч. 3 и 4 данной статьи относительно присутствия законного представителя юридического лица при рассмотрении дела.

Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия единоличного руководителя как законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение — служебным удостоверением или соответствующей справкой. Единоличный руководитель действует от имени юридического лица, в том числе представляет его интересы в процессе производства по делу об административном правонарушении, без доверенности.

Полномочия законного представителя юридического лица, не являющегося его руководителем, также подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, но служебного удостоверения или соответствующей справки в этом случае недостаточно. В ст. 25.4 КоАП РФ не говорится о необходимости удостоверять полномочия законного представителя юридического лица, не являющегося его руководителем, доверенностью. По смыслу данной статьи возможно представление судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, копии учредительного или иного документа, обусловливающего возможность участия данного лица в производстве по делу в качестве законного представителя. Но целесообразно удостоверение полномочий законного представителя соответствующей доверенностью.

Законный представитель юридического лица вправе присутствовать при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Однако закон не требует его обязательного присутствия при осуществлении данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Статьей 25.4 КоАП РФ не предусмотрена также обязательность присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, достаточно присутствие его защитника. Между тем отсутствие обоих недопустимо. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

Без законного представителя и защитника, точно так же, как и в случае рассмотрения правонарушения, совершенного физическим лицом, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении этих лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Обязательность присутствия при рассмотрении дела лиц, уполномоченных потерпевшим юридическим лицом, законом тоже не предусмотрена. Однако при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица. Поскольку законодатель в ч. 4 ст. 25.4 КоАП РФ не уточняет, имеется ли в данном случае в виду только законный представитель лица, привлекаемого к ответственности, или же и законный представитель потерпевшего юридического лица, судья, орган, должностное лицо могут признать обязательность присутствия при рассмотрении дела обоих.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Статья 25.4. Законные представители юридического лица

СТ 25.4 КоАП РФ

1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Комментарий к Ст. 25.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Лицом, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшим могут быть не только физические, но и юридические лица. Защиту их прав и законных интересов осуществляют законные представители — руководители, иные лица, в соответствии с законом или учредительными документами признанные органом юридического лица.

2. Хотя в комментируемой статье и не указывается, что законным представителем юридического лица может быть только его единоличный орган — физическое лицо, по смыслу статьи понятна невозможность исполнения этих функций коллегиальным органом управления. Это явствует, в частности, из положений ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи относительно присутствия законного представителя юридического лица при рассмотрении дела. Полномочия единоличного руководителя как законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, — служебным удостоверением или соответствующей справкой. Единоличный руководитель действует от имени юридического лица, в том числе представляет его интересы в процессе производства по делу об административном правонарушении, без доверенности.

3. Полномочия законного представителя юридического лица, не являющегося его руководителем, также подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, но служебного удостоверения или соответствующей справки в этом случае недостаточно. Хотя в комментируемой статье не говорится о необходимости удостоверять полномочия такого лица доверенностью, ее целесообразно оформить.

4. Законный представитель юридического лица вправе присутствовать при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Однако закон не требует его обязательного присутствия при осуществлении данной меры обеспечения производства по делу. В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ при осмотре может присутствовать и подписать соответствующий протокол (в случаях, не терпящих отлагательства) не законный, а иной представитель юридического лица.

5. Комментируемой статьей не предусмотрена обязательность присутствия при рассмотрении дела об административном правонарушении законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, достаточно присутствия его защитника. Между тем отсутствие обоих недопустимо. Без законного представителя и защитника дело может быть рассмотрено лишь в случаях выявления административного правонарушения в области дорожного движения, которое зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, а также когда имеются данные о надлежащем извещении этих лиц о месте и времени рассмотрения дела, а от них не поступило ходатайство с просьбой отложить рассмотрение дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

6. Обязательность присутствия лиц, уполномоченных потерпевшим юридическим лицом, законом не предусмотрена. Однако в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи судья, орган, должностное лицо вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица. Поскольку законодатель не уточняет, имеется ли в виду только законный представитель привлекаемого к ответственности лица или же и законный представитель потерпевшего, судья, орган, должностное лицо могут признать обязательность присутствия их при рассмотрении дела (либо кого-то из них).

Статья 25.4 КоАП РФ. Законные представители юридического лица (действующая редакция)

1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

2. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

3. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 25.4 КоАП РФ

1. Об административной ответственности юридического лица см. комментарий к ст. 2.10, о статусе потерпевшего — комментарий к ст. 25.2.

Учредительными документами юридического лица являются устав и (или) учредительный договор, требования к учредительным документам юридического лица определены ст. 52 ГК.

Согласно ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и учредительными документами.

2. Законным представителем юридического лица по смыслу ч. 2 комментируемой статьи, кроме его руководителя, может быть руководитель его представительства, филиала, назначенный юридическим лицом и действующий на основании его доверенности.

Общие требования к лицам, которые в силу федерального закона или учредительных документов выступают от имени юридического лица, определены п. 3 ст. 53 ГК.

3. Законные представители вправе осуществлять защиту прав и законных интересов на всех этапах производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, — от возбуждения указанного дела до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об указанном правонарушении.

О моменте возбуждения дела об административном правонарушении см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП. О статусе защитника см. комментарий к ст. 25.5. По смыслу КоАП процессуальные действия, осуществляемые при исполнении постановления по делу об административном правонарушении, не относятся к производству по указанному делу. Однако законные представители вправе осуществлять защиту прав и интересов юридического лица и на этапе исполнительного производства — в процессе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Применительно к ч. 4 комментируемой статьи следует иметь в виду, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 — 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3, 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.21 — 14.23, ч. 1 и 2 ст. 19.9 КоАП, совершенных юридическими лицами, в случаях, не требующих проведения административного расследования, рассматриваются судьями арбитражных судов. О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.

О судьях, органах, должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, см. комментарии к статьям Особенной части КоАП.

Законный представитель юридического лица

Вопрос-ответ по теме

По делу об административном правонарушении при составлении протокола административный орган не принял в качестве законного представителя лицо, представляющее юрлицо по доверенности. Обратили внимание, что при составлении протокола должен быть только генеральный директор и никто иной. Насколько это правомерно? Кто такой законный представитель?

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.2 ст. 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является.

В то же время, следует учитывать, что права, принадлежащие законным представителям юридических лиц на основании ст.28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим законным представителем юридического лица.

КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч.4 ст.28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Учитывая изложенное, административный орган обязан допустить к участию в составлении протокола представителя юридического лица, действующего по доверенности, если у административного органа имеются данные, подтверждающие надлежащее извещение законного представителя юридического лица о дате, времени и месте составления протокола. Одним из доказательств такого извещения может быть доверенность, выданная за подписью законного представителя юр. лица на участие в конкретном административном деле.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 25.5. Защитник и представитель

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом».

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

«24. При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является*».

3. Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

«17. Положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

При этом следует учитывать, что права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 КоАП РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.*

Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ)».

4. Постановление 13 ААС от 15.05.2014 № А42-6700/2012

«Составленные административным органом процессуальные документы факт предоставления Столярову В.Н. права на дачу устных или письменных пояснений также не подтверждают.

Более того, как справедливо отмечено судом первой инстанции, Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, следовательно, никаких процессуальных оснований не допускать представителя юридического лица, уполномоченного участвовать в рассмотрении дела об административных правонарушениях, у ОНД города Мурманска не имелось.

Таким образом, не допустив к участию в деле представителя Общества Столярова В.Н., административный орган безусловно нарушил права заявителя, направленные на защиту лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности».

5. Постановление АС ВСО от 10.03.2015 № А19-7595/2014

«Ссылка арбитражного управляющего на то обстоятельство, что доверенность от 31.01.2014, выданная на имя Ермошиной М.С., носит общий характер и не наделяет ее полномочиями на участие в конкретном административном деле, не принимается судом кассационной инстанции.

Как разъяснено в пункте 17 (абзац 3) Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании статьи 28.2 Кодекса, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Материалами дела подтверждается, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещалось о факте возбуждения в отношении него административного правонарушения и о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а присутствовавшая при составлении протокола представитель конкурсного управляющего ЗАО «Завод «ПСК» Ермошина М.С. по доверенности от 31.01.2014 наделена полномочиями знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, знакомиться и подписывать протоколы об административных правонарушениях, совершать иные действия и пользоваться иными правами, представленными действующим законодательством Российской Федерации».

More from my site

  • Ст 671 гк протокол общего собрания Ст 671 гк протокол общего собрания Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Доверенность на получение денег по сберкнижке Доверенность на сберкнижку добрый день!бабушке 84 года,на какой срок можно оформить доверенность на сберкнижку через нотариуса,и можно ли будет сразу снять деньги в случае смерти бабушки? Ответы юристов (4) Вот как раз при […]
  • Выплата двухнедельного пособия при увольнении Статья 178. Выходные пособия 1. Выходное пособие - денежная сумма, выплачиваемая работнику при прекращении трудового договора в случаях и размерах, предусмотренных законом, коллективным договором либо трудовым договором. 2. […]
  • Статья 14 части 11 фз Статья 14 части 11 фз 31 мая 2002 года РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПринятГосударственной Думой19 апреля 2002 года ОдобренСоветом Федерации15 мая 2002 года (в ред. Федеральных законов […]
  • Конституция рф статья 45 часть 2 Статья 45 Конституции РФ 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Комментарий к […]