Понятие и источники земельного права рф

Источники земельного права: понятие и общая характеристика

Источники земельного российского права — внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения.

Источник права (в широком смысле слов:

а) — совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания.

Источник права (в узком смысле) — действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права (правила поведения).

Источники земельного права — законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Виды источников земельного права России:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
  2. федеральные законы:

а) Земельный кодекс РФ 2001 г.;
б) Гражданский кодекс РФ;
в) Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995г. 167-ФЗ;
г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;
д) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ «О землеустройстве»;
е) Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;
ж) Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»;
з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;
и) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
к) Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;
л) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

  • законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;
  • указы Президента РФ:

    а) Указ Президента РФ «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;
    б) Указ Президента РФ «О праве собственностиграждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14февраля 1996 г. 198;
    постановления Правительства РФ:

    а) постановление Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319;
    б) постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;
    в) постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 «О государственном земельном контроле»;

  • нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
  • общие принципы права;
  • нормативные договоры;
  • международные договоры, заключенные с иностранными государствами;
  • некоторые обладающие юридической силой обычаи.
  • uristinfo.net

    6. Понятие и виды источников земельного права

    Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. В юридической литературе источники земельного права классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты.
    Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм:
    1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст.ст. 9, 36 Конституции РФ);
    2) иные статьи Конституции РФ опосредовано регулируют земельные отношения (ст.ст. 42, 58, 2, 17, 18, 45).
    Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс РФ. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации.
    24 июля 2002 г. принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения.
    Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.
    Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами: Указами Президента РФ (Указ Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.) и постановления Правительства РФ (постановлениями Правительства
    РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра» и др.). К источникам земельного права относятся акты других отраслей законодательства.
    Взаимосвязь земли и других природных ресурсов — недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом — предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в Федеральном законе «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).
    Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права — меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права — нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.
    Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.
    К этой же группе относятся типовые договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные санитарные нормы и правила.
    Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное к конкретному гражданину либо организации).
    Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.

    § 1. Понятие и классификация источников земельного права

    Понятие источника земельного права. Характеристика источников земельного права основана на представлениях о понятии источников права, разработанных наукой теории права, и на применении этих представлений к сфере земельного права.
    Понятие «источник права» возникло более чем две тысячи лет назад. Это выражение впервые использовал Тит Ливий, характеризуя законы XII таблиц как «fоns omnis publici privatique iuris», т.е. как источник всего публичного и частного римского права.
    Нередко понятие «источник права» используется в смысле источника правовых норм, т.е. содержания права. В этом смысле данное понятие означает материальные условия развития общества, которые определяют содержание права, регулирующего общественные отношения.
    Термин «источник права» может употребляться в качестве формы — способа выражения содержания соответствующей правовой нормы,. т.е. формы выражения права. В теории права под юридическими источниками или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления и соответственно изменения или отмены действующих правовых норм. Именно в этом аспекте рассматриваются источники земельного права, анализ которых приводится в настоящей главе.
    Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны отвечать признакам, объективно присущим источнику права. Во-первых, они должны быть носителями государственно-властной силы. Во-вторых, эти правовые акты должны иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение. В-третьих, эти акты должны быть адресованы неопределенному числу субъектов. И наконец, правовые акты должны быть обязательны для исполнения всеми субъектами.
    Источником земельного права является нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах установленной для него компетенции, который устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы — юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.
    Правовые нормативные акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на нормативные акты федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По горизонтали эти правовые нормативные акты подразделяются на законы и иные правовые нормативные акты (подзаконные акты).
    Юридическая сила всех законов и иных нормативных правовых актов определяется в зависимости от компетенции издавшего их органа государственной власти и роли правового нормативного акта в системе законодательства.
    Виды источников земельного права. Источником земельного права является нормативный правовой акт, который содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых — регулирование земельных отношений.
    Выделяются следующие виды источников земельного права: Конституция РФ, международные договоры РФ, специальные законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. Большое значение имеют нормативные указы Президента РФ, являющиеся источниками земельного права. Кроме того, такими источниками служат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
    Нормативные договоры. Особое место среди источников земельного права занимают нормативные договоры. К их числу относятся договоры, заключенные Российской Федерацией с субъектами РФ. Это, прежде всего, Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. между Российской Федерацией и субъектами РФ. Одной из целей Федеративного договора является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Значение этого договора как источника земельного права состоит в том, что Федеративный, договор отнес регулирование вопросов природопользования, охраны окружающей среды, земельное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
    Российской Федерацией за последние годы заключен ряд таких договоров с субъектами РФ, в которых это общее положение нашло конкретизацию и развитие. Примером могут служить: Соглашение от 29 мая 1996 г. № 5 между Правительством РФ и администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Ростовской области; Соглашение от 27 мая 1996 г. № 5 между Правительством РФ и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Иркутской области и ряд других.
    Как правило, предметом таких соглашений является разграничение права собственности на землю между Российской Федерацией и субъектом РФ, а также разграничение полномочий в сфере регулирования земельных отношений между федеральными органами государственной власти и органами власти субъекта РФ.
    Судебная практика. В применении земельного законодательства велика роль судебной практики. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Правоприменительная функция осуществляется судами в процессе рассмотрения споров, которые возбуждаются по искам заинтересованных лиц. Вырабатываемые общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров — это практика деятельности судебных органов.

    * БВС РФ. 1992. № 7; 1997. № 1.

    Большое значение для совершенствования практики применения земельного законодательства в части охраны земель имеют постановление № 22 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»* и постановление № 14 Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.«О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»**.

    * ВВАС РФ. 1994. №3.
    ** БВС РФ. 1999.№ 1.С. 2.

    Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны соответственно для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Они не являются источниками права. При достаточном распространении судебная практика является основанием для ее обобщения законодателем и издания соответствующей правовой нормы, восполняющей пробел в законодательстве.

    * СЗ РФ. 1998. № 43. Ст. 429.
    ** СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4901.

    Понятие, общая характеристика и классификация источников земельного права.

    Источник права представляет собой внешнюю форму выражения воли государства по регулированию общественных отношений. Правовое регулирование земельных отношений Конституцией отнесено к предмету совместного ведения РФ и ее субъектов, поэтому нормативные правовые акты, издаваемые уполномоченными органами власти субъектов РФ, содержащие нормы права, регулирующие земельные отношения, следует также относить к источникам земельного права.

    Источниками земельного права являются нормативный правовой акт и нормативный правовой договор, которые устанавливают, изменяют или отменяют земельно-правовые нормы — юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений. Нормативный правовой договор можно отнести к источникам земельного права по той причине, что, согласно статьи 11 конституции РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти рф и органами государственной власти субъектов рф осуществляется Конституцией рф, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Например в 2007 году между органами государственной власти рф и органами государственной власти республики татарстан подписан договор о разграничении предметов ведения и полномочий.

    Нормативный правовой акт, как источник земельного права, должен быть принят уполномоченным органом власти, должен содержать нормы права, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу лиц. Таким образом, нормативно-правовой акт — это письменный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции, содержащий нормы права, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанное на неоднократное применение, направленные на установление, изменение или прекращение определенных общественных отношений.

    Классификация источников земельного права. В науке приводятся различные виды источников земельного права в зависимости от объема правового регулирования; от компетенции и положения издавшего их органа, по юридической силе; по вертикали, по горизонтали и другие. Так, с учетом объема правового регулирования, можно выделить следующие выраженные в нормативно-правовом акте источники земельного права:

    1. нормативные правовые акты, специально регулирующие земельные отношения например земельный кодекс
    2. Нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения наряду с экологическими и иными природоресурсными отношениями например федеральный закон об охране окружающей среды.
    3. Нормативные правовые акты иных отраслей права и законодательства (гражданского, административного, уголовного и другие), содержащие правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с использованием и охраной земель.

    По вертикали нормативные правовые акты, являющиеся источниками земельного права, можно разделить на следующие:

    1. Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти рф. (ЗК РФ)
    2. Нормативные правовые акты государственных органов власти субъектов рф ( закон кем. области о предоставлении и изъятии зем. участков на территории Кем. области)
    3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления

    По горизонтали указанные нормативные правовые акты можно разделить на законы и подзаконные акты.

    По юридической силе источников земельного права можно выделить следующие виды:

    • Конституция рф
    • Международные договоры рф
    • Законодательные акты (ФЗ, законы субъектов рф)
    • Указы президента
    • Постановления правительства рф
    • Нормативные правовые акты министерств, служб, агентств
    • Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

    Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015)

    Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Земельное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

    Оглавление

    • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
    • 2. История развития земельного права
    • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
    • 4. Принципы земельного законодательства
    • 5. Понятия и виды земельных правоотношений
    • 6. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
    • 7. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
    • 8. Конституция РФ как основной источник земельного права
    • 9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права
    • 10. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
    • 11. Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации
    • 12. Формы земельной собственности
    • 13. Государственная собственность на землю: понятие, объекты, субъекты, содержание

    Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    7. Источники земельного права: понятие и общая характеристика

    Источники российского земельного права – это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения.

    Источник права в широком смысле – это совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания. Источник права в узком смысле – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права (правила поведения). Источники земельного права – законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

    К источникам земельного права России относят следующие:

    • Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

    – Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ),

    – Водный кодекс Российской Федерации (далее – ВК РФ),

    – Лесной кодекс Российской Федерации (далее – ЛК РФ),

    – Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»,

    – Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»,

    – Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»,

    – Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,

    – Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

    • Законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I «О плате за землю»;

    • указы Президента РФ:

    – Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 г. № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»,

    – Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»;

    • постановления Правительства РФ:

    – постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 1319 «О порядке определения нормативной цены земли»,

    – постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»,

    – постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «О государственном земельном контроле»;

    • нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления;

    • общие принципы права;

    • международные договоры, заключенные с иностранными государствами;

    • некоторые обладающие юридической силой обычаи.

    Оглавление

    • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
    • 2. История развития земельного права
    • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
    • 4. Принципы земельного законодательства
    • 5. Понятия и виды земельных правоотношений
    • 6. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
    • 7. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
    • 8. Конституция РФ как основной источник земельного права
    • 9. Общая характеристика Земельного кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов как источников земельного права
    • 10. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
    • 11. Понятие и содержание права собственности на землю в Российской Федерации
    • 12. Формы земельной собственности
    • 13. Государственная собственность на землю: понятие, объекты, субъекты, содержание

    Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc ( Коллектив авторов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Источники земельного права

    Понятие источников земельного права

    Понятие – это научная форма мышления, отражающая особенности того или иного изучаемого объекта в его существенных признаках. Для раскрытия понятия «источник земельного права» необходимо выявить его признаки.

    Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства через наиболее распространенную форму источника права – нормативные правовые акты – устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.

    Каждый источник права обладает следующими признаками:

    – документальная форма закрепления. Нормы земельного права содержатся в соответствующих нормативных правовых актах. Например, порядок применения кадастровой стоимости земли установлен ст. 65 ЗК РФ, т.е. вытекает из смысла данного нормативного правового акта;

    – особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Президент РФ издает указы, Федеральное Собрание принимает законы; Правительство РФ – постановления и распоряжения; органы законодательной власти субъектов РФ – законы, действующие на территории субъектов РФ; органы местного самоуправления – постановления, решения, приказы;

    – соответствие правового акта, принятого органом или должностным лицом, действующему законодательству. Так, законы, принимаемые органами законодательной власти субъектов РФ в сфере земельных отношений, не должны противоречить законодательству РФ;

    – наличие в нормативном акте правовых норм. Если решением органа местного самоуправления тому или иному предприятию будет предписано устранить нарушения земельного законодательства, то данное решение не будет нормативным в силу индивидуальности и разовости данного предписания; в то же время правила землепользования, установленные данным органом на своей территории, будут носить нормативный характер.

    Действие нормативных правовых актов различают по территории, времени и кругу лиц:

    а) действие по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью органа – автора того или иного нормативного правового акта. Например, федеральные и конституционные законы, постановления Правительства РФ распространяются на всю территорию РФ, законы субъектов РФ распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов РФ и не действуют на территории других субъектов РФ;

    б) по времени действия земельные правовые акты обычно не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на тс отношения, которые возникли до вступления данного акта в законную силу, если иное не предусмотрено законом. Так, ЗК РФ регулирует те права и обязанности, которые возникли после его введения в действие.

    По некоторым отношениям принимаемые нормативные правовые акты могут определенное время бездействовать, т.е. время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают.

    Может возникнуть ситуация, когда действующий нормативный правовой акт не подлежит применению, хотя гипотеза (фактический состав) для этого имеется. Так, с истечением сроков исковой давности субъекты земельных правоотношений лишаются права на взыскание убытков, причиненных нарушением земельного законодательства; с истечением сроков давности привлечения к ответственности нормативный акт, предусматривающий наказание для виновных лиц, не применяется (ст. 4.5 КоАП РФ; ст. 78 УК РФ).

    Подобно тому, как на негаторные иски (иски об устранении препятствий к реализации права собственности) не распространяются сроки исковой давности, в правовом регулировании чисто земельных отношений (т.е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т.п.) отсутствуют нормы о таких сроках;

    в) по кругу субъектов действие нормативных правовых актов осуществляется в отношении:

    – общих субъектов, т.е. лиц, но своей юридической природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане Российской Федерации имеют право на получение земельного участка в порядке, определенном законодательством;

    – специальных субъектов, т.е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы либо лишающими этих льгот. Так, например, для определенных категорий налогоплательщиков, указанных в п. 5 ст. 391 НК РФ, налоговая база уменьшается на нс облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

    Помимо дифференциации правового регулирования по кругу субъектов, действие нормативных правовых актов может быть дифференцировано и по кругу объектов правового регулирования. Так, земельный фонд РФ подразделен на семь категорий земель, для каждой из которых установлен специфический правовой режим использования.

    Каждый источник земельного права является элементом в системе земельного законодательства, которое, в свою очередь, является звеном в общей системе права государства. Вместе с тем в любой системе не исключены коллизии, а значит, необходим антиколлизионный правовой механизм. В земельном праве отмечаются следующие его элементы:

    1) механизм устранения иерархических противоречий, коллизий. Так, если действующий земельный правовой акт противоречит Конституции РФ, то решением Конституционного Суда РФ он может быть отменен. В соответствии с ныне действующим законодательством судебный контроль над нормотворчеством в России осуществляется как Конституционным Судом РФ, так и судами общей юрисдикции в пределах компетенции, установленной Конституцией РФ (ст. 120) и другими законодательными актами. Иерархические противоречия неконституционного характера могут быть устранены системой прокурорского надзора путем принесения прокурором протеста на нормативный акт, принятый с нарушением установленной компетенции или процедуры принятия;

    2) механизм устранения логических противоречий. Например, если в сфере правового регулирования возникает особая группа общественных отношений, требующих особой правовой регламентации, в нормативных правовых актах делается «отдушина», позволяющая не поставить закон вопреки требованиям здравой логики наперекор объективным потребностям местных условий. Так, при наличии общего запрета на использование земли природоохранного назначения для хозяйственной деятельности в местах проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей могут образовываться территории для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, а также других нужд, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования;

    3) механизм устранения противоречий в нормативных правовых актах, принятых в различные отрезки времени. Например, согласно Земельному кодексу РСФСР 1970 г. аренда земли считалась деянием, нарушающим национализацию земельных ресурсов. Наряду с этим положением были приняты нормативные правовые акты, разрешавшие аренду земли в качестве допустимой формы эксплуатации земельных ресурсов, в связи с чем возникло противоречие норм действующего законодательства друг другу.

    Устранение такого противоречия осуществляется по правилу: «если позднее изданный закон регулирует случай иначе, чем ранее принятый, то применяется более поздний закон»;

    4) механизм устранения пробелов в действующем земельном законодательстве. Пробелы в законе – естественное явление, возникающее, во-первых, из-за отставания правотворческой деятельности от динамично развивающихся общественных отношений; во-вторых, из-за недостатков в самой правотворческой деятельности. Поэтому закон дает право судам в случае таковых пробелов применять при решении конкретных гражданских дел аналогию закона или аналогию права (ст. 6 ГК РФ).

    Совокупность нормативных правовых актов образует собой систему законодательства, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

    Подводя итог изложенному, можно сформулировать определение источнику земельного права.

    Источник земельного права – это документ установленной формы, изданный уполномоченным государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц и являющийся элементом системы земельного законодательства.

    More from my site

    • 25 статья лесного кодекса Статья 25. Виды использования лесов 1. Использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор […]
    • Материальная помощь матери одиночке в беларуси Одинокая мать. Льготы и пособия Каких женщин можно отнести к категории «одинокая мать» и на основании какого документа? К одиноким матерям следует относить женщин, не состоящих в браке и имеющих детей, в актовой записи о […]
    • Закон спб о налоге на недвижимость Закон спб о налоге на недвижимость О налоге на имущество организаций *О) (с изменениями на 16 апреля 2018 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Законом […]
    • Статья 17 закона о лицензировании Статья 19. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу: Федеральный закон от 25 […]
    • Как правильно пишется коап рф Принятые сокращения 1. Нормативные правовые акты Конституция РФ - Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (суметом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к […]