Долги государственных компаний

Отправить по почте

Структура долга

Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2018 гг.)

Дата публикации: 18.09.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2018 года

Дата публикации: 18.09.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2018 года

Дата публикации: 17.08.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2018 года

Дата публикации: 19.07.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2018 года

Дата публикации: 19.06.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2018 года

Дата публикации: 24.05.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2018 года

Дата публикации: 23.04.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2018 года

Дата публикации: 19.03.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 февраля 2018 года

Дата публикации: 22.02.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 года

Дата публикации: 19.01.2018

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2017 года

Дата публикации: 20.12.2017

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2017 года

Дата публикации: 17.11.2017

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2017 года

Дата публикации: 23.10.2017

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2017 года

Дата публикации: 21.09.2017

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2017 года

Дата публикации: 23.08.2017

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2017 года

КОРПОРАТИВНЫЙ ДОЛГ РОССИИ: ДИНАМИКА И СТРУКТУРА

Секция: 11. Экономика

XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

КОРПОРАТИВНЫЙ ДОЛГ РОССИИ: ДИНАМИКА И СТРУКТУРА

В статье рассматриваются динамика развития корпоративного долга и его структура в течение последних лет, проведены исследования влияния различных факторов на корпоративный долг.

Банковские структуры и компании не финансового профиля бесконтрольно привлекали денежные средства из зарубежных стран, за чем последовал рост внешнего корпоративного долга. Это вызвало повышение зависимости внутренних процессов от внешней среды. Кроме того, это одна из причин вовлечения России в мировой кризис, который привел к росту общих экономических диспропорций.

Проблема внешнего долга особенно обострилась, когда Запад ввел санкции против нескольких крупных корпораций России, как ответ на политику относительно конфликта в Украине. Актуальность подчеркивается возникновением неотложной необходимости решения данной проблемы.

Поскольку у компаний не было возможности найти ресурсы внутри своей страны, они стали привлекать ресурсы из зарубежных стран. Эти средства предназначались для модернизации производства и инвестирования, что является серьезным фактором развития и роста экономики. Однако, ресурсы использовались неэффективно. А это может привести к серьезным нарушениям состояния экономики.

Основные должники – это крупные банки и госкомпании. Теоретически, государство не обязано отвечать по долгам госкорпораций. Но фактически, государство нередко помогает компаниям с выплатой долгов. Примером является выделение крупных денежных сумм для помощи в погашении долгов банков (Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ), а также корпораций (Газпром, Роснефть).

За последние 20 лет положение внешнего долга РФ существенно изменилось. Государственный долг уменьшился со $160 миллиардов до $40 миллиардов. А вот корпоративный за этот же период времени наоборот резко возрос с $20 миллиардов до $550 миллиардов, то есть до 90% от всего внешнего долга России. Это хорошо просматривается на рисунке 1, источник данных [ 2 ] .

Рисунок 1. Динамика и структура внешнего долга РФ, млрд. рублей

График демонстрирует, что совокупный внешний долг России увеличивался с 1994 до 1999 на $70,5 миллиардов, достигнув $188,4 миллиардов. Затем, в течение 3-х лет внешний долг сократился на $42,1 миллиардов. С января 2002 по январь 2014 он стремительно возрастал и составил $728,8 миллиардов. После этого долг стал снижаться и к 2015 достиг отметки $599 миллиардов.

Следовательно, минимальный внешний долг был зафиксирован в январе 1994, а максимальный пришелся на январь 2014. На нынешний 2015 год ситуация начала улучшаться, и часть долга была погашена на $129,8 миллиардов.

Отсюда следует вывод – повышение корпоративного долга за двадцать лет вызвано небольшими затратами на получение и обслуживание иностранных займов, отсутствием системы госрегулирования и контроля числа внешних заимствований, увеличением доходов корпоративного сектора, связанным с удобной экономической средой.

Рассматривая динамику внешнего долга, целесообразным будет выявление взаимосвязи между корпоративным долгом и различными экономическими показателями. Используя программу Microsoft Excel и данные Банка России [5], были проведены исследования влияния нескольких факторов. Первым исследованием было построение корреляционной матрицы, показывающей искомую зависимость. Для ее построения был взят промежуток времени с 2003 по 2013, поскольку именно в этот период наблюдался значительный рост корпоративного долга.

Корреляционная зависимость внешнего корпоративного долга и других экономических показателей

Объем прямых инвестиций

Курс рубля к доллару

Объем прямых инвестиций

Курс рубля
к доллару

Данное исследование показывает, что наиболее тесная зависимость просматривается между корпоративным долгом и ВВП страны и составляет 0,93.

Проведенный регрессионный анализ показал, что влияние большой мультиколлинеарности не позволяет специфицировать в множественную регрессию цену на нефть, а затем объем прямых инвестиций. Они не проходят тест на достоверность по t -статистике. Поэтому в анализе остались два регрессора: ВВП и курс рубля к доллару. Результаты регрессионного анализа приведены в табл. 2.

Регрессионный анализ внешнего корпоративного долга и других экономических показателей

Курс рубля к доллару

Таблица 2 показывает достоверность всех выбранных регрессоров. Коэффициент детерминации равен 0,97, что свидетельствует о весьма тесной связи между признаками. Значимость по Фишеру, не превышающая 0,05, показывает высокую степень надежности уравнения регрессии и отсутствие случайности.

Следовательно, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что наибольшее достоверное влияние на корпоративный долг оказывает показатели ВВП страны и курс рубля. Связь между данными показателями проявляется в том, что привлечение дополнительных средств из-за рубежа сказывается увеличением ВВП страны. Чем больше слабеет рубль, тем меньше приходит в страну валютных ресурсов, и соответственно возникает спрос на кредиты. Однако значительные размеры внешнего долга являются причиной неустойчивости денежно-кредитной сферы [1].

Необходимо также рассмотреть структуру внешнего долга.

Банк России заявил, что на июль 2015 совокупный внешний долг равен $556 миллиардам, из которых $35 миллиардов – займы государства, $10,4 миллиарда – Банка России, $148 миллиардов – банковского сектора, $362 миллиарда – прочих секторов. Отсюда видно, что непосредственно корпоративный долг равен $510 миллиардам, или 90% от совокупного внешнего долга.

Отметим, что четверть корпоративного долга приходится на обязательства перед прямыми инвесторами и организациями прямого инвестирования.

Если посмотреть в валютном разрезе, мы увидим, что 67% приходится на доллары США, 18% — на рубли, 11% — на евро и 4% — на фунты. Здесь необходимо сказать о роли курсовой переоценки. Внешний долг РФ снизился в 2014 на $130 миллиардов. С учетом снижения курса рубля, евро и фунта к доллару США, $87 миллиардов уменьшения — это валютные переоценки, и лишь $43 миллиарда — чистое погашение.

Не стоит забывать о том, что Россия является нетто-кредитором внешнего мира. На 01.04.2015 ее внешние активы превышают внешний долг на $290 миллиардов ($844 миллиарда и $550 миллиардов соответственно) [5].

Рассмотрим погашение внешнего долга РФ за 2014-2015 года.

На 1.01.2015 внешний долг составлял $599 миллиардов, снизившись на 18% по сравнению с предыдущим годом. В детальном разрезе за 2014 год внешний долг государства снизился на 33%, банковской системы снизился на 20%, Банка России снизился на 35%, прочих секторов снизился на 14%

По данным Банка России за 2015 год ожидается выплата $142,5 млрд. в счет погашения внешнего долга. I кв: $42,7 млрд. II кв: $22,6 млрд. III кв: $34,7 млрд. IV кв: $42,5 млрд. Предполагается 4 пика выплат: февраль-март, июнь, сентябрь и декабрь. На 01.10.2015 уже имеется официальная информация, что совокупный внешний долг РФ снизился на 13% и равен $521,6 млрд [4]. То есть примерно $77,4 миллиарда было выплачено, что не соответствует прогнозу, поскольку ожидалось, что за этот период будет выплачено $100 миллиардов.

На рис. 2 приведен график погашения корпоративного и внешнего долгов (по состоянию на 1 июля 2015) по данным Банка России [6]. Левый столбец — внешний долг, правый – корпоративный. Указанные цифры отражают суммарную выплату основного долга и процентов по нему. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга.

Рисунок 2. График погашения внешнего и корпоративного долга РФ, млн долларов США

В таких условиях выделяются три главных источника по выплатам.

line-height:150%»> 1) накопленные валютные активы компаний. Корпоративный сектор на данный момент обладает большими валютными ресурсами, объём которых составляет $140 миллиардов. Разумеется, все средства не могут пойти на погашение, поскольку основная их часть участвует в операциях организаций.

line-height:150%»> 2) международные резервы ЦБ РФ. На 01.09.2015 они составляли $366 миллиардов. Кроме того, Банк России создал новый инструмент для борьбы с дефицитом валюты — операции валютного РЕПО. Благодаря ему началось рефинансирование банковских структур под залог валютных кредитов. Они выдаются только большим организациям со стабильной валютной выручкой, которые и являются главными кредиторами экспортеров.

line-height:150%»> 3) положительное сальдо по текущему счету. Главный вклад сюда вносят доходы от экспорта сырья, которые составили $500 миллиардов в 2014, а на 2015 прогнозируются в размере $350 миллиардов. За 2014 положительное сальдо текущего счета составило $59 миллиардов. Для сравнения — за 1 полугодие 2015 оно достигло $48 миллиардов. Банк России предполагает, что во 2 полугодии положительное сальдо составит $25 миллиардов [3].

В данной работе были исследованы динамика и структура корпоративного долга России. Получены результаты, свидетельствующие о том, что за последние 20 лет внешний долг России не переставая повышался из-за большого объема займов со стороны банков и нефинансовых компаний, что привело к увеличению зависимости государства от зарубежных стран. Ситуация начала стабилизироваться лишь с начала 2014 года, когда совокупный долг впервые за последние годы стал понижаться. Прогнозируется и дальнейшее рациональное погашение долга, что является необходимым для успешного функционирования и развития экономики страны. Также выяснилось, что наибольшее влияние на внешний долг оказывает показатель ВВП страны. Это связано с тем, что привлечение дополнительных средств увеличивает валовый внутренний продукт.

В целом, долговая политика России на ближайшее обозримое будущее будет направлена на обеспечение платежеспособности страны.

Государственные долги

Государственный долг

Термин «государственный долг» подразумевает под собой понятие финансового займа государства, направленного на покрытие бюджетного дефицита, кредитором может выступать иностранные валютные фонды или резиденты. Размер государственного долга определяется путем определения суммы бюджетных дефицитов прошлых лет, учитывая финансовые резервы.

Расчет государственного долга

Отметим, что рассматривая долг страны, выступающей должником, во внимание не будут браться встречные обязательства государства-должника по отношению к обязательствам других государств, или же юридических или физических субъектов. Еще можно отметить, что требования и обязательства в сферах обеспечения пенсионного и социального, в расчете и установлении государственного долга также не учитываются.

Сумма долговых обязательств выражается в национальной валюте государства, взявшего эти обязательства. Или же может быть рассчитан ее эквивалент в валютах иных государств. Для того чтобы более объективно учесть долговые обязательства государства-должника, сумма может быть выражена в процентах согласно ВВП (валовый внутренний продукт).

Статус «Государственного долга» выпущенного национализированными предприятиями, является неопределенным, эти обязательства могут, как включаться в расчет «Государственного долга», так и не включаться при расчете общих обязательств государства.

В случае колебания ценных бумаг государства, долговые обязательства учитываются номинальной стоимостью.

В кодексе Бюджета термин «Государственного долга» определяется понятием долговых финансовых кредитов государства перед иностранными и международными субъектами, также кредиторами могут выступать физические лица, юридические или иные компании.

Причины возникновения государственного долга

Главными причинами возникновения долговых финансовых обязательств страны является дефицит бюджета с учетом наличия свободных финансовых средств юридических и физических субъектов. Отношения инвестиционного климата, часто влияющий на рост экономики государства, уровень инфляции и обращение денежных фондов, способствует сокращению инвестиций и упадку экономики государства.

Специалисты, работающие над исследованием образования «государственного долга», сопоставив некоторые факторы, утверждают, что бюджет государства является главным финансовым планом страны. В нем происходит формирование финансов и дальнейшее их использование на необходимые нужды страны. Доходную часть составляют налоги и обязательные платежи в пользу государства юридическими субъектами.

Развивающиеся страны формируют свою налоговую систему, выступающую в качестве бюджета государства, за счет косвенных налогов. Это налог на услуги и товары, акцизы, налоги на наследство и на добавленную стоимость, налоги на сделку с недвижимостью и др. И прямо пропорционально состоит дело в остальных странах, не славящихся развитием бюджета. Такие государства составляют свой бюджет за счет прямых налогов. Это налоги, взимаемые непосредственно с доходов физических и юридических субъектов, а также налог с имущества налогоплательщиков.

Причины увеличения государственного долга

Долговые обязательства государства могут увеличиваться по нескольким причинам:

  • социальные конфликты в стране;
  • военные действия на территории государства;
  • сокращение налоговых обязательств, с целью экономической активизации;
  • спад экономики;
  • увеличение государственных расходов и упадок налоговых обязательств в период выборов;
  • увеличение напряженности в сфере бюджета и налогов.

Накопление задолженности органов правительства превращается в «Государственный долг», выплачиваемый с учетом начисленных процентов. Многие налогоплательщики, являясь держателями ценных бумаг страны, получают проценты от своих вложений, при этом выплачивая налоги. Эти налоги, являясь доходом бюджета государства, способны только частично погасить проценты государственного займа. Постоянная нужда в финансах, заставляет правительство страны прибегать к еще большим новым долгам, чтобы покрыть старые. Но ситуация складывается, что новые долги зачастую намного больше размером, чем старые обязательства. Из этого следует расчет долга государства, который составляет полный размер задолженности страны перед держателями ценных бумаг государства равный сумме бюджетных дефицитов прошлых лет.

Виды государственного долга

  • внешний долг государства – обязательства страны перед иностранными фирмами и банками, организациями международного класса, других государств и отдельные физические и юридические субъекты;
  • внутренний долг государства – обязательства страны перед своими гражданами, а также физическим и юридическим субъектам, выраженный в национальной валюте.

Существует также краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные обязательства государства перед кредиторами. Самыми проблематичными и тяжелыми являются долгосрочные долги (обязательства сроком выше пяти лет). Такие долги приходится выплачивать с начисленными высокими процентными ставками. Эти обязательства подлежат пролонгации, но это означает начисление процентов на имеющиеся проценты. Органы правительства страны часто приходят к консолидации краткосрочных (обязательства до одного года) и среднесрочных (обязательства от года до пяти лет) задолженностей, превращая их в долгосрочные кредиты. Они ограничиваются только выплатой ежегодно начисленных процентов, отлаживая выплату основного долга на длительный период.

Часто государственные власти прибегают к всевозможным методам, чтобы не оказаться в числе безнадежных должников. Безнадежные обязательства ограничивают доступ к финансовым ресурсам зарубежных компаний. Для выхода из таких ситуаций существуют несколько способов решения:

  • самый традиционный метод – выплата по обязательствам за счет золотовалютных резервов. Если государство уже принадлежит к числу безнадежных должников, то этот способ для них не актуален, так как все золотовалютные запасы у них исчерпаны;
  • консолидированные внешние обязательства, возможны только в случае согласия кредиторов на такие уступки. Компании, выступающие в качестве кредиторов, организовывают клубы специального назначения, где преобладает политическая солидарности в отношении государств, не способных выполнить свои долговые обязательства перед международными компаниями, выступающие кредиторами. Известными считаются Лондонский клуб (в составе банки-кредиторы) и Парижский клуб (в составе страны-кредиторы). Эти клубы уже славятся своей участью в отсрочке выплат по обязательствам, иногда списывая частично существующий долг;
  • уменьшение внешних долгов, методом конверсии, что означает превращение обязательств в долгосрочные инвестиции в зарубежные страны. Такой метод практикуют многие страны. Под этим понимается приобретение иностранными кредиторами недвижимости, права, ценных бумаг или участие капитала в стране, выступающей должником, в счет долговых обязательств. Это вариант приватизации собственности государства-должника, субъектов хозяйствования, для привлечения иностранных капиталовложений. При таком положении вещей компании страны, выступающей кредитором, выкупают долги страны-должника у своего государства, используя их в качестве приобретения собственности.
  • страна-должник обращается к международным, региональным банкам, а также к Всемирному банку, с просьбой предоставления льготного кредита, для стабилизации тяжелого положения. При этом такие банки выставляют жесткие требования по отношению к кредитной и эмиссионной политике, поощряя конкуренцию, и самое основное – способствует снижению до минимума бюджетного дефицита государства.

Существуют ли ограничения государственного долга

Увеличивать долговые обязательства государство перед кредиторами безгранично не может. Обуславливается это тем, что при достижении долга до определенного уровня, кредиторы и инвесторы перестают доверять платежеспособности государства. Платежеспособность государства-должника оценивается темпом роста экономики и рефинансированной ставки. Таким образом, снижение рефинансированной ставки по отношению к темпу роста ВВП способствует получению долгосрочных займов.

К банкротству страны может привести высокий уровень «Государственного долга» при оформлении новых обязательств, что способствует повышению процентных ставок и уменьшению инвесторов, готовых сделать вложения.

Зачем «Газпром» и «Роснефть» залезают в громадные долги? Версия Юлии Латыниной

И почему единственным способом покрыть их громадные убытки всегда оказывается продажа акций

2014 год, Игорь Сечин и Алексей Миллер. Фото: ТАСС

В жизни российских государственных нефтегазовых компаний наметился интересный тренд. Еще недавно эти компании собирали под себя частные активы. Считалось, что в проклятые 90-е олигархи растащили государственное достояние по частным углам, а теперь госкомпании восстанавливают целостность государства.

Теперь наметилась ровно противоположная тенденция. Госкомпании громко говорят о громадных долгах и неотвратимых убытках.

Единственным способом покрытия убытков и долгов оказывается продажа акций — причем в тот самый момент, когда репутация России стоит на нуле и, стало быть, акции стоят недорого.

Возьмем «Роснефть». Согласно консолидированной финансовой отчетности компании, ее долг по итогам 2016 г. составил рекордную цифру в 61,74 млрд долл., а чистая прибыль снизилась на 49% — до 181 млрд руб. Даже «Газпромнефть», которая добывает втрое меньше нефти, показывает результат намного лучший: ее чистая прибыль составила 200 млрд руб.

Именно большая долговая нагрузка и покупка «Башнефти» послужила официальной причиной продажи 19,5% «Роснефти» консорциуму из инвестиционного фонда Дубая, банка Intesa и компании Glencore. Были ли эти компании реальными покупателями акций или фронтерами, сказать трудно. Сейчас проданные акции принадлежат сингапурской QHG Shares Pte, которая принадлежит британской QHG Investment, которая контролируется британской QHG Holding, которая принадлежит кайманскому офшору QHG Cayman Limited.

Из этой запутанной корпоративной структуры видно, что со времени компании «Байкалфинансгрупп», зарегистрированной по адресу рюмочной «Лондон» в Твери, наши государственники сильно выросли.

Читайте также

Финансовые спецоперации. Кому на самом деле продают «Роснефть»?

Не менее показателен пример «Газпрома». Финансовый план компании на ближайшие три года предусматривает ежегодное превышение расходов над доходами. Иными словами, «Газпром» в течение трех лет планирует быть убыточным. Даже если цены на нефть удержатся у текущих отметок, дыра в бюджете компании составит не меньше 15 млрд долл.

Для начала я хочу, чтобы читатель понял размер проблемы.

Вспомним «Газпром» при Вяхиреве и 1999-й год — год страшного кризиса, когда нефть стоила по 12 долл. за баррель. У «Газпрома» в этот момент было три рынка, на которых газ продавался по разным ценам: это были внутренний рынок, страны СНГ и Европа.

2000 год. И.о. президента Владимир Путин, глава «Газпрома» Рэм Вяхирев. Фото: РИА Новости

В 1999 году «Газпром» продавал газ в Европу в среднем по 65 долл. за тысячу кубометров и получал прибыль от экспорта. При этом поставки на внутренний рынок были планово убыточные. В октябре 1999 года средняя цена отпуска газа промышленным потребителям составляла около 10 долл. за 1000 кубов. Цена, по которой газ отпускался некоторым странам СНГ, была сопоставима с внутренней.

Размер оплаты текущих поставок газа потребителями составлял около 28%, а для оплаты задолженности правительство Примакова ввело понижающие коэффициенты (в дополнение к девальвации). Если на январь 1998 года предприятие задолжало «Газпрому» миллион долларов, то 31 декабря 1998-го, чтобы расплатиться, ему было достаточно заплатить 173 тыс. долл.

На все это накладывался так называемый товарный кредит, то есть обязанность «Газпрома» поставлять газ Белоруссии, Украине и Молдавии, а главное — российским армии и селу без каких-либо гарантий оплаты. Они не платили вообще. С них старалась брать пример и вся остальная российская промышленность.

И вот при таких вводных «Газпром» в 90-х оставался рентабельным предприятием! Он показал убыток только в 1998 г., и то этот убыток был только на бумаге: он был связан с перерасчетом курсовой разницы. Даже в том же 1998 г. «Газпром» заплатил 8 млрд руб. налога на прибыль!

При этом Рэм Иванович был не ангел. В «Газпроме» водилось всякой твари по паре. Виктор Вяхирев, брат Рэма Вяхирева, возглавлял корпорацию «Бургаз», которая выполняла для «Газпрома» большинство буровых работ. Дочь Вяхирева Татьяна Дедикова и сыновья Черномырдина Виталий и Андрей являлись акционерами главного газпромовского подрядчика при прокладке трубопроводов, «Стройтрансгаза». На внешнем рынке газ «Газпрома» продавал «Газэкспорт». Его возглавлял сын главы «Газпрома» Юрий Вяхирев.

Теперь перенесемся в 2016 год и посмотрим, как обстоят дела на рынках сейчас.

Алексей Миллер. Фото: РИА Новости

Российский газ в 2016 г. продавался в Европе по цене втрое большей, чем в 1999 г. Это правда, что она упала по сравнению с 2014 годом, когда она равнялась 349 долл. за 1000 кубов. Но по сравнению с 1999 г. она выросла как минимум втрое.

Цена на рынках СНГ резко выросла и во многих случаях даже обогнала европейскую. К примеру, Литва в 2015 году платила за газпромовский газ в среднем по 280 долл. за 1000 кубов. Не менее резко выросла цена газа на внутреннем рынке. До кризиса она составляла больше 100 долл. за 1000 кубов, сейчас она колеблется в районе 70 долл. за 1000 кубов для промышленных потребителей. Это зачастую выше, чем цена американского газа на Henry Hub. Это выше себестоимости добычи сланцевого газа.

Вопрос: как, подняв цены на газ для российских потребителей в семь и более раз, подняв цены для СНГ в 10—15 раз, подняв цены Европы в три раза по сравнению с 1999-м годом, в «Газпроме» умудряются планировать на три года вперед убытки?

Ответ. Очень просто. Плановые убытки «Газпрома» на ближайшие три года складываются из трех факторов.

Первая — рост себестоимости. При Вяхиреве себестоимость добычи газа составляла 3—4 долл. за 1000 кубов. Сейчас «Газпром» оценивал себестоимость добычи в 38 долл. в 2014 г. и порядка 20 долл, — в 2016 году.

Вторая — потеря рынков. Попытки использовать газ как оружие закончились тем, что покупатели перестали смотреть на него как на товар, а стало быть, и покупать без опаски. К примеру, Украина, которая в 1990-е годы забирала по 50 млрд кубов российского газа, сейчас закупает ровно ноль. Весь газ, который нужен Украине, она закупает по реверсу, и он обходится ей дешевле.

Европа и страны СНГ тоже осознали опасность монопольной зависимости от российского газа и стали диверсифицировать как всю энергетику, так и поставщиков. К примеру, доля природного газа в общем объеме произведенной энергии в 2016 г. в Германии составляла 12%, в то время как доля воспроизводимой энергии составила 30%.

Читайте также

«Почему российские провалы в торговле энергоресурсами сказываются на ее внешней политике». Мнение Юлии Латыниной

Но третий, самый главный компонент, из-за чего «Газпром», собственно, и объявил о плановой убыточности, — это строительство газопроводов. «Силы Сибири», «Турецкого потока» и «Северного потока-2».

Одной из главных целей внешней политики Кремля за последние годы было, безусловно, желание любой ценой заключить контракты, которые позволили бы России строить газопроводы. К примеру, именно отказ Турции от строительства «Турецкого потока» был настоящей причиной резкого ухудшения отношений с этой страной, кончившейся взаимными претензиями, санкциями и т.д. Как только Турция согласилась строить «Турецкий поток», недовольство Кремля стремительно рассосалось.

Однако вопрос: зачем нам вообще строить «Турецкий поток», если в результате этой стройки, как выясняется, «Газпром» в течение трех лет будет терпеть убытки?

Во всем мире коммерческие компании строят газопроводы, чтобы зарабатывать деньги. «Газпром», похоже, строит газопроводы, чтобы деньги осваивать.

Но самое интересное — это за счет чего «Газпром» планирует покрывать дыру. А именно за счет займов, и, обратим внимание, — за счет продажи активов.

«Интерфакс» сообщает, что «Газпром» может продать 49,98% в Gascade Gastransport GmbH, которая является оператором более чем 2400 км газовых сетей в Германии. Эти акции он приобрел всего два года назад, в 2015 году, через своп с BASF SE. Также есть вероятность, что «Газпром», как и «Роснефть», продаст 6,6% акций.

Вопрос: интересно, 6,6% акций «Газпрома» купит тот же кайманский офшор, которому принадлежат 19,5% акций «Роснефти», или другой?

В 1990-х годах у менеджмента был очень популярен простой способ самовыкупа предприятий. Предприятие разоряли, деньги выводили на компании, контролируемые менеджерами, и на эти деньги покупали ими же разоренное предприятие. Во-первых, получалось дешевле. Во-вторых, уменьшалось количество конкурентов: какой же дурак будет покупать разоренное гнездо?

Вам не кажется, что вся наша политика последних лет — «Крымнаш», депутат Милонов, Поклонская с ее императором Николаем, переворот в Черногории, вмешательство в американские выборы, — это все та же самая схема, только реализуемая уже в масштабе страны?

Вдруг мы исходим все из неправильной посылки?

Думаем, что все это делается для того, чтобы приобрести территории, потешить имперское величие и промыть мозги избирателю? А вдруг все эти оглушительные провалы, раз за разом кончающиеся падением престижа страны снаружи и внутри, — это не что иное, как запланированный процесс понижения стоимости всех крупнейших государственных компаний страны с последующей их скупкой за гроши и без конкуренции?

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Благодаря вашей помощи, мы и дальше сможем рассказывать правду о важнейших событиях в стране. Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас. Примите участие в судьбе «Новой газеты».

Государственный долг

Государственный долг – это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

Общие положения

Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.

При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.

Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.

Внешний государственный долг

Внешний долг является предметом особого внимания правительства страны. На сегодняшний день, практически все страны мира используют займы извне. Но если платежи по внешнему долгу составляют более 30% от внешнеэкономической деятельности страны, получение новых займов является проблематичным. В этом случае кредиторы выделяют средства под более высокие проценты, при этом требуя особых залоговых обязательств или поручительств.

Внешний долг страны разделяют на текущий и общегосударственный. Текущий долг предполагает погашение по долговым обязательствам в нынешнем году, а общегосударственный включает в себя текущий долг и долги, которые нужно вернуть в последущие годы.

Основными мировыми организациями-кредиторами являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Эти организации предоставляют займы государствам, при условии выполнения различных рекомендаций, разработанных их финансовыми специалистами. Среди таких требований обычно проведение различных экономических и социальных реформ.

Помимо этих двух организаций существуют фонды направленные на кредитование и поддержание экономики определенных стран объединенных по различным национальным и экономическим интересам. Например, Арабский валютный фонд. Кроме этого в 2015-2016 годах планируется создание Банка Развития БРИКС, который по оценкам многих экспертов может стать конкурентом Международному банку реконструкции и развития.

Помимо официальных международных кредитных организаций существуют неформальные объединения кредиторов. Самые известные из них – это Лондонский и Парижский клубы. Первый рассматривает вопросы погашения и реструктуризации внешних государственных долгов перед коммерческими банками, а второй перед государствами-кредиторами. На сегодняшний день в Лондонский клуб входит около 1000 банков-участников. В Парижском клубе постоянными участниками являются 19 государств, в том числе и Россия.

Внутренний государственный долг

В отличие от внешнего долга, внутренний государственный долг оставляет капитал внутри страны. И государственные резервы идут на повышение благосостояния собственных граждан. Но при этом наблюдается перераспределение доходов внутри государства. Иными словами менее обеспеченные слои граждан становятся беднее, а богатые люди приумножают свой капитал.

Эффект такого неравномерного распределения средств достигается за счет того, что ценные государственные бумаги приобретают наиболее обеспеченные граждане, а следовательно и прибыль будут получать именно они. Но для того чтобы выплачивать средства по своим долговым обязательствам, государству требуется изъять их из своего бюджета. Таким образом, при большом внутреннем государственном долге бюджетные средства направляются на обогащение обеспеченных слоев населения за счет урезания различных социальных программ для малообеспеченных граждан.

Помимо стоимости ценных бумаг выпущенных государством, на сумму внутреннего государственного долга влияют вклады населения, размещенные в государственных банках страны.

Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению

При постоянном увеличении государственного долга последствия для экономики страны могут оказаться катастрофическими. При увеличении дефицита бюджета, страну сотрясают всевозможные забастовки и акции протеста. Ярким примером являются недавние события в Греции. Кроме этого экономический кризис часто приводит к государственным переворотам и революциям.

Экономический кризис в стране возникает за счет того, что государство для погашения текущих долговых обязательств берет новые займы. Но так не может продолжаться бесконечно и в итоге настает момент, когда кредиторы отказываются оказывать финансовую помощь.

Одним из основных показателей, влияющих на возможность получения нового займа, является ставка рефинансирования. Этот важный финансовый инструмент Центрального банка страны оказывает большое влияние на экономику и ВВП государства и представляет собой возврат процентов от выданных кредитов коммерческим банкам. В случае если темпы роста ВВП государства выше, чем ставка рефинансирования, страна считается платежеспособной и с легкостью может получить необходимый кредит.

Правительства стран-должников принимают множество мер по сокращению государственного долга. Среди них:

  • Выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Но, как правило, у стран с большим госдолгом эти резервы либо отсутствуют, либо ограничены;
  • Пролонгация и консолидация долга. Эти меры направлены на отсрочку платежей. Пролонгация представляет собой выпуск новых государственных ценных бумаг с целью погашения обязательств по уже имеющимся. Консолидация – это продление срока выплаты обязательств по уже взятым кредитам. Кроме этого, под этим понятием понимают объединение нескольких займов в один на более длительный срок и с более низкой процентной ставкой.
  • Конверсия. Этот термин означает уменьшение процентной ставки по государственным ценным бумагам. Конверсия может быть факультативная (кредитор имеет право отказаться от новых условий), принудительной (в случае отказа кредитора от новых условий он получает назад внесенную сумму) и принудительная (изменение доходности ценных бумаг в одностороннем порядке).
  • Реструктуризация долга. В данном случае предусматривается замена одних долговых обязательств на другие. При этом возможно частичное или полное списание суммы основного долга.
  • Аннулирование. В этом случае государство полностью отказывается от выполнения своих долговых обязательств по отношению к кредитору. Но этот метод очень негативно влияет на репутацию и страны и в современной политике практически не используется.

На рост государственного долга влияет увеличение расходов на военные программы, повышение уровня безработицы в государстве, а также снижение темпов экономического развития.

Государственные долги стран мира

Несмотря на меры принимаемые мировыми правительствами размеры государственных долгов продолжают неуклонно расти. В 2014 году общий государственный долг всех стран мира составил около 56 трлн. долларов США.

Если рассматривать общий объем государственного долга для крупных стран, то наибольший долг имеют Соединенные Штаты Америки – 17.61 трлн. долларов, на втором месте Япония, которая имеет почти 10 трлн. госдолга и замыкает тройку Китай с почти 4-мя триллионами.

More from my site

  • Размер страховки сро СРО страхование Некоммерческие организации, так называемые СРО, которые объединяют предпринимателей, компании и организации, работающие в определенной сфере деятельности, на сегодняшний день являются основным регулирующим […]
  • Ч 2 ст 729 коап рф Постановление Московского городского суда от 6 апреля 2017 г. N 4а-729/17 Постановление Московского городского суда от 6 апреля 2017 г. N 4а-729/17 Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев […]
  • Банк первомайский вклады проценты по вкладам Калькулятор вкладов Рассчитает за вас сумму любого вклада Первомайский Банк Первомайский был основан в 1990 году, по размеру активов (11 758 142 тыс. руб.) занимает 196 место в общем рейтинге банков России. Филиальная сеть […]
  • Статья 68 тк рф Статья 68 ТК РФ. Оформление приема на работу Текущая редакция ст. 68 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного […]
  • Документы для вычета налога при покупке земельного участка Вычет при покупке земельного участка Вправе ли гражданин при покупке участка земли (без каких-либо на ней жилых построек) рассчитывать на получение вычета при покупке земельного участка? Просто так, при покупке земельного […]