П2 ч1 ст245 коап рф что это значит

Один за всех, и все за одного, или о введении полной коллективной материальной ответственности

«Кадровик.ру», 2014, N 1

Чтобы раскрыть тему введения полной коллективной материальной ответственности, необходимо в первую очередь понять, для каких целей и каким образом создаются коллективы (бригады). В ряде случаев в силу объективных причин один сотрудник не может выполнять весь объем работ, в связи с чем неизбежно возникает необходимость объединения работников в группы.

Если работа, выполняемая группой, связана с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных сотрудникам ценностей, и разграничить ответственность каждого из них в случае причинения ущерба невозможно, закон определяет такую группу как коллектив (бригаду), для работников которого может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность (ч. 1 ст. 245 ТК РФ).

Появление коллективов (бригад) характерно для таких сфер деятельности, как торговля, строительство, общественное питание. Не является исключением и сфера финансовых услуг, в которой для совершения операций с денежными средствами также создаются бригады или команды работников.

Коллективная ответственность — это производная от полной материальной ответственности работника, которая означает его обязанность возместить работодателю прямой действительный ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ).

В то время как ограниченная материальная ответственность сотрудника означает его обязанность возместить работодателю прямой действительный ущерб в пределах своего месячного заработка, если иное не установлено ТК РФ или иными федеральными законами, согласно ст. ст. 238 и 241 ТК РФ. Сумма ущерба, превышающая средний месячный заработок сотрудника, возмещению не подлежит.

Следует отметить, что введение работодателем полной коллективной (бригадной) ответственности позволяет всем членам бригады (коллектива) взаимно контролировать сохранность материальных ценностей работодателя.

Рассмотрим подробнее порядок установления коллективной (бригадной) ответственности.

Для защиты прав сотрудников работодатель может заключить с ними договор о полной материальной ответственности. Для этого в соответствии с положениями ст. 244 ТК РФ должны одновременно выполняться следующие условия:

  • достижение работником возраста 18 лет;
  • трудовая функция должна предусматривать обслуживание или использование денежных, товарных ценностей или иного имущества и поименована в составе работ или должностей (профессий), включенных в утвержденный перечень.

Так, Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении Перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» (далее — Постановление Минтруда России N 85) утверждены:

  • Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества;
  • Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества.

Решение работодателя о введении полной коллективной (бригадной) материальной ответственности оформляется приказом; каждый работник коллектива (бригады) должен быть ознакомлен с ним под роспись. Этот приказ должен быть приложен к договору о материальной ответственности (см. приложение 1).

На заметку. Если трудовая функция не предусматривает обслуживания материальных ценностей, то условие в трудовом договоре о том, что работник обязан выполнять обязательства о полной материальной ответственности, даже при наличии соответствующего договора о полной материальной ответственности не применяется, поскольку снижает уровень прав и гарантий работника, а следовательно, не применяется и заключенный в соответствии с этим сам договор о полной материальной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 245 ТК РФ договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады) в письменной форме. По договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности ценности вверяются заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность за их недостачу (ч. 3 ст. 245 ТК РФ).

В связи с тем что несоблюдение требований действующего трудового законодательства о порядке и условиях заключения и исполнения договора о полной материальной ответственности может служить основанием для освобождения работника от обязанности возместить в случае необходимости ущерб в полном объеме, следует подробнее остановиться на договоре о полной материальной ответственности.

Заключение договора о полной материальной ответственности — обязанность работника, чья трудовая функция связана с обслуживанием материальных ценностей и указана в составе работ или должностей (профессий) в Перечнях, утвержденных Постановлением Минтруда России N 85.

Отказ работника от подписания договора о полной материальной ответственности, если выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей является основной трудовой функцией работника, что оговорено при приеме на работу, может рассматриваться как неисполнение трудовых обязанностей со всеми вытекающими из этого последствиями (п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Общие положения договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности предусмотрены типовой формой такого договора, утвержденной Постановлением Минтруда России N 85. Следует отметить, что типовая форма договора носит рекомендательный характер и работодатель вправе вносить необходимые изменения.

Вместе с тем некоторые отклонения от типовой формы могут привести к спорам между работником и работодателем, и как следствие — к недействительности составленного договора. Так, отсутствие в договоре условия о праве коллектива (бригады) принимать участие в инвентаризации, ревизии, иной проверке (пп. «б» п. 6 Типовой формы) препятствует применению мер материальной ответственности. Отсутствие указания на решение работодателя об установлении полной коллективной материальной ответственности (п. 1 Типовой формы) влечет риск признания договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности недействительным.

Таким образом, если работодатель принимает решение применять свою форму договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, необходимо убедиться в том, что условия в форме работодателя не ухудшают положение работника по сравнению с таковыми в типовой форме.

Заключение договоров о полной материальной ответственности с иными работниками (чьи должности не указаны в перечнях) может повлечь применение мер административной ответственности согласно положениям ст. 5.27 КоАП РФ, а заключенный договор будет считаться недействительным (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

Письменный договор о коллективной/бригадной материальной ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады).

Руководство коллективом (бригадой) осуществляет бригадир, назначаемый приказом работодателя. В случае смены бригадира или при выбытии из коллектива (бригады) более 50% сотрудников от его (ее) первоначального состава договор о полной материальной ответственности должен быть перезаключен. Договор не перезаключается при выбытии из состава коллектива (бригады) отдельных работников или приеме в коллектив (бригаду) новых людей. В этих случаях против подписи выбывшего члена коллектива (бригады) указывается дата его выбытия, а принятый работник подписывает договор и указывает дату вступления в коллектив (бригаду) согласно п. 2 Типовой формы договора о полной коллективной (бригадной) ответственности.

При назначении бригадира, включении в коллектив/бригаду новых работников должно учитываться мнение коллектива. Законодательство, однако, не устанавливает, каким именно образом оно должно учитываться. Большинство комментариев законодательства также не раскрывает порядка такого учета. И все же ввиду специфики коллективной (бригадной) ответственности между работниками и работодателем возможны споры в том случае, когда мнение коллектива, содержащее согласие разделить ответственность с новым членом, никем и нигде не зафиксировано.

Отсутствие прямого урегулирования в законодательстве позволяет работодателю самостоятельно устанавливать порядок учета мнения коллектива. Можно предусмотреть следующий алгоритм. Руководитель коллектива (бригадир) при намерении включить нового работника в состав коллектива письменно уведомляет об этом всех его членов (см. приложение 2) и предоставляет полную информацию об этом сотруднике. Коллектив (бригада), в свою очередь, формирует свое мнение относительно нового работника, например, голосуя на общем собрании коллектива (бригады) и фиксируя результаты такого голосования в протоколе. Голосование может быть как открытым, так и тайным. Протокол представляется бригадиру для принятия соответствующего решения.

Существует еще один вариант, который, к тому же, видится менее трудозатратным.

Следует предусмотреть обязательное письменное уведомление членов коллектива (бригады) о намерении включить в их состав нового работника. Бригадир передает уведомление членам коллектива (бригады) под роспись и в течение 3 — 5 дней ожидает от каждого из них мотивированного отказа (возражения). В случае если возражения отсутствуют либо большинство членов коллектива (бригады) воздерживаются от таких возражений, принимается решение о включении кандидата в состав коллектива (бригады) (см. приложение 3).

В случае если коллектив (бригада) отказывается принимать нового сотрудника, ему можно предложить работу в другом коллективе (бригаде) с учетом мнения коллектива (бригады) либо предложить иную работу вне в коллектива (бригады).

Данные правила лучше всего закреплять в тексте самого договора о полной коллективной (материальной) ответственности либо в соответствующем локальном нормативном акте работодателя. Однако необходимо помнить, что при этом следует ознакомить под роспись с документом всех работников (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то что институт полной коллективной материальной ответственности существует довольно долго, ряд вопросов до настоящего времени остается неурегулированным. В связи с чем видится необходимым уделить особое внимание локальным нормативным актам работодателя, регулирующим вопросы полной материальной коллективной (бригадной) ответственности.

Жалоба на постановление об административном правонарушении

Право обсуждать постановление по делу об админправонарушении – это немаловажный гарант охраны легитимных прав и свобод и вовлечения в админответственность.

Жалобу на постановление по делу об админправонарушении может дать по желанию человек, по отношению к которому его приняли, пострадавшим, легитимным посредником физлица, легитимным посредником юрлица, адвокатом.

Помимо этого, можно провести протест прокурора на не ставшее легитимным постановление по делу об админправонарушении.

Регламентировано время 10 дней для дачи жалобы, который рассчитывается от дачи или приобретения ксерокопии постановления.

В согласии со ст. 245 ГПК дела об обсуждении постановления, предпринятому судьей райсуда касаются дел, появляющихся из общественных правовых взаимоотношений.

На основе письма Верховного Суда РФ указаны объяснения о способе введения решений по делам об админправонарушениях при их обговорении.

Особенности жалобы

Так, подача и обсуждение жалоб проводятся в соответствии со ст. 30.9 в способе, из ст. 30 КоАП РФ. Способы обсуждения постановления судьи регионального или прочего отвечающего ему судебного учреждения в необходимом порядке КоАП РФ не регламентирует, потому оно становится юридически действительным после принятия.

Когда дело обсуждалось в нём учреждение, то его постановление возможно повторно рассмотреть в райсуд, а постановление судьи райсуда в отношении жалобы, – в стоящее выше судебное учреждение, т.е. в региональный или прочее отвечающее ему судебное учреждение.

Когда дело обговаривалось каким-либо судьей, то его решение возможно обсудить по типу, обсужденному ст. 30 КоАП РФ, лишь в стоящий выше суд, а значит в райсуд или в региональный, или прочее отвечающее ему судебное учреждение.

Возможности обсудить так же решения судебного учреждения стоящего выше судебного учреждения ст. 30 КоАП РФ не предполагает, соответственно, оно становится юридически действительным сразу же после принятия.

В последующем может быть лишь повторное рассмотрение ставших легитимными уставов по делам об админправонарушениях людьми, учрежденными в ст. 30 КоАП РФ, по недовольству начальства заведений прокуратуры, описанных в п. 2, и жалобам людей, описанных в ст. 25 и ст. 30 КоАП РФ.

Решение по делу об админиправонарушении может быть обсуждено

солдатами (людьми, которые проходят армейские собрания) в армейское судебное учреждение (ст.

29 КоАП РФ), а предпринятое судебным заведением армейского судебного заведения обсуждается заново в этом учреждении.

Решение по делу об админправонарушении, предпринятое райкомиссией по вопросам несовершеннолетних и охране их прав, обсуждается в райсуде по местонахождению необходимой комиссии.

Правовые аспекты

Решение по делу, подтвержденное начальством, можно обсудить в один и тот же срок в стоящее выше учреждение, стоящему выше начальству и в райсуд по месту обсуждения вопроса; жалоба тут обязательна для обсуждения райсудом по месту обсуждения вопроса.

К данной жалобе не применяется госпошлина.

Подчиненность судьям арбитражных учреждений по вопросам об админправонарушениях оговаривается в ст. 23 КоАП в плане дел об обсуждении постановлений госорганов, других учреждений, чиновников, о вовлечении в админответственность людей, проводящих предпринимательскую и прочую финансовую работу. Эти дела обсуждаются судебным учреждением по общим предписаниям искового производства, установленным АПК, с особенностями, регламентированными в гл. 25 АПК. Соответственно ст. 207 АПК процесс по делам об обсуждении решений админорганов инициируется на основе заяв юрлиц и ИП, вовлеченных в админответственность ввиду выполнения бизнес и прочей финансовой работы, об обсуждении решений админучреждений о вовлечении в админответственность.

При обсуждении аспекта об алгоритме обсуждения юридического акта судьи судебного учреждения по вопросу о вовлечении в админответственность нужно учитывать ст. 30 КоАП и легитимные нормативы, однако сюда не включен п. 1, ч. 1.

Алгоритм дачи

Форма дачи заявы об обсуждении решения админоргана о вовлечении в админответственность контролируется ст. 208 АПК РФ.

Но имеется конфликт права в отношении оплаты госпошлины по этой группе дел в границах арбитражного дела, так как меж нормативами НК РФ и АПК РФ есть противоречия. Например, ст. 333 НК РФ не имеет в себе позиций об уклонении от оплаты госпошлины заяв при даче заяв об обсуждении решений и деяний (бездеяний) судебного пристава, и заяв об обсуждении постановлений админорганов о вовлечении в админответственность. Меж тем, ст. 329 и ст. 208 АПК РФ, включающие нужные моменты о том, что эти заявы госпошлиной не уплачиваются, не ануллируются.

Решение Верховного Суда РФ N2 “Об определенных вопросах, касающихся становление юридически действительными Кодекса РФ об админправонарушениях” регламентирует, что при использовании этого норматива нужно учитывать, что в обсуждаемом ею алгоритме можно обжаловать решения, подтверждённые уполномоченными учреждениями или руководством, однако не судебными учреждениями общего плана по подчинённым им процессам.

Так же обсуждается постановление об уклонении в инициации дела об админправонарушении в согласии с решениями ст. 30 КоАП, т.е. зависимо от того, каким учреждением или руководством оно принято.

По итогам обсуждения данной жалобы об админправонарушении принимают постановление.

Образец жалобы на постановление об административном правонарушении

Скачать образец жалобы на постановление об административном правонарушении в формате .doc

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 294-ФЗ.

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа (пункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2008 года Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 225-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 225-ФЗ;
3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении (часть дополнительно включена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Комментарий к статье 30.1 КоАП РФ

1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении выступает важной процессуальной гарантией защиты конституционных прав и свобод и привлечения к административной ответственности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по желанию лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем (см. комментарии к статьям 25.1 — 25.5 КоАП РФ).

Кроме того, возможно принесение протеста прокурором на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (см. комментарий к статье 30.10 КоАП РФ).

Установлен срок в размере 10 суток для подачи жалобы, который исчисляется со дня вручения или получения копии постановления по делу (см. комментарий к ст. 30.3 КоАП РФ).

2. В соответствии со ст. 245 ГПК дела об обжаловании постановления по делу, вынесенного судьей районного суда, мировым судьей, относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений.

На основании письма Верховного Суда РФ от 20.08.2003 N 1536-7/общ даны разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и/или решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования.

Так, подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно пункту 3 статьи 30.9 в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП РФ. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ).

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд (пункты 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ).

Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд, соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (пункт 1 статьи 30.1 КоАП РФ).

Возможности обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ).

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в пункте 3 статьи 30.11 КоАП РФ, по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в пункте 2 той же статьи, и жалобам лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.5, пункте 1 статьи 30.1 КоАП РФ.

3. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ), а вынесенное судьей гарнизонного военного суда обжалуется в окружной (флотский) военный суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, обжалуется в районный суд по месту нахождения соответствующей комиссии.

Постановление по делу, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано одновременно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в районный суд по месту рассмотрения дела; жалоба в этом случае подлежит рассмотрению районным судом по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (см. комментарий к части 5 статьи 30.2 КоАП РФ).

4. Подведомственность судьям арбитражных судов по делам об административных правонарушениях устанавливается абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП в отношении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в § 2 гл. 25 АПК (см. ч. 1 ст. 207 АПК). Согласно ч. 2 ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

При решении вопроса о порядке обжалования судебного акта судьи арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 30.1 КоАП и нормами арбитражного процессуального законодательства, но не пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.

Порядок подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности регулируется статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006) (Российская газета. 2002. 27 июля).

Однако имеет место коллизия права в отношении уплаты государственной пошлины по данной категории дел в рамках арбитражного процесса, так как между нормами НК РФ и нормами АПК РФ существуют противоречия. Так, ст. 333.37 НК РФ не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Между тем ч. 2 ст. 329 и ч. 4 ст. 208 АПК РФ, содержащие соответствующие положения о том, что такие заявления государственной пошлиной не оплачиваются, не отменены.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 (ред. от 02.06.2004) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Вестник ВАС РФ. 2003. N 3; Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. N 12) определяет, что при применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам.

5. В таком же порядке обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с предписаниями ч. 4 ст. 30.1 КоАП, т.е. в зависимости от того, каким органом или должностным лицом вынесено такое определение.

6. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение (см. комментарий к ст. 30.7 КоАП РФ).

Другой комментарий к статье 30.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Право граждан на судебное обжалование предусмотрено ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частями 1, 2 комментируемой статьи определен порядок обжалования постановления по делу, вынесенного в отношении физического, юридического лица, за исключением лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Порядок обжалования решения по делу в последнем случае определен ч. 3 комментируемой статьи (см. п. 4 данного комментария).

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено; потерпевшим (см. комментарий к ст. 25.2), законным представителем физического лица (см. комментарий к ст. 25.3), законным представителем юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4), защитником и представителем (см. комментарий к ст. 25.5) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу (см. комментарий к ст. 30.3).

2. В соответствии с ч. 1, 2 комментируемой статьи обжалованию подлежит постановление о назначении административного наказания. Постановление о прекращении производства по делу, вынесенное при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (п. 1 — 3 ст. 24.5 КоАП), может быть обжаловано потерпевшим, иным оспаривающим правомерность вынесенного постановления заинтересованным лицом, которое вправе подать жалобу.

При обжаловании постановления по делу лицом, в отношении которого оно вынесено, необходимо учитывать, что постановление о назначении административного наказания обжалуется лицом, вина которого в совершении административного правонарушения доказана при рассмотрении дела.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей гарнизонного военного суда, обжалуется в окружной (флотский) военный суд. Постановление по делу, вынесенное судьей районного суда, обжалуется в вышестоящую судебную инстанцию, действующую на территории соответствующего субъекта Федерации. В зависимости от административно-территориального деления субъекта Федерации вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районному суду может быть суд автономного округа, суд автономной области, суд города федерального значения, краевой (областной) суд, верховный суд республики (см. также ч. 3 ст. 30.9). Решение по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей, обжалуется в районный суд.

4. Применительно к делам об административных правонарушениях, подведомственных судьям арбитражных судов, указанным в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в § 2 гл. 25 АПК (см. ч. 1 ст. 207 АПК). Согласно ч. 2 ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

При корреляции гл. 30 КоАП и § 2 гл. 25 АПК следует иметь в виду, что обжалуется решение, вынесенное судьей арбитражного суда по результатам рассмотрения дела, а не постановление по делу, как это предусмотрено ч. 3 комментируемой статьи (см. п. 1 комментария к ст. 29.1). По смыслу п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей районного суда, мировым судьей, в соответствии с подведомственностью рассмотрения указанных дел, установленной соответственно абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, определяется гл. 30 КоАП.

В соответствии со ст. 245 ГПК дела об обжаловании постановления по делу, вынесенного судьей районного суда, мировым судьей, относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений. Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» до назначения (избрания) мировых судей в субъектах Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются районными судами.

5. О статусе коллегиальных органов административной юрисдикции и должностных лиц, рассматривающих дело на основе единоначалия, см. комментарий к ст. 29.8.

По смыслу п. 2 ч. 1 комментируемой статьи постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, обжалуется в районный суд по месту нахождения соответствующей комиссии.

6. Согласно п. 3 ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи постановление по делу, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано одновременно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в районный суд по месту рассмотрения дела; жалоба в этом случае подлежит рассмотрению районным судом по месту рассмотрения дела.

Определение об отказе в возбуждении дела выносится должностным лицом в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 28.1 КоАП.

О решении, выносимом по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, см. комментарий к ст. 30.7.

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

СТ 24.5 КоАП РФ

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Комментарий к Ст. 24.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В комментируемой статье определен исчерпывающий перечень обстоятельств, наличие которых исключает производство по делу. При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Эти обстоятельства могут быть установлены на любой стадии производства по делу об административном правонарушении: возбуждение дела; рассмотрение дела; пересмотр постановления и решения; исполнение постановления о назначении наказания.

Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются:

— отсутствие события административного правонарушения, т.е. не установлено либо отсутствовало вообще противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрено административное наказание;

— отсутствие состава административного правонарушения (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи 24.5 КоАП РФ). В этом случае событие административного правонарушения наличествует, но отсутствует хотя бы один из элементов состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Так, например, не является субъектом административного правонарушения лицо, не достигшее 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП), а также физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ);

— действия лица в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ);

— издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (в тех случаях, когда этим актом устраняется возможность применения к лицу административного, но не уголовного наказания);

— отмена закона, установившего административную ответственность. В данном случае учитываются положения ст. 1.7 КоАП РФ о действии законодательства во времени, когда закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу;

— истечение сроков давности привлечения к административной ответственности к моменту вынесения постановления (ст. 4.5 КоАП РФ).

При этом необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 16.06.2009 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», что само по себе прекращение производства по делу об административном правонарушении вследствие истечения сроков давности привлечения к административной ответственности не предполагает возможность отказа в таких случаях от оценки обоснованности выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях лица состава административного правонарушения.

В развитие этой правовой позиции Верховный Суд РФ в п. 13.1 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 дал следующие разъяснения: в постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию исходя из положения, закрепленного в п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (ч. 3 ст. 30.6, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ).

Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, также являются:

— наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении:

постановления о назначении административного наказания по той же статье или той же части статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ;

постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ;

постановления о возбуждении уголовного дела.

Во всех вышеуказанных случаях действует правило, установленное в ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, о недопустимости удвоения административной ответственности;

— смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отличие от уголовно-процессуального законодательства законодательство об административных правонарушениях не предусматривает в данном случае такого исключения, когда возбуждение дела и производство по нему необходимы для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

В п. 11 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» ВАС РФ разъяснил, что после принятия решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным ст. ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу ст. 29.9 КоАП РФ является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что, если административное правонарушение совершено военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, и имеющими специальные звания сотрудниками органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ), производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. Исключение составляют случаи, когда за административное правонарушение эти лица несут административную ответственность на общих основаниях (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ).

3. Часть 3 комментируемой статьи 24.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ устанавливает еще одно обстоятельство, влекущее прекращение производства по делу об административном правонарушении, когда такое правонарушение связано с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В случае выявления противоправного действия, совершенного лицом, не достигшим возраста 16 лет, применяются необходимые меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении для пресечения соответствующего противоправного действия, после чего производство по делу об административном правонарушении прекращается, поскольку в действиях указанного лица отсутствует состав административного правонарушения.

More from my site

  • Как заполняется декларация по ндс 2014 Декларация по НДС в 2016 году Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) обязаны ежеквартально заполнять декларацию по НДС и сдавать ее в ФНС России в […]
  • Госпошлина калькулятор мировой суд Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с […]
  • Возврат ндфл при покупке квартиры в 2018г Имущественный налоговый вычет при покупке жилья в 2018 году: изменения, разъяснения. Имущественный вычет в 2018 году через налоговую инспекцию можно оформить только по недвижимости, приобретенной до начала 2018 […]
  • Статья 111 часть 4 судебные Апелляция разобрала причины "мягких" приговоров по статьям 111 и 105 УК Верховный суд Карелии представил на своем сайте обобщение практики за первое полугодие 2014 года, касающееся назначения судами наказания за преступления по […]
  • Ст 162 ч 1 ук рф судебная практика Ст 162 ч 1 ук рф судебная практика Адвокат Ленинской коллегии адвокатов г. Красноярска Кирющенко Татьяна Юрьевна Судебная практика адвоката Кирющенко Т.Ю. по ст. 162 УК РФ . П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации […]