Что такое крупная сделка в бюджетном учреждении

Содержание статьи:

Письмо Минфина России от 25 марта 2016 г. N 02-07-10/17076 Об определении минимальной цены крупной сделки бюджетного учреждения по показателям Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо ФГБУ по вопросу определения минимальной цены крупной сделки бюджетного учреждения по показателям Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и сообщает.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и правомерности выводов, сделанных на основании анализа действующего законодательства.

Вместе тем, Департамент считает необходимым сообщить.

Согласно пункту 13 статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон 7-ФЗ) крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

В соответствии с нормами, указанными в Законе — 7-ФЗ, крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

При этом ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату работ (услуг) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора и порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция 33н).

Согласно положениям Инструкции 33н обязательным отчетом в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности для бюджетных учреждений является Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730).

Для расчета контрольного показателя при определении минимальной цены крупной сделки бюджетного учреждения используются показатели Баланса (ф.0503730). При этом показатель балансовой стоимости активов бюджетного учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 Баланса (ф. 0503730) и включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, по выданным авансам, с подотчетными лицами, расчеты по ущербу и иным доходам, прочие расчеты, в том числе расчеты с учредителем.

Таким образом, в балансовую стоимость активов, используемую при расчете размера крупной сделки, не входит остаточная стоимость особо ценного имущества в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения.

Вместе с тем, обращаем внимание, что Письмом Минфина России от 14.05.2015 N 02-07-07/27504 «Об определении размера балансовой стоимости активов для определения размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2015 году» дано разъяснение о порядке формирования показателей Баланса (ф. 0503730) с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 29.12.2014 N 172н, предусматривающим отражение дебиторской задолженности по расчетам по платежам в бюджеты в активе Баланса (ф. 0503730), а также кредиторской задолженности по доходам и по расчетам с подотчетными лицами в пассиве Баланса (ф.0503730), начиная с отчетности за 2015 год, и, как следствие, — изменение показателей вступительного баланса на начало отчетного периода (2015 года). С учетом положений вышеуказанного письма бюджетное учреждение при расчете размера крупной сделки в 2015 году вправе применять показатель актива Баланса ф. 0503730 по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных Сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Обзор документа

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

В балансовую стоимость активов, используемую при расчете размера крупной сделки, не входит остаточная стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения.

Бюджетное учреждение при расчете размера крупной сделки в 2015 г. вправе применять показатель актива Баланса ф. 0503730 по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных Сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Бюджетному учреждению предстоит совершить крупную сделку, цена которой свыше 10% показателя строки 410 графы 10 баланса (ф. 0503730). Согласно письму Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17076 в балансовую стоимость активов, используемых при расчете размера крупной сделки, не входит остаточная стоимость особо ценного имущества. Каким образом определить минимальную величину крупной сделки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетным учреждением минимальная величина крупной сделки должна определяться исходя из показателя строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730), то есть без учета остаточной стоимости особо ценного имущества.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия органа, осуществляющего в его отношении функции и полномочия учредителя. При этом крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
В Законе N 7-ФЗ четко не определено, каким образом следует определять по данным бухгалтерской отчетности балансовую стоимость активов бюджетного учреждения.
Порядок определения минимальной величины крупной сделки бюджетными и автономными учреждения был доведен письмом Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679, исходя из положений которого величина крупной сделки должна определяться исходя из показателей строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)), то есть исходя из итоговой строки Актива Баланса (ф. 0503730).
Следует отметить, что указанное письмо Минфина России носит системный характер, то есть оно разъясняет не отдельные вопросы по ведению учета в сложившейся ситуации конкретного учреждения, а подлежит применению всеми организациями госсектора. Именно Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329).
Частные разъяснения Минфина России, в том числе письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17076, фактически повторяют ранее разъясненную системную позицию финансового ведомства. Соответственно, у бюджетных учреждений в настоящее время нет оснований при расчете размера крупной сделки учитывать остаточную стоимость особо ценного имущества.
Объясняется данная позиция следующим. В силу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. Другими словами, бюджетное учреждение не отвечает по своим обязательствам особо ценным имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником, либо приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником.
Таким образом, бюджетным учреждением минимальная величина крупной сделки должна определяться исходя из показателя строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730), то есть без учета остаточной стоимости особо ценного имущества.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Балансовая стоимость активов бюджетного и автономного учреждений в целях определения размера крупной сделки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

11 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Крупная сделка

Бюджетные учреждения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности должны учитывать ограничения, связанные с отчуждением или приобретением имущества, возникновением или прекращением различных обязательств. Одним из данных ограничений в соответствии со ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях является необходимость обязательного согласования возможности совершения крупных сделок с соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества с отчуждением имущества, которым в соответствии с законодательством учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог. В связи с этим напомним, что бюджетные учреждения не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом.

Размер крупной сделки представляет собой процентное отношение ее цены к балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Для крупной сделки этот размер превышает 10% балансовой стоимости, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, взаимосвязанными критериями квалификации крупной сделки выступают:

– предмет договора (договоры купли-продажи (поставки), аренды, залога и т.д.);

– стоимостный критерий (цена договора, стоимость имущества).

Единого нормативного правового акта, устанавливающего порядок согласования бюджетным учреждением крупной сделки с учредителем, не существует.

В постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» указано, что порядок предварительного согласования совершения федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Например, порядок предварительного согласования совершения крупных сделок федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Минздравсоцразвития России, установлен приказом этого министерства от 17.12.2010 № 1123н. Согласно данному приказу учреждение направляет в департамент имущественного комплекса учредителя следующие документы:

1) обращение на бланке учреждения о предварительном согласовании совершения им крупной сделки за подписью руководителя учреждения либо лица, исполняющего его обязанности;

2) технико-экономическое обоснование, содержащее информацию о наименовании крупной сделки, необходимости ее совершения, соответствии уставу (предмету, целям и видам деятельности) учреждения, стоимости сделки, об условиях ее оплаты и о других существенных условиях ее заключения;

3) мотивированное обоснование выбора контрагента;

4) проект соответствующего договора, содержащий условия совершения крупной сделки;

5) подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее чем за три месяца до представления отчета, за исключением случаев приобретения федерального имущества;

6) сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат возникновения задолженности с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

В течение одного месяца со дня получения обращения о предварительном согласовании совершения учреждением крупной сделки департамент имущественного комплекса Минздравсоцразвития России осуществляет проверку наличия документов, прилагаемых к обращению; изучает основания целесообразности совершения крупной сделки; подготавливает проект решения о предварительном согласовании совершения крупной сделки или об отказе в согласовании.

Для бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений порядок согласования крупной сделки (в том числе срок и форму согласования) должен установить орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Например, порядок предварительного согласования совершения крупных сделок Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением установлен распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2012 № 48-р. Согласно данному документу сделки, обладающие признаками крупных, но совершаемые в процессе обычной уставной деятельности на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, при соответствии целям и предмету деятельности бюджетных учреждений считаются согласованными.

При этом бюджетные учреждения субъекта РФ – г. Санкт- Петербурга обязаны не позднее 10 дней со дня заключения договоров по цене, превышающей стоимостной критерий крупной сделки, представить в Комитет по управлению городским имуществом копии заключенных договоров.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Напомним, что согласно ст. 166 ГК РФ сделка считается недействительной по установленным ГК РФ основаниям. При этом следует учитывать, что руководитель бюджетного учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Убытки согласно ст. 15 ГК РФ – это расходы по восстановлению нарушенного права, утраты или повреждения имущества (реальный ущерб), а также упущенная выгода. При этом работодатель вправе требовать от руководителя учреждения возмещения ущерба в полном размере независимо от наличия в трудовом договоре условия о полной материальной ответственности.

Пример

Бюджетным учреждением принято решение о приобретении в 2014 г. за счет средств от приносящей доход деятельности легкового автомобиля Ford Mondeo стоимостью 1135500 руб. В строке 410 графы 10 ф. 0503730 на 01.01.2014 стоимость активов учреждения составила 105763409,52 руб.

В соответствии с уставом крупной признается сделка, величина которой либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 1% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Размер крупной сделки для рассматриваемого БУ составит: 105763409,52 руб. • 1% = 1057634,09 руб.

Поскольку стоимость приобретаемого автомобиля превышает установленный размер крупной сделки, решение о его приобретении должно быть предварительно согласовано с учредителем учреждения.

Об определении размера крупной сделки в 2015 году

О. Сизонова

Минфин выпустил Письмо от 14.05.2015 № 02-07-07/27504, в котором разъяснил, какие показатели бухгалтерской отчетности используются при определении балансовой стоимости активов для расчета размера крупной сделки бюджетными и автономными учреждениями в 2015 году в целях обеспечения единого подхода. Ознакомимся с данным документом в статье.

Сначала напомним, какие сделки в соответствии с законодательством признаются крупными, какие последствия могут быть у автономных учреждений при нарушении требований к таким сделкам.

Крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей названного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена данной сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Согласно ст. 15 указанного закона крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок. При этом сделка, совершенная с нарушением требований данной статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения.

Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением приведенных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной (п. 3 ст. 14 Федерального закона № 174- ФЗ).

Как указано выше, для определения размера крупной сделки используются сведения бухгалтерской отчетности, которая составляется в автономных учреждениях в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н). В частности, применяется показатель актива баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)) по состоянию на начало текущего финансового года (по строке 410).

Как отмечено в Письме Минфина РФ № 02-07-07/27504, к активам учреждения относится в том числе дебиторская задолженность (задолженность перед учреждением, включая задолженность по компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений, возврату ранее произведенных платежей, в том числе в бюджеты, ожидаемые от поступления от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними).

Приказом Минфина РФ от 29.12.2014 № 172н в форму баланса начиная с отчетности за 2015 год внесены изменения, в частности:

– дебиторская задолженность по расчетам по платежам бюджеты (счет 0 303 00 000) отражается в активе баланса (ф. 0303730);

– кредиторская задолженность по доходам (счета0 205 00 000, 0 209 00 000), а также по расчетам с подотчетными лицами (счет0 208 00 000) указывается в пассиве баланса (ф. 0503730).

Таким образом, при составлении баланса (ф. 0503730) за 2015 год отражение дебиторской и кредиторской задолженности по указанным счетам приведет к изменению вступительного баланса на начало отчетного периода (2015 года). Согласно п. 72 Инструкции № 33н данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса (относительно баланса, представленного за предшествующий отчетный год (2014 год)) отражаются в сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Исходя из вышесказанного при определении размера крупной сделки на 2015 год следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменении валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении валюты баланса учреждения (ф. 0503773). То есть для целей определения размера крупной сделки на 2015 год необходимо сформировать указанные формы отчетов за 2015 год.

Что такое крупная сделка в бюджетном учреждении

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КРУПНОЙ СДЕЛКЕ

Клещев Сергей Евгеньевич

канд. юрид. наук, подполковник внутренней службы, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Пермский институт ФСИН РФ, РФ, г. Пермь

PARTICIPATION OF BUDGET INSTITUTIONS IN LARGE DEAL

Kleschev Sergey

candidate of Juridical Sciences senior lecturer of the Department of Civil and Legal Disciplines of Perm Institute of the Federal Penal Service, Russia, Perm

АННОТАЦИЯ

Автором рассматривается особенности участия в крупной сделке, такой обновленной в российской системе юридических лиц организационно-правовой формы, как бюджетного учреждения. В статье определяется понятие и признаки крупной сделки, в том числе основные правила об одобрении крупной сделки.

ABSTRACT

The author considers the features involved in a major transaction, such updated in the Russian system of legal entities of the legal form of budgetary institutions. This article defines the concept and characteristics of major transactions, including the basic rules for approval of a major transaction

Ключевые слова: крупная сделка; бюджетное учреждение; имущество; автономное учреждение; некоммерческая организация; наблюдательного совет.

Keywords: big deal; budgetary institution; property; Autonomous institution; non-profit organization; the Supervisory Board.

Понятие «крупной сделки» раньше не использовали в нормативных актах о статусе учреждений. Фактически же уставы и распоряжения учредителей ограничивали возможность совершения учреждениями сделки больше конкретной суммы или сделки, которые связаны с распоряжением имущества установленной балансовой стоимости. Термин «крупная сделка» была характерна для коммерческого сектора юридических лиц.

Крупной сделкой бюджетного учреждения называется сделка, либо несколько взаимосвязанных сделок, которые связаны с распоряжением денежными средствами, отчуждением другого имущества (которое согласно федеральному закону бюджетное учреждение имеет право на распоряжение самостоятельно), а также с передачей данного имущества на пользование либо залог с тем условием, что цена этой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества выше 10 процентов балансовой стоимости актива бюджетного учреждения, который определяется по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, в случае когда устав бюджетного учреждения не предусматривает меньший размер крупной сделки [6].

Крупные сделки, могут признать недействительными при иске бюджетного учреждения либо его учредителя, если будут доказательства о том, что у другой стороны в сделке была информация или она должна была знать, что отсутствует предварительное согласие учредителя бюджетного учреждения. У руководителя бюджетного учреждения существует перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, которые причинены бюджетному учреждению при совершении крупной сделки, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Отметим, что лишь при согласии собственника бюджетное учреждение имеет право передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя либо участника деньги (если другого не устанавливается в условиях их предоставления) и иное имущество, исключая особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним собственником либо приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, которые выделил ему собственник на приобретение данного имущества, а также недвижимого имущества. В ситуациях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством, у бюджетного учреждения имеется право вносить вышеуказанное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ либо другим образом передавать им данное имущество в качестве их учредителя или участника [6].

Определенно сделку должен одобрить орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, если существует конфликтов интересов [6]. Если же у заинтересованного лица имеется заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть бюджетное учреждение, а также если другого противоречия интересов данного лица и бюджетного учреждения в отношении существующей либо предполагаемой сделки, оно обязано сообщать о своей заинтересованности органу, который осуществляет функции и полномочия учредителя, до того, как будет принято решение о заключении сделки.

Лицо, заинтересованное в совершении бюджетными учреждениями тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями либо гражданами (далее — заинтересованные лица), признается руководитель (заместитель руководителя) бюджетного учреждения, а также лицо, которое входит в состав его органов управления или органов надзора за его деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями либо гражданами в трудовых отношениях, и являются участниками, кредиторами данных организаций либо находятся с данными гражданами в близких родственных отношениях либо являются кредиторами этих граждан. Данные организации либо граждане это поставщики товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупные потребители товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, полностью или частично образованным некоммерческой организацией, либо извлекают выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Интерес в совершении бюджетным учреждением каких-либо действий, включая совершение сделок, и влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и бюджетного учреждения.

У заинтересованных лиц существует обязанность соблюдения интересов некоммерческих организаций, прежде всего по отношению к целям ее деятельности, и не следует использовать возможности некоммерческой организации либо допускать их использование в других целях, кроме тех, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческой организации. Следует указать, что под термином «возможности» понимаются принадлежащие бюджетному учреждению имущество, имущественные и неимущественные права, информация о деятельности и планах учреждения, имеющая для него ценность.

Возвращаясь к вопросу крупных сделок, следует указать, что понятие крупной сделки является достаточно новым для российского законодательства. К сожалению, в ГК РФ отсутствует определение крупная сделка, потому в разных нормативных актах, например в Федеральном законе «Об акционерных обществах» [3], Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» [4], Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» [7], Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [5], содержатся разные определения крупной сделки, не предусматривается также и одного порядка их одобрения, что представляется неоправданным хотя бы в аспекте унификации корпоративного законодательства.

Впервые в российском законодательстве термин «крупная сделка» появился в ст. 78 Федерального закона «Об акционерных обществах». Крупной сделкой в соответствии с указанным законом понимались два вида сделок:

1. сделка либо взаимосвязанные сделки, которые связаны с приобретением или отчуждением либо возможностями отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость у которого больше 25 % балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о заключении данных сделок, исключая сделки, совершаемые в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности;

2. сделка либо взаимосвязанные сделки, которые связаны с размещением обыкновенных акций или привилегированных акций, которые конвертируются в обыкновенные акции, стоимость которых больше 25 % раньше размещенных обществом обыкновенных акций [3].

Таким образом, крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) либо несколько взаимосвязанных сделок, которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества, стоимостью более 25 % балансовой стоимости активов общества, которая определяется по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, исключая сделки, заключаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.

По установленному п. 13 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» совершение крупной сделки возможно бюджетным учреждением лишь по предварительному согласию соответствующего органа, который осуществляет функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения [6].

Критерием крупной сделки является превышение цены сделки 10 % от балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая определяется по информации его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, либо превышение меньшего размера, если таковой определен уставом учреждения. Крупной сделкой признается и несколько взаимосвязанных сделок. Закон не содержит ответа на вопрос, обязательно ли получение предварительного одобрения учредителя на несколько взаимосвязанных некрупных сделок, если в сумме они превышают критерий крупной сделки. В случае спора суд может признать такие взаимосвязанные сделки крупной сделкой, требующей предварительного одобрения учредителя, применив другой закон по аналогии. При невозможности использования аналогии закона (например, в связи с несхожестью отношений, регулируемых другим законом) суд может применить правило ч. 2 ст. 6 ГК РФ об определении прав и обязанностей сторон, исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости.

Для избежания появления судебных споров пробелы в законе нужно устранять в уставе бюджетного учреждения, то есть устанавливать в нем все нужные признаки крупных сделок по срокам, предметам (взаимосвязанности) и ограничить полномочия руководителя по самостоятельному совершению данных сделок. В уставе можно дополнить норму закона по крупным сделкам, путем установления разумного порядка их совершения.

Если же применить аналогию закона (законодательство об автономных учреждениях), то крупные сделки согласно Федеральному закону «Об автономных учреждениях» подлежат одобрению со стороны органов управления — руководитель автономного учреждения вправе принять решение о совершении крупой сделки только после предварительного одобрения соответствующей сделки наблюдательным советом [1, с. 235—240].

У наблюдательного совета автономного учреждения есть обязанность рассмотрения предложений о совершении сделки, в совершении которой есть заинтересованность, в течение 15 календарных дней с того момента как поступает такое предложение председателю наблюдательного совета автономного учреждения, в случае если устав автономного учреждения не предусматривает более короткий срок. Решения одобрения сделки, в совершении которой есть интерес, принимает большинство голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, которые не заинтересованы в совершении данной сделки. Когда лица, заинтересованы в совершении сделки, и составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, то решения об одобрении сделки, в совершении которой есть интерес, принимает учредитель автономного учреждения.

В решении об одобрении крупной сделки, одобрившего сделку, обязательно следует указать лицо (лица), являющееся стороной (сторонами), выгодоприобретателем, а также цену и предмет сделки, иные ее существенные условия.

Определение времени одобрения крупных сделок является одним из актуальных вопросов. Основное правило одобрения сделок следующее: сделка должна быть одобрена компетентным органом до заключения.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований законодательства об автономных учреждениях, могут признать недействительной по иску автономного учреждения либо его учредителя, в случае, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать про отсутствие одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения [2, с. 66—74].

Некоторыми из юристов объясняется допустимость признания данной сделки, которая имеет юридическую силу следующим образом. Для того, чтобы крупная сделка была юридически безупречной нужно два элемента — а) соответствие норме закона, определяющий правоотношения, которые складываются на основе такой сделки (купля-продажа, подряд и т. д.); б) наличие согласия в совершении со стороны конкретного органа управления общества, то есть нужно наличие сложного юридического состава. При отсутствии одного из этих элементов крупная сделка лишается юридической силы, но когда содержание сделки соответствует нормам закона (нет пороков в своей содержательной части), совершается в письменной форме, то появление второго элемента юридического состава, нужно для ее действительности, с некоторым разрывом во времени (начиная с момента совершения сделки) можно расценить как несоблюдение срока ее одобрения, который не влияет на юридическую полноценность данной сделки с точки зрения ее содержания и оформления. С данным разъяснением можно поспорить. Действительно, основанием крупной сделки является сложный юридический состав, один из юридических фактов которого это одобрение данной сделки или советом директоров (наблюдательным советом), либо общим собранием. Однако согласно корпоративному законодательству в первоначальной редакции и сложившейся судебной практике относятся крупные сделки, которые совершены с нарушением установленного порядка, к ничтожным сделкам. Ничтожная сделка, изначально является недействительной и если данный факт не признан судом, потому не влечет никакого юридического последствия, исключая связанные с ее недействительностью. Таким образом, можно сделать вывод что согласно разъяснениям высших судебных инстанций можно одобрить сделку, которая не повлекла никаких юридических последствий, но отметим, что это нонсенс. Нельзя последующим одобрением наблюдательного совета одобрять ничтожные сделки. В некоторых случаях законом предусматривается возможность оздоровления ничтожных сделок. Сделки, которые не облечены в требуемую законом нотариальную форму либо которые не прошли государственную регистрацию, может признать суд действительными.

Вместе с этим нельзя не признавать, что законодательство о крупных сделках необходимо совершенствовать и законодатель, при изменении квалификации крупных сделок, которые совершены с нарушением установленных требований, с ничтожных на оспоримые, должен был разрешить и рассмотренную проблему, что, впрочем, возможно осуществить в настоящее время.

Список литературы:

  1. Муслюмова Л.А. Сравнительная характеристика правового режима имущества бюджетных и автономных учреждений // Сборник аспирантских работ. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, — 2010. — Вып. 11. — С. 235—240.
  2. Челышева Н.Ю. Гражданско-правовой режим вещных прав государственного учреждения // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права. Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2004, Вып. — С. 66—74.
  3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. / «Собрание законодательства РФ», — 01.01.1996, — № 1, — т. 1.
  4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ. «Собрание законодательства РФ», — 16.02.1998, — № 7, — ст. 785.
  5. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ. / «Собрание законодательства РФ», — 02.12.2002, — № 48, — ст. 4746.
  6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. /Собрание законодательства РФ, — 15.01.1996, — № 3, — ст. 145.
  7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. / «Собрание законодательства РФ», — 28.10.2002, — № 43, — ст. 4190.

Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения

  • On 08.10.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Статьи

В соответствии с требованием статьи 51 закона № 44-ФЗ (часть 2, пункт 1, подпункт «е»), заявка на участие в конкурсе в определенных случаях должна содержать решение об одобрении крупной сделки. Этот документ необходимо приложить, когда наличие такого решения требует законодательство или учредительные документы участника. При этом оценивается как стоимость самой сделки, то есть поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, так и сумма обеспечения заявки либо контракта.

При отсутствии решения об одобрении крупной сделки в том случае, если оно должно быть представлено, заказчик может отклонить заявку участника. В каких случаях поставщики и подрядчики должны представлять такое решение? Что необходимо проверить заказчику, чтобы безосновательно не отклонить заявку? Рассмотрим эти вопросы более детально.

Какая сделка является крупной

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

А вот для унитарных предприятий крупная сделка — это сделка стоимостью от 5 млн. рублей. Это правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.

Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО. Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью — закон № 14-ФЗ. Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной.

В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку — крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ. Из-за этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.

Одобрение крупной сделки

Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров.

Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Позиция чиновников и судов

Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно.

Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.

Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно. В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной. И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.

Как быть заказчику и участнику?

Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:

  • действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
  • действительно ли сумма сделки является для участника крупной.

Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется. В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.

Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии. Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.

More from my site

  • Как уплачивается ндс ежемесячно Срок уплаты и сдачи НДС Актуально на: 30 декабря 2015 г. По общему правилу налогоплательщики НДС должны уплатить исчисленный налог по окончании налогового периода 3-мя равными платежами: не позднее 25 числа каждого из 3-х […]
  • Федеральный закон о защите прав потребителей от 2014 Закон о защите прав потребителей Российская Федерация О защите прав потребителей (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 […]
  • Статья 11 81-фз Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" С изменениями и дополнениями от: 24 ноября 1995 г., 18 […]
  • Федеральный закон о социальных гарантиях сотрудника полиции Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Как выглядит протокол задержания Протокол задержания подозреваемого (образец заполнения) ПРОТОКОЛ задержания подозреваемого 2 февраля 201* г. Протокол составлен в 13 час. 40 мин. Следователь следственного отделения Первомайского РОВД г. Энска лейтенант юстиции […]