Гражданский и земельный кодекс 1922

Гражданский и земельный кодексы 1922 г.

К подготовке гражданского кодекса в Наркомюсте приступили в 1921 г. Перед законодателем стали две противоположные задачи. С одной стороны, жизнь требовала признания права на существования частной собственности на средства производства. С другой – отрицание частной собственности являлось экономической основой марксизма.

Авторы первоначального проекта воспринимали НЭП как новый этап большевистского государства, принципиально отличающегося от политики «военного коммунизма» гражданской войны. Они воспользовались давно разработанными на Западе гражданско-правовыми нормами и заложили определенные правовые возможности для предпринимательства. Однако, ознакомившись с проектом, В.И. Ленин настоял на расширении вмешательства государства в частноправовые отношения. В результате кодекс вышел противоречивым: с одной стороны, путем предоставления предпринимателям гражданско-правовых свобод, он должен был помочь поднять экономику из руин, с другой – не позволить реанимироваться частнособственническим тенденциям и настроениям.

ГК РСФСР был принят в 1922 г. Он состоял из 435 статей, сгруппированных в четыре раздела: общая часть, вещное, обязательственное и наследственное право.

Закон различал государственную, кооперативную и частную формы собственности. Но экономическая сфера находилась под жестким контролем со стороны государства, поэтому свобода предпринимательской деятельности была существенно ограничена. Власть определяла виды и размеры имущества, дозволенного в частнопредпринимательской сфере. Например, владельцы полученных по наследству домов не могли их продать. Для сдающих свои дома в наем устанавливались предельно допустимые размеры платы с жильцов. Закон не давал возможность участникам договора самим определить размеры договорных сумм и сроки договоров и другие элементы обязательств, договоры займа не должны были превышать 6%. Причем местные должностные лица произвольно увеличивали ограничения для предпринимателей, и власть смотрела на это сквозь пальцы. Все это происходило потому, что законодатель рассматривал НЭП как временный период, а, следовательно, и ГК РСФСР – как временный кодекс.

Переход к НЭПу потребовал внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты, которые регулировали земельные отношения в деревне. Поэтому в октябре 1922 г. ВЦИК принял Земельный кодекс РСФСР. Он состоял из Основных положений и трех частей: «О трудовом землепользовании», «О городских землях и государственных земельных имуществах», «О землеустройстве и переселении». В нем были развиты положения, впервые сформулированные еще Декретом о земле: отмена частной собственности на землю, запрет на покупку, завещание, дарение, залог и продажу. Новеллой было лишь его соответствие периоду НЭПа: в случае, когда крестьянская семья была не в состоянии обработать свой участок земли, допускалась трудовая аренда (на срок не более года разрешалась).

Но развитие НЭПа требовало дальнейшего развития рыночного механизма в деревне. И в 1925 г. СНК разрешил применение наемного труда в крестьянских хозяйствах. Разумеется, власть подробно оговорила права батраков.

Принял Земельный кодекс РСФСР.

В 1923 — 1925 гг. подобные кодексы были утверждены в Украинской, Грузинской, Белорусской ССР. В основном кодексы союзных республик содержали те же нормы, что и ЗК РСФСР.

Земельный кодекс РСФСР состоял из Основных положений и трех частей: «О трудовом землепользовании», «О городских землях и государственных земельных имуществах», «О землеустройстве и переселении».

Земельные кодексы исходили из принципа национализации земли. Они определяли правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, свободных земель государственного фонда. Однако из всех видов особо выделяются первые, которые в совокупности составляли единый фонд, находящийся в ведении Наркомзема. Более половины статей Кодекса РСФСР посвящено правовому режиму именно этих земель.

Обладая правом собственности на землю, государство передает ее во владение и пользование. Владение землями сельскохозяйственного назначения было обусловлено ведением трудового хозяйства, т. е. хозяйства, основанного на труде владельцев земли. Правом на получение земли для сельскохозяйственного использования обладали, согласно закону, все граждане РСФСР, способные ее обрабатывать. Кодекс гарантировал крестьянам и всем гражданам РСФСР без различия пола, вероисповедания и национальности право на получение земли в трудовое пользование и самостоятельно, по своему усмотрению решать вопрос о форме землепользования: обрабатывать землю в составе земельного общества либо единолично. Право на землю, предоставленную в трудовое пользование, действовало бессрочно и прекращалось только по основаниям, установленным Кодексом. Это, в частности, добровольный отказ от земли всех членов двора, прекращение двором ведения самостоятельного хозяйства, переселение двора в другое место и др.

Ограничения в трудовом землепользовании коснулись только бывших помещиков. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 марта 1925 г. они подлежали выселению из местностей, где у них раньше были поместья, но при желании заниматься сельским хозяйством им предоставлялось право наделения землей в пределах трудовой нормы в других губерниях из земель колонизационно-переселенческого фонда.

Право граждан РСФСР на землю, предоставляемую в трудовое землепользование, обеспечивалось ее нахождением в руках государства. Земельный кодекс был первым актом советского государства, который констатировал отменуправа частной собственности на землю, недра, воду и леса в пределах РСФСР навсегда.

Земельный кодекс 1922 г. Коллективизация сельского хозяйства и земельных

отношений крестьянства1.Особое значение в это время сыграли принятые в 1922 г. Земельный кодекс, названный «крестьянским кодексом» и введенный в действие с 1 декабря 1922 г., и Гражданский кодекс. Годом позже был принят Лесной кодекс РСФСР. Земельный кодекс 1922 г., четко обозначив исключительную государственную собственность РСФСР на землю, включил в себя положения Закона «О трудовом землепользовании», закрепившего следующие права граждан РСФСР на трудовое пользование крестьянских земель: права на земельный участок в одном или нескольких местах (хутор, отруб, чересполосные участки); права на долю земли из надела земельного общества; права на участие в совместном пользовании угодьями земельного общества. Кроме того, в Земельном кодексе 1922 г. была закреплена трудовая аренда земли, предусматривающая регистрацию договоров аренды в особой книге договоров, а также была оговорена площадь минимально разделяемых частей, введен общинный, участковый и товарищеский порядок землепользования. Впервые в РСФСР были выделены: городские земли (а также земли поселений городского типа); государственные имущества, которые были переданы в совместное ведение Наркомзема и НКВД. Особенно подробно в Земельном кодексе 1922 г. были изложены вопросы землеустройства и земельной регистрации, которая стала выполнять функции земельного кадастра. Государственная земельная регистрация, находившаяся в ведении Наркомзема, разделялась на основную [первоначальное составление общей волостной карты земле пользований и карты отдельных селений, заполнение общего волостного реестра (списка) землепользователей, реестра усадебных участков всех селений волости и реестра земельных обществ волости] и текущую (мониторинг изменений).

2.Однако главным источником валютных средств было продаваемое за границу зерно и другие продукты сельского хозяйства. Экспорт продуктов земледелия закрывал все бреши во внешнеторговой политике Советского государства. Даже при падении в начале 30-х годов цен на зерно доходы государства поддерживались за счет увеличения объемов вывозимых сельхозпродуктов.Чтобы получить больше зерна из деревни, искусственно завышались цены на промышленные товары и снижались закупочные цены на продукцию сельского хозяйства. Эта политика дала сбой во время закупочной кампании 1927 г. К этому времени 62,7 % составляли середняцкие хозяйства и около 4 % – «кулацкие», т. е. фермерские, которые давали более 60 % товарного хлеба. Земля находилась в частном пользовании, как и собранный с нее урожай. Заплатив налоги, крестьяне отказывались продавать государству зерно по низким ценам. Недостача зерна по хлебозаготовкам грозила продовольственными затруднениями в растущих городах и срывом экспортных поставок, что привело бы к снижению темпов индустриализации. Можно было применять материальные стимулы в духе НЭПа: увеличить закупочные цены, снизить стоимость предметов ширпотреба; за сданное зерно продавать крестьянам сельскохозяйственную технику и т. п. Эти меры предлагали использовать Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и их сторонники. Другой путь предполагал чрезвычайные, насильственные меры, характерных для времен «военного коммунизма». За этот путь выступал Сталин и его окружение. Победила вторая точка зрения.В январе 1928 г. Сталин совершил рабочую поездку в Сибирь, чтобы организовать кампанию по конфискации зерна. Используя войска ОГПУ—НКВД, секретари ЦК снимали с постов и исключали из партии местных руководителей, не желавших насильно изымать зерно, совершали обходы дворов, заставляя земледельцев сдавать «излишки» хлеба. Тех, кто отказывался это делать, судили по 107-й статье уголовного законодательства как спекулянтов. Как и во время Гражданской войны, были созданы комбеды, и беднякам, указавшим, где спрятан хлеб, отдавали 25 % изъятого. На основании полученного опыта Сталин убедился, что изымать хлеб значительно проще из колхозных амбаров, чем из частных закромов. Руководством страны было принято решение насильственно загнать крестьян в колхозы. Этот процесс, получивший название коллективизации, проходил в 1929–1932 гг. За это время процент обобществленных хозяйств поднялся с 3 % до 62 %. Несмотря на то что в официальных документах, речах партийных вождей и в газетных статьях декларировался принцип добровольности, процесс создания колхозов жестко регулировался высшими партийными органами.

Перестройка земельных отношений в СССР, РСФСР (1989–1991 гг.)В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Интерес к этим трансляциям был огромен: выступления депутатов А. Д. Сахарова, А. А. Собчака, Ю. Н. Афанасьева, Б. Н. Ельцина, Ю. А. Власова и др. становились фактом общественно-политической жизни. Политика гласности увенчалась принятием в 1990 г. Закона о печати, упразднившем государственную цензуру.Между тем, к 1990—1991 гг. ситуация в стране приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.Уже в 1989 г. возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов создала Межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.). В 1990г. под мощным общественным давлением пленум ЦК КПСС предложил изъять из Конституции СССР статью 6 о руководящей и направляющей роли партии. Крамник В.В. Внутри КПСС наметился раскол на консервативное и реформаторское крыло. Ценой невероятных усилий раскола удалось избежать, но начался массовый отток из рядов КПСС.Резко обострились отношения центра и союзных республик. 1990—1991 гг. были отмечены так называемым «парадом суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами.Наряду с национал — сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок — месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев. Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16). В 1991 г. состоялись выборы президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства.В этот период серьёзные изменения произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. М.С. Горбачёв заявил об отказе от политики вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. В результате коммунистические режимы в странах Восточной Европы рухнули. 9 ноября 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символ противостояния двух систем, открыта граница ГДР с Западным Берлином и ФРГ. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.В 1991 г. прекратили деятельность СЭВ и Организация Варшавского Договора. СССР потерял свои позиции в Восточной Европе, статус мировой державы был утерян.Заслуги Горбачёва в проведении политики мира и сотрудничества, формировании нового политического мышления были высоко оценены Западом. В 1990 г. М. С. Горбачёв был удостоен Нобелевской премии мира.Однако положение внутри страны резко ухудшалось. Реформы приводили не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990г., по существу, была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение. В этих условиях консервативное крыло в КПСС и государственном аппарате предприняло попытку отстранить Горбачева, в 1990 г. избранного Съездом народных депутатов президентом СССР, от власти и не допустить подписания нового союзного договора. 19 августа было объявлено о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. У стен Дома правительства собрались десятки тысяч москвичей. 21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом. Перестройка завершилась.

4. Современный этап (с 1990 г.) Экономические преобразования, проводимые в России, потребовали существенно изменить земельные отношения. Формирование рыночных отношений в экономике привело к необходимости ликвидации монополий государственной собственности, включение земли в гражданский оборот и создание земельного рынка. В условиях рыночной экономики необходима была и децентрализация в регулировании земельных отношений. Изменение экономических отношений повлекло и введение платы за земельные участки.
Российская Федерация в начале 90-х гг. XX в. встала на путь земельной реформы. Земельная реформа представляла собой комплекс экономических, организационных и социально-политических мер, которые были направлены на преобразование земельноправового строя на основе создания множественности форм собственности и использования земли, включения ее в систему рыночных отношений.
Начало земельной реформы было заложено в 1990 г. принятием «Закона о собственности в СССР» и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Этими актами была ликвидирована исключительная государственная собственность на землю союзного государства. Законодательство признало субъектами права собственности на землю союзные и автономные республики, автономные области и округа, допустило аренду земли, ввело плату за землю. Правовой основой для проведения земельной реформы являлись: Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. и Земельный кодекс РСФСР 1991 г., которые распространили право частной собственности на землю граждан и на их коллективы. Земельный кодекс 1991 г. установил в РФ три формы собственности на землю: государственная (федеральная и республиканская), частная, общая (долевая и совместная).
В ст. 1 Закона РСФСР «О земельной реформе» 1990 г. определялись цели проведения земельной реформы: перераспределение земель в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования; формирование многоукладной экономики, рациональное использование и охрана земель.
В ст. 16 этого Закона определены этапы проведения земельной реформы: первый этап — это выявление потребностей граждан, предприятий, организаций и учреждений в земле; формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения и др. Второй этап — передача и закрепление земли в собственность, пользование, в том числе в аренду гражданам, предприятиям, организациям, учреждениям в соответствии с действующим земельным законодательством.Сроки проведения земельной реформы были определены в ст. 7 Закона. Они предусматривали, что граждане и юридические лица должны пере-оформить право на землю в течение двух лет. Был принят Указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. Указ устанавливал, что право принимать решения о предоставлении земель должно принадлежать органам местной администрации. Право граждан на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, экономические, социальные и правовые основы их деятельности определялись Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. Данные крестьянские (фермерские) хозяйства представляли собой форму свободного предпринимательства.С принятием Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. открылся новый этап в земельном законодательстве РФ.Гражданам и юридическим лицам было предоставлено право совершать гражданско-правовые сделки с землей, передавать земельные участки и их части в качестве взносов в уставные фонды коммерческих организаций.После принятия Земельного кодекса (ЗК) РСФСР 1991 г. была принята новая Конституция РФ 1993 г., и поэтому многие положения ЗК 1991 г. устарели и были признаны недействующими.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

Проведение нэпа требовало согласования земельного законодательства с новыми условиями хозяйствования, которое нашло свое законодательное закрепление в Земельном кодексе РСФСР, принятом ВЦИК 30 октября 1922 г.

Земельный кодекс РСФСР состоял из Основных положений и 3 частей:

  1. О трудовом землепользовании;
  2. О городских землях и государственных земельных имуществах;
  3. О землеустройстве и переселении.

Земельный кодекс РСФСР провозглашал отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения объединялись в единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема.

Все сделки с землей (покупка, продажа, завещание, дарение, залог) запрещались под страхом уголовного наказания.

Государство могло предоставлять землю лишь во владение и пользование.

Правом пользования могли обладать трудовые землевладельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства при условии ее обработки своим трудом имели все граждане РСФСР.

Земля предоставлялась в бессрочное пользование, которое могло быть прекращено только на основании закона.

Использование наемного труда имело ограничения: все трудоспособные члены крестьянского хозяйства должны были участвовать в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками, условия труда которых регулировались КЗоТ РСФСР.

Земельный кодекс РСФСР устанавливал следующие формы землепользования: общинное с уравнительными переделами между дворами, участковое (отрубные и хуторские участки) и товарищеское (сельскохозяйственная коммуна, артель, товарищество по общественной обработке земли).

Как исключение, Земельный кодекс РСФСР разрешал аренду земли, которая носила трудовой характер. Срок аренды ограничивался одним севооборотом. Аренда допускалась в случае временного ослабления крестьянского хозяйства из-за стихийного бедствия, недостатка рабочей силы, неурожая.

Земельный кодекс РСФСР устанавливал правовой статус крестьянского двора, который представлял собой объединение членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства — домохозяин, который руководил крестьянским двором. Земельный кодекс РСФСР предоставлял право замены домохозяина в случае неудовлетворительного руководства двором, которое оформлялось постановлением волостного исполкома с разрешения сельского совета.

По Земельному кодексу РСФСР правом рассмотрения земельных споров наделялись земельные комиссии.

Становление советского земельного права. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

В октябре 1922 года был принят новый Земельный кодекс РСФСР, крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования. Разрешались, хотя и в ограниченной мере, аренда земли и применение наемного труда.

В то же время ориентация на сдерживание и ограничение рыночных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве, убыточность крупной государственной промышленности, неэквивалентный обмен между городом и деревней вылились в кризис сбыта. В ряде мест вспыхнули массовые крестьянские восстания. Это вынудило правительство пойти на отдельные уступки — в 1924-1925 годах была смягчена в пользу сельских производителей ценовая политика, расширено право на аренду земли и использование наемного труда. Тогда же был осуществлен переход к денежному обложению крестьян, что давало им большую свободу в развитии хозяйства.

Был принят ВЦИК 30 октября 1922 г. Он состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.

Кодекс закрепил отмену частной собственности на землю, недра, воды ч леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяйственного назначения стали составлять единый государственный земельный фонд, который находился в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования землями предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Запрещались покупка, продажа, завещание, дарение и залог земли. Декларировалась свобода выбора крестьянами форм землепользования.

Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. При этом допускалась только трудовая аренда.

15 декабря 1928 г. ЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства СССР и союзных республик. Начала регулировали отношения землепользования, землеустройства, переселения. Большое внимание уделялось коллективным формам землепользования.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г. действовал с изменениями и дополнениями до 1970 г.

Вопрос 59. Развитие земельного права в 1921-1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 гг.

Земельное право и земельный кодекс РСФСР.

В первый же год после Октябрьской революции были предприняты попытки кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Проект включал в себя основные положения Декретов о земле и о социализации земли. В нем предусматривалось закрепление права государственной собственности на землю, впервые давалось определение единого государственного земельного фонда, указывались формы и виды землепользования. Особое внимание уделялось землепользованию совхозов и коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о сельскохозяйственных землях, землях городских, землях транспорта. Подробно говорилось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров.

На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. Говорилось о необходимости перехода к практическим мерам помощи крестьянскому единоличному хозяйству. IX Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921 г.) поручил Наркомзему пересмотреть действующее земельное законодательство в целях полного согласования его с основами новой экономической политики и превращения его в стройный, ясный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле.

В целях упорядочения и создания устойчивого трудового единоличного хозяйства третья сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г. Приняла Закон «О трудовом землепользовании» и постановление «По вопросу о кодексе земельных законов».

Четвертая сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г. Утвердила ЗК РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г. Вскоре земельные кодексы были приняты (в основном на базе ЗК РСФСР) и в других союзных республиках созданного в 1922 г. Союза ССР.

Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. и введен в действие с декабря того же года.

Его составной частью стал Закон ≪О трудовом землепользовании≫, принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении. Кодекс ≪навсегда отменял право частной собственности на землю≫, недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяственного назначения составляют единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема и его местных органов.

Право непосредственного пользования предоставлялось трудовым землевладельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся в непосредственном рапоряжении Наркомзема.

Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота (при трехполье — три года, при четырехполье — четыре года и т.д.).

При этом допускалась только трудовая аренда: никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства

Первый Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

Кодексом довольно подробно регулировалось землепользование совхозов, сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли. Другая его задача заключалась в правовом регулировании землепользования единоличных крестьянских хозяйств, в обеспечении устойчивости их землепользования, которое, как и все другие виды землепользования, считалось производным от права исключительной государственной собственности на землю. Большое внимание в Кодексе уделено правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора.

ЗК РСФСР 1922 г. Допускал в виде исключения трудовую аренду и вспомогательный наемный труд.

More from my site

  • Неосновательное обогащение гпк рф Статья 1102 ГК РФ. Обязанность возвратить неосновательное обогащение (действующая редакция) 1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество […]
  • Договор ренты с дожитием Покупаем жилье по договору ренты Рента – интересный вариант решения жилищного вопроса. Как правило, квартира по договору ренты обходится приобретателю на 25-40% дешевле ее рыночной стоимости. Однако таких сделок в Петербурге в […]
  • Исковое заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам Исковое заявление о пересмотре решения по гражданскому делу по вновь открывшимся обстоятельствам Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон Иска о пересмотре решения по гражданскому делу по вновь открывшимся обстоятельствам за […]
  • Купить жилье в омске под материнский капитал Агентство ВТК-недвижимость «Зеленый свет Вашим желаниям!» Главная / КУПИТЬ-СНЯТЬ / ПРОДАЖА | ВТОРИЧКА / Дома, Участки под МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Дома, Участки под МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ ID объекта: 522744 Ухоженный, в […]
  • Заявление о выводе из состава учредителей Пошаговая инструкция по выводу участника из состава учредителей ООО в 2018 году Пошаговая инструкция по выводу участника из состава учредителей ООО путем выхода по заявлению и передачи своей доли обществу с последующим […]