Статья конституции о среде

Статья 42 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 42 Конституции РФ гласит:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Комментарий к Ст. 42 КРФ

Право на благоприятную окружающую среду представляет собой: во-первых, нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; во-вторых, принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; в-третьих, субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Право, закрепленное в комментируемой статье, распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь. На территории России есть места, где окружающая среда неблагоприятна для физического здоровья людей, и с этой точки зрения государство должно позаботиться о защите человека от негативных природных воздействий. Доставка воды или тепла в безводные или холодные места обитания человека, создание искусственных климатических условий, материальная компенсация или предоставление льгот и т.п. представляют собой обязанности государства, предоставившего каждому право на благоприятную окружающую среду.

Постановлением Конституционного Суда от 11 марта 1996 г. N 7-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 1 Закона от 20 мая 1993 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова (СЗ РФ. 1996. N 14. ст. 1550) право граждан на благоприятную окружающую среду было связано с обязанностью государства предоставить переселенным (отселенным) гражданам льготы и компенсации.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью и т.п.), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.). Конституция провозглашает право каждого знать о таких явлениях.

В узком смысле данное право можно рассматривать как субъективное право конкретных лиц знать подробности о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, родственники которых проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

В связи с этим ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (СЗ РФ. 2002. N 2. ст. 133) предусматривает право граждан направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

— принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

— оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

— обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде и т.д. (ст. 11).

Гражданам принадлежит право на возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Под здоровьем можно понимать физическое, психическое и нравственное благополучие человека, входящее составной частью в его «достойную жизнь» (ст. 7 Конституции). Имущество, понятие которого раскрывается в гражданском праве (ст. 128 ГК и др.), должно принадлежать потерпевшему субъекту на праве собственности или другом праве, например обязательственном.

Вред, причиненный негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшим, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

При определении объема вреда, причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Понятие ущерба в комментируемой статье можно отождествить с понятием вреда, поскольку Конституция в контексте данной статьи, а также в ст. 52 и 53 использует их как синонимы.

Требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Поскольку право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью государства поддерживать ее в благоприятном для жизни состоянии, осуществление данной обязанности может быть только результатом соединенных усилий всех и каждого человека в отдельности сохранять природную среду его обитания (см. комм. к ст. 58).

Основные статьи Конституции РФ по охране окружающей среды;

В основе всей системы законодательных актов находится конституция РФ, которая была принята 12 декабря 1992 г. Центральное место среди экологических норм конституции занимает статья 9 часть 1, где указывается, что «земля и другие ресурсы в РФ используются и охраняются, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В продолжение этого положения в конституции имеется еще 2 статьи: статья 42 и статья 9 часть 2.

Статья 42 закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу.

В статье 9 части 2 провозглашается право граждан и юридических лиц на частную собственность, на землю и другие природные ресурсы.

В Конституции оформлены организационно-правовые отношения Федерации и Субъектов Федерации согласно статье 72: «…пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности является совместной компетенцией Федерации и Субъектов Федерации».

В РФ принимаются федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны, субъекты РФ имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов, однако все они не могут противоречить федеральным законам.

1.5. Закон РФ «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 год)

Цель закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую окружающую среду.

Задачи законы:

1. Сохранение природной среды

2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу, и здоровье человека

3. Оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

В отличие от отраслевых законов этот закон формулирует экологические требования, обращенные к источникам вредного воздействия на окружающую среду и человека.

Вопросы для самоконтроля

1). Дайте определение: «охрана окружающей среды», «окружающая среда», «природный объект», «антропогенный объект», «природно-антропогенный объект», «компоненты природной среды», «благоприятная окружающая среда».

2). Назовите основные цели и задачи охраны окружающей среды.

3). Что такое экологический кризис?

4). Какие экологические кризисы в истории развития человеческого общества вы знаете?

5.)Назовите общие и частные правовые акты в области охраны окружающей среды.

6.) Назовите основные статьи Конституции Российской Федерации по охране окружающей среды.

7.) Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.), его цель, задачи и структура.

Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы применительно к условиям России

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 09.01.2016 2016-01-09

Статья просмотрена: 449 раз

Библиографическое описание:

Макарова Е. С., Гринь Е. А. Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы применительно к условиям России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 698-700. — URL https://moluch.ru/archive/106/25051/ (дата обращения: 21.09.2018).

В данной статье рассмотрены основные экологические принципы некоторых Конституций государств Европы. Наглядно показано чем они различаются в зависимости от того, какая экологическая ситуация складывалась в мире, как это отражалось в общепризнанных международных экологических актах, каков уровень экономического и демократического развития стран и народов.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, благоприятная окружающая среда, нормативы качества окружающей среды.

Одной из главных целей демократического Российского государства является приоритет обеспечения повышение благосостояния гражданина при помощи обоснованных и законных методов и форм. Достижение этой цели обуславливается, прежде всего, с учетом исторического опыта и социально-экономических условий развития страны. Так один из основных конституционных признаков является обеспечение экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду, которые признаются мировым сообществом как фундаментальные права человека.

Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 ФЗ от 10.12.2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды»). Не смотря на это в Конституциях зарубежных государств показано, что при рецепции иностранных конституционных положений экологической направленности российским законодательством меньше всего учитывались зарубежные достижения в данной области исследования. В Конституции РФ указывается лишь пять принципов:

  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9);
  2. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. (ч. 1 ст. 36);
  3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. (ч. 2 ст.36);
  4. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  5. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).

Эти положения обладают универсальным характером, предопределяют основные права человека на благоприятную окружающую среду. Разнообразные по второй главе Конституции РФ конституционные экологические нормы не отражают целей и задач обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду и свидетельствуют об отсутствии целенаправленной идеологии государства, что является серьезным препятствием в обеспечении экологических прав граждан и значительным тормозом в разработке экологического кодекса страны. А самое главное-законодатель не усмотрел и не мог усмотреть в Конституции РФ динамику глобальных и локальных климатических изменений, оказывающих в последнее десятилетие весьма негативное воздействие на здоровье человека. На основании этого следует внести поправку в гл. 2 Конституции РФ «Окружающая среда и территориальное планирование», в которой признавалась система деятельности государств, делающая упор на улучшение здоровой окружающей среды и ее поддержание, а так же отражались входящие в нее отдельные функции, хорошо отраженные в Конституциях стран Европы.

Основные обязанности граждан по Конституции РФ являются: долг каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, Все природноресурсные кодексы и иные законы — о земле (от 25.10.2001 № 136-ФЗ ред. от 28.11.2015), недрах (от 21.02.1992 № 2395–1 ред. от 13.07.2015г.), водах (от 03.06.2006 № 74-ФЗ ред. от 28.11.2015), лесах (от 04.12.2006 № 200-ФЗ ред. от 13.07.2015г.), животном мире (от 24.04.1995 № 52-ФЗ ред. от 13.07.2015г.), атмосферном воздухе (от 04.05.1999 № 96-ФЗ ред. от 13.07.2015г.) — включают подробные нормы о конкретных экологических обязанностях граждан, применительно к конкретным природным ресурсам. На мой взгляд, в наши дни существует слабая контролируемость государственными органами этих вопросов, допускают безнаказанность нарушения экологических обязанностей как граждан так и должностных лиц — в этом и состоит проблема. Следует отметить, что какое-либо скрывание экологической информации, которое имеет существенное значение для общества именуется административным правонарушением (ст. 8.5 КоАП РФ). К сожалению, акты по материалам такого дела о производстве, вынесению решения и исполнение не имеет места быть. Проекты его давно подготовлены, однако принятие наталкивается на сопротивление ответственных за предоставление экологической информации органов, нередко настаивающих на платности выдаваемой информации. [1]

Все Конституции государств Европы принимаются и имеют свои существенные индивидуальные характеристики в зависимости от сложившейся экологической ситуации в той или иной стране. На основании этого целесообразно выделить три вида:

  1. Конституции, в которых закреплены права граждан на благоприятную окружающую среду и их обязанности сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Так они схожи по содержанию и структуре размещения экологических норм с Конституцией РФ. К ним относятся, например, Конституции республик: Армении, Болгарии, Украины, Эстонии. Принципы, отраженные в Декларации «По окружающей среде и развитию», принятой в Рио-де-Жанейро, 1992 г., имеют конкретизацию в приведенных выше основных законов стран Европы. В частности, такие принципы, как: забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой; на национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, относящейся к окружающей среды. Предполагается обеспечение эффективного доступа к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты. [2]

  1. Конституции, в которых охрана окружающей среды считается приоритетной задачей государства.

Такие конституционные обязательства приняли на себя страны: Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, Турция, Италия. Они наряду с вышеотмеченными также руководствуются принципами Декларации «По окружающей среде и развитию»: государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности и компенсации такого ущерба. Примером этому служит Союзная Конституция Швейцарской Конференции (от 18.04.1999г.), в которой отведен специальный четвертый раздел «Окружающая среда и пространственное планирование», содержащий не только основные экологические принципы, упомянутые выше (ст. 73–74), но и конкретно ориентированные на охрану отдельных природных объектов: земель (ст. 75), вод (ст.76), лесов (ст. 77), животного мира (ст. 80). [3]

  1. Конституции, которые не содержат ни права граждан на здоровую окружающую среду, ни обязанности государства защищать ее.

К таким Конституциям относится Ирландии (от 29.12.1937 г.), Дании (от 05.06.1953 г.). В качестве исключения можно отнести Основные Законы некоторых стран, принятые в 90-х годах XX в., например, Конституция Румынии (от 08.12.1991г.), уделяя значительное внимание охране собственности, в том числе земельной (ст. 135). Возникает вопрос, какими де силами государства Европы планирует обеспечивать гарантию прав граждан на здоровую и сбалансированную окружающую среду? Отвечая на данный вопрос, прежде всего, следует отметить, что одни государства берут эту серьезную ответственность только на себя. С этой целью такие государства устанавливают нормативы качества окружающей среды, т. е. допустимые пределы негативного воздействия на окружающую среду, и при помощи законных методов и средств обеспечивает их соблюдение. К примеру, ст. 24 Конституции Греции регламентирует: «Охрана природной и культурной окружающей среды является обязанностью государства». Этому есть подтверждение властных структур Греции и отражено в ст. 25 ее Конституции: «Права человека как личности и члена общественного целого гарантируются государством, все органы обязаны обеспечивать беспрепятственное осуществление этих прав». [4] Таким образом, предполагается необходимость установления нормирования качества окружающей среды и использование соответствующих программных средств.

Другие же государства привлекают к этой работе граждан и общественные объединения, например, в ч. 2 ст. 45 Конституции Испании установлено: «Государственные власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях защиты и улучшения качества жизни а также для охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на необходимую коллективную солидарность». [5] Иными словами, испанская власть непосредственно в союзе с общественными объединениями граждан берет на себя лишь контрольные функции за рациональным использованием природным ресурсов. Третье государства — граждане берут на себя полностью ответственность за охрану окружающей среды, создавая им лишь условия для осуществления данного права, к примеру, Республика Македония имеет такую законодательную базу по отношению к охране окружающей среды. Четвертые государства не называют субъекты, реализующие экологические нормы и к тому же государственные органы не берут на себя ответственность за их соблюдение, например, в Конституции Белоруссии провозглашается: «Охрана природной среды — долг каждого» (ст. 55); [6]

Равновесие природной среды на сегодняшний день настолько разбалансировано, что само упоминание этого термина в науке выглядит архаично. Несмотря на это здоровая окружающая среда немыслима без восстановления баланса природной среды, и любые конституционные гарантии обеспечения защиты экологических прав человека не всегда увенчаны успехом того или иного государства.

Статья 42 Конституции Российской Федерации

Статья 42 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Екимов Анатолий Борисович, Челябинский природоохранный прокурор.

Концепция устойчивого развития, принятая ООН в 1992 году, положила начало системному переосмыслению процесса развития нашей цивилизации на рубеже тысячелетий, определила подходы к решению глобального противоречия между растущими потребностями человечества и скудеющими возможностями биосферы планеты. Концептуальные подходы к цивилизованному развитию человечества, максимальному сохранению природной основы окружающей среды в интересах будущих поколений, оказали прямое влияние на развитие российской национальной системы правового регулирования, основу которой составляет Конституция Российской Федерации.

На протяжении практически 20-ти лет положения Основного Закона являются юридической базой российского законодательства, в том числе и природоохранного, которое представлено рядом федеральных законов, кодексов, принятых в течение периода действия современной Конституции РФ. За это время процесс правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды, практика применения норм права подтвердили актуальность и полезность конституционных экологических и других положений.

Органы прокуратуры в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», принятом в развитие конституционных узаконений, осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов.

Челябинской природоохранной прокуратурой выполнена надзорная работа, направленная на обеспечение исполнения конституционных и положений законодательства об охране окружающей среды.

За 10 месяцев выявлено 482 нарушения законов, из которых 425 в сфере охраны окружающей среды.

Правозащитная функция является приоритетным направлением надзорной деятельности прокуратуры. Реализуется в рамках процессуальных полномочий, представленных прокурору ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации и др. осуществляется прокуратурой на основании конституционных норм прямого действия, закрепляющих: Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, ст. 9; Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, ст. 15; Владение, пользование и распоряжение замлёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, ст. 36; Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, ст. 42; Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, ст. 58, и другими статьями Основного Закона.

В суды общей юрисдикции, прокуратурой направлены исковые заявления в защиту интересов Российской Федерации и экологических прав неопределенного круга лиц об обеспечении природопользователями, промышленными и др. предприятиями: природоохранных требований при осуществлении выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, безопасного обращения отходов; сохранения естественных экологических систем особо охраняемых и др. природных территорий, животному миру, о возмещении вреда причиненного им: о сносе самовольных построек, возведенных на береговой полосе озёр, в лесах; о соблюдении прав граждан на свободный доступ к водным объектам; признании недействительными актов местного самоуправления о предоставлении участков в зонах с особыми условиями использования оз. Увильды, Шершневского водохранилища; экологической, промышленной безопасности, пожарной безопасности в лесах и др.

Кутепова Надежда Львовна, советник Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, руководитель общественной организации «Планета надежд».

Обязанность возмещать ущерб гражданам, пострадавшим от экологических аварий, государство превратило в свое право «предоставлять социальные льготы и пособия».

Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу самостоятельные, но тесно связанные между собой экологические права человека: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Наибольшее опасение и сомнения в реальности его применения, вызывает у меня пункт 3 данного права – право на возмещение ущерба вследствие экологического правонарушения.

К сожалению, не могу согласиться с тем, что в случае, когда речь идет о действительно серьезном экологическом правонарушении, к коим можно отнести крупные техногенные аварии, в первую очередь радиационные, данное право по ст. 42 было бы возможно реализовать в полном объеме. Считаю его неработающим и «полумертвым». Более того, получается, что государство руками законодателя делает все возможное, чтобы это право из права реального превратилось в декларативное.

Ярче всего данное положение вещей демонстрируется в отношении граждан, пострадавших и страдающих до сих от радиоактивных аварий и ущерба ими вызванного, поскольку именно данный вид аварий ведет к наибольшему количеству жертв и пострадавших.

С одной стороны, практически все Постановления Конституционного суда РФ, рассматривавшие конституционность законов о защите прав граждан, пострадавших от радиационных аварий, начинаются со слов «Статья 42 Конституция РФ» и «государство должно стремиться к наиболее полному возмещению вреда, так как радиационный вред относится к вреду невосполнимому». С другой стороны, очевидно, что судебная практика судов Челябинской области демонстрирует: никакого стремления к полному возмещению вреда нет, а есть стремление снизить размер компенсаций и выплат с целью, видимо, экономии бюджета. Иначе как объяснить вот эти вопиющие, с точки зрения циничности, судебные дела, которые права граждан на возмещение ущерба ограничивают словами «суд не имеет права расширительно толковать закон».

Как объяснить то, что суды уже давно нашли удобную уловку для государства – легко заменив понятие и обязанность по «возмещению ущерба» на право государства на «предоставление социальных льгот и выплат».

Дело Г. Женщина, 50 лет, бывшая жительница села Караболка (деревня расположена на радиоактивном следе после аварии 1957 года на ПО «Маяк»). Рак кожи носа. Решением межведомственного экспертного совета установлено наличие причинно-следственной связи между радиационным воздействием в период проживания в Караболке и раком. Ущерб – налицо, виновник — есть, причинно-следственная связь – есть. Что еще нужно? Но суд обнаружил, что Караболки (по вине бюрократов) до сих пор нет в списке загрязненных населенных пунктов, утвержденном Правительством. Суд не знает никакой статьи 42 Конституции – он не может «расширительно толковать закон».

Дело К. Женщина, 28 лет. Решением межведомственного экспертного совета инвалид детства, вследствие воздействия радиации на прародителей (мать проживала на реке Теча, загрязненной сбросами жидких радиоактивных отходов ПО «Маяк»), только недавно, после 2-х операций может ходить. По «маяковскому» закону ее мать получала льготы до ее 18-летия. А после — все, выплаты прекращены, нет такой статьи в законе про потомков после 18 лет. Мы просим суд учесть ст. 42 Конституции и ст. 6 ГК «Аналогия закона» раз налицо правовой пробел. Ответ суда: «не имеем права расширительно толковать закон».

А есть еще дела об отказе в индексации выплат тысячам граждан, попадающим под действие «маяковского» и «чернобыльского» законов, которым суд придал положение неравенства, внутриутробных ликвидаторов, матери которых были привлечены ПО «Маяк» на ликвидацию последствий аварии 1957 года. Есть еще жители села Караболка, которые 50 лет не могут добиться признания их участниками работ по ликвидации аварии 1957 года. Есть еще жители Озерска и Кыштыма, страдающие заболеваниями щитовидной железы по причине того, что первые годы работы ПО «Маяк» не имел очистных сооружений и выбрасывал радиоактивный йод в окружающую среду.

Все эти люди пострадали от техногенной экологической катастрофы. И большинство из них НИКОГДА не сможет получить возмещение нанесенного им ущерба. Государство руками бюрократов сделает все возможное, чтобы не возмещать ущерб. Именно поэтому я считаю данную часть статьи 42 декларативной и неработающей реально.

Вся надежда на сегодняшний день остается лишь на тех немногих, наиболее прогрессивных судей, которые помнят, что граждане, пострадавшие от экологического ущерба, в первую очередь защищены ст. 42 Конституции РФ, которые не боятся применять Конституцию, не боятся быть новаторами, понимают, что закон и Конституция — это живой инструмент и не боятся «расширительно толковать закон», помня, что человек – это главная ценность, ради которой и этот закон и создается.

Трофименко Елена Сергеевна, заместитель министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Накануне двадцатилетнего юбилея Основного Закона нашей страны мы вспоминаем об особой ценности и значимости экологических прав человека и гражданина, оцениваем опыт правоприменения, накопленный за предыдущие годы.

В настоящее время Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области успешно организует реализацию природоохранных программ «Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области», «Преодоление последствий радиационных аварий на ПО «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области», «Чистая вода», «Леса», «Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2013-2015 годах». Проводится активная инспекторская работа по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере природоохранного законодательства.

По инициативе Министерства и Челябинского областного суда Конституционным Судом РФ признан не соответствующим Конституции РФ пункт 7 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части ограничения прав жителей пострадавших территорий, вставших на учет после 1 января 2005 года, на получение жилищных субсидий.

Однако необходимо отметить, что важнейшим стимулом для решения проблем в сфере охраны окружающей среды является не контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, не увеличение размера штрафов и платы за загрязнение окружающей среды и реализация государственных природоохранных программ, а именно проявление экологической гражданской инициативы, воспитание осознанности и бережного отношения к природе и ее ресурсам.

Именно формирование экологического сознания граждан, в том числе подрастающих поколений послужит в будущем залогом благополучного взаимодействия природы и человека.

Талевлин Андрей Александрович, Председатель Движения «ЗА ПРИРОДУ».

Закрепляя за каждым право на благоприятную окружающую среду, государство берет на себя обязанность обеспечить это право. Возможность реализации права на благоприятную среду жителями России и есть признак правового государства. Именно по отношению к окружающей среде определяется уровень цивилизованности того или иного общества. К сожалению, вынужден констатировать, что в нашей стране качество окружающей среды ежегодно ухудшается. Официальные отчеты органов государственной власти лишь подтверждают этот факт.

Еще более тревожно выглядит отношение представителей органов государственной власти и местного самоуправления к охране окружающей среды. Этой функции нет среди приоритетных. Наряду с ухудшением качества окружающей среды ежегодно сокращаются расходы на ее охрану. Сегодня это доли процента от бюджетных ассигнований.

Вред окружающей среде возмещается в редких случаях, а если и возмещается, то средства растворяются в консолидированном бюджете, то есть не носят целевого характера.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды не обеспечивается на должном уровне. При развитии технического прогресса, существующих новых технологических возможностей совершенно недопустимо иметь отсталую систему экологического мониторинга. Существующими средствами экологического мониторинга (по сути, неизменившимися с советских времен), невозможно зафиксировать основные загрязнения природных объектов. Даже существующую информацию не всегда можно использовать для оценки состояния окружающей среды. Она либо недоступна, либо существует в невоспринимаемом, неструктурированном виде.

Право на возмещение ущерба здоровью и имуществу остается также сложно реализуемым. Латентность экологических правонарушений одна из самых высоких среди других правонарушений. Проблема усугубляется и сложностью процедуры доказывания наличия причинно-следственной связи между фактом загрязнения окружающей среды и последствиями причинения вреда.

Конституционные права, закрепленные в ст. 42 Конституции России, могут только тогда быть гарантированными и, следовательно, реализуемыми — когда представители публичной власти будут относиться к экологической функции как одной из приоритетных.

Статья конституции о среде

Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды 1972 года признала право человека на благоприятную окружающую среду. Первый принцип Стокгольмской конференции гласит: “Человек имеет основное право на свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет жить в достоинстве и благополучии”. За государствами была признана обязанность сохранять и улучшать окружающую природную среду.

В конституциях, принятых после Стокгольмской конференции, появились соответствующие статьи об экологических правах граждан и обязанностях правительств, так называемые экологические или “зеленые” статьи, небольшой перечень которых мы представляем вниманию читателей.

1. Всякое лицо имеет право пользоваться окружающей средой для развития своей личности, и оно обязано сохранять эту среду.

2. Государственные власти наблюдают за разумным использованием природных ресурсов в целях улучшения жизни, охраны и восстановления окружающей среды, обращаясь при этом к коллективной солидарности.

3. Лица, виновные в нарушении положений предыдущего параграфа, подлежат в соответствии с законом уголовной или административной ответственности, а также обязаны возместить причиненный ущерб.

Конституция Испании 27 декабря 1978 года

1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.

2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 года

1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу, действиями в области природопользования.

2. Бережное отношение к окружающей среде, природным ресурсам и историческим памятникам — священный долг каждого гражданина.

Конституция Кыргызской Республики 5 мая 1993 года

Государство проявляет заботу о здоровье людей и гарантирует медицинскую помощь и услуги человеку в случае болезни. Законом устанавливается порядок оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных лечебных учреждениях.

Государством поощряется физическая культура общества и оказывается содействие спорту.

Государство и каждое лицо обязаны охранять окружающую среду от вредных воздействий.

Государство проявляет заботу об охране естественной природной среды, животного и растительного мира, отдельных природных объектов и представляющих особую ценность местностей, осуществляет надзор в целях бережного использования, а также восстановления и приумножения природных ресурсов.

Законом запрещается истощать землю, ее недра, воды, загрязнять воды и воздух, оказывать радиационное воздействие на окружающую среду, а также обеднять растительный и животный мир.

Конституция Литовской Республики 25 октября 1992 года

Право на благоприятную окружающую среду

1. Каждый человек имеет право на экологически безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, а также на безопасные продукты питания и предметы быта.

2. Государство гарантирует каждому человеку право на свободный доступ к достоверной информации о состоянии природной среды, условиях жизни и труда, качестве продуктов питания и предметов быта и на ее распространение.

3. Утаивание или искажение информации о вредных для здоровья людей факторах запрещается законом.

4. Физические и юридические лица несут ответственность за вред, причиненный здоровью и имуществу лица вследствие экологического правонарушения.

Охрана окружающей среды и памятников

Охрана окружающей среды, сохранение и охрана памятников истории и культуры являются обязанностью каждого гражданина.

Конституция Республики Молдова 29 июля 1994 года

Правительство заботится о качестве жизни в стране, о защите и улучшении окружающей среды.

Конституция Нидерландов 1983 год

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года

Охрана природы, исторических и культурных памятников — обязанность каждого.

Конституция Республики Таджикистан 1994 год

VIII. Здравоохранение, окружающая среда и жилищный вопрос.

А. Здравоохранение и охрана окружающей среды.

Ст.56 — Каждый вправе жить в условиях здоровой сбалансированной окружающей среды.

Улучшать окружающую среду, охранять ее чистоту и предотвращать ее загрязнение — долг государства и граждан.

Государство централизованно планирует создание организаций здравоохранения и организует их деятельность в целях обеспечения каждому возможности жить, обладая здоровым телом и духом, и увеличения ресурсов и отдачи человеческого труда и природных сил и гармоничного их сочетания.

Эту свою задачу государство выполняет, используя организации здравоохранения и социальной помощи государственного и частного секторов и контролируя их .

Для широкого повсеместного функционирования службы здравоохранения законом может быть создано всеобщее страхование здоровья.

XI. Защита исторических, культурных и природных ценностей .

Ст.63 — Государство обеспечивает охрану исторических, культурных и природных ценностей и предпринимает с этой целью соответствующие меры.

Ограничения, вводимые в отношении ценностей, являющихся предметом частной собственности, а также оказываемая в связи с этим их владельцам поддержка и льготы регулируются законом.

Конституция Турецкой Республики 9 ноября 1982 года

Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде.

Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.

Земля, ее недра, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.

Конституция Республики Узбекистан 8 декабря 1992 года

Полезные ископаемые и природные ресурсы Эстонии являются национальным богатством, пользоваться которым надлежит рачительно.

Каждый обязан бережно относиться к жизненной и природной среде и возмещать нанесенный им окружающей среде ущерб. Порядок возмещения ущерба устанавливается законом.

Конституция Эстонской Республики 28 июня 1992 года

More from my site

  • Управляющий или исполнительный директор Управляющий и директор по трудовому договору: есть ли разница? Единоличным исполнительным органом ООО и АО может быть не только руководитель (директор, генеральный директор и т. п.), нанятый по трудовому договору, но и […]
  • Образец неустойки за алименты Образец неустойки за алименты Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Адвокат гангстер Юридический казус в суде: гангстер пытался оспорить приговор, узнав, что его адвокат - мошенник А когда потерпел фиаско, подал на лже-юриста в суд, но почему-то снова проиграл 20.04.2014 в 16:22, просмотров: 3394 Заключенный […]
  • При увольнении по собственному желанию не выплачивают зарплату Невыплата зарплаты после увольнения Невыплата заработной платы после увольнения наказуема для работодателя. В ст. 231 ТК РФ сказано, что в этом случае работодатель обязан выплатить уволившемуся работнику компенсацию […]
  • Расследование 159 ук рф Поиск по тегу «мошенничество» Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело в отношении депутата Казанской городской Думы, председателя Татарстанского […]