Статья 20 фз о гражданстве

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Комментарий к статье 20 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

  1. Как и прием в гражданство Российской Федерации, выход из гражданства РФ связан с соблюдением гражданином Российской Федерации ряда требований, установленных в комментируемом Законе. В этом заключается содержание разрешительной экспатриации, которая, в отличие от свободной экспатриации, предполагает условия, которым должен соответствовать человек, желающий прекратить отношения гражданства, в противном случае выход из гражданства запрещается. Устанавливая требования по выходу из гражданства Российской Федерации, государство таким образом обеспечивает выполнение гражданином обязательств перед государством, другими гражданами и организациями, а также исключает возможность уйти от ответственности за совершение правонарушений на территории Российской Федерации.

Требования по выходу из гражданства, установленные в комментируемом Законе, согласуются с Конституцией РФ, которая предусматривает в ч. 3 ст. 55 возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны. Согласно позиции Конституционного Суда РФ в силу общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется право на изменение гражданства, но не право на отказ от него в одностороннем порядке (подробнее см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 1228-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайдриха Рихарда-Тристана-Ойгена Рихардовича на нарушение его конституционных прав пунктом “в” статьи 20 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”).

  1. Введение системы ограничений при выходе из гражданства РФ является традиционным для отечественного законодательства о гражданстве. Закон от 10 февраля 1864 г. “О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства” устанавливал, что увольнение из русского подданства осуществлялось при выезде из России. Для этого необходимо было внести взнос в казну части нажитого капитала. В случае если кто-либо из поселенцев, владеющих землями в собственности, пожелал выехать вовсе из государства, то он должен был при выезде продать купленную им землю кому-то из живущих в России, в противном случае земля поступала в казну государства безвозмездно. Лица мужского пола старше 15 лет могли быть уволены из русского подданства лишь при совершенном отбытии ими воинской обязанности. Кроме того, Правила о выдаче паспортов иностранным гражданам, приезжающим в Россию через европейскую границу и проживающим в Империи 1860 г., устанавливали в ст. 19, что иностранцы, вступившие в русское подданство, имеют право по уплате могущих быть на них казенных, общественных и частных долгов и недоимок, возвратить в прежнее подданство.

В советских законодательных актах ограничения при выходе из гражданства до Закона СССР от 1 декабря 1978 г. N 8497-IX “О гражданстве СССР” не встречаются. Начиная с Положения о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г., в тексте актов указывалась только возможность выхода из гражданства. Закон СССР от 1 декабря 1978 г. N 8497-IX “О гражданстве СССР” в ст. 17 устанавливал основания, когда выход из гражданства СССР мог быть ограничен, и когда выход не допускался. Возможность ограничения выхода из гражданства была обусловлена наличием у ходатайствующего неисполненных обязательств перед государством или имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций. Выход из гражданства СССР не допускался, если лицо:

– привлечено в качестве обвиняемого;

– в отношении его имеется вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению;

– если выход из гражданства противоречит интересам государственной безопасности СССР.

С незначительными редакционными уточнениями аналогичные ограничения выхода из гражданства были установлены в ст. 21 Закона СССР от 23 мая 1990 г. “О гражданстве СССР”.

  1. Предложенная в комментируемой статье система ограничений выхода из российского гражданства существенно упрощена по сравнению с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1. В ч. 2 ст. 23 настоящего Закона в качестве ограничений выхода из гражданства Российской Федерации устанавливались:

– проживание или намерение поселения в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, при наличии имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненных обязанностей перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом РФ;

– после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

– привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу либо наличие в отношении заявителя вступившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда.

  1. Установление запрета выхода из гражданства РФ при наличии обязательства, не выполненного перед государством, является ограничением, распространенным в практике государств. Комментируемый Закон не раскрывает содержание ограничений, однако из содержания статьи следует, что речь идет об обязательствах перед государством, обязательства перед физическими и юридическими лицами прямо в комментируемом Законе не устанавливаются. Обязательства, невыполнение которых является причиной отказа в выходе из гражданства РФ, устанавливаются в федеральном законе. Однако перечня этих обязательств в настоящее время на законодательном уровне нет. Указание на запреты встречается лишь в п. 24 Положения и в бланках заявлений о выходе из гражданства Российской Федерации. Из чего следует, что обязательствами, препятствующими выходу из гражданства Российской Федерации, являются военная служба по призыву или альтернативная гражданская служба по призыву, уплата законно установленных налогов и сборов. Настоящие обязательства относятся к категории конституционных обязанностей, установленных ст. ст. 57 и 59 Конституции РФ.

Военная служба по призыву – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органах ФСБ, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях. Порядок прохождения военной службы по призыву устанавливается Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Отношения, связанные с прохождением альтернативной гражданской службы, регламентируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе” и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256.

Налоговые обязательства определяются Налоговым кодексом РФ и иными принятыми в соответствии с ним нормативными актами и выражаются в уплате установленных налогов и сборов. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В качестве подтверждения отсутствия налоговых обязательств для выхода из гражданства Российской Федерации заявителем предоставляется справка об отсутствии задолженности по уплате налогов. Порядок выдачи справки регламентируется Приказом МНС России от 12 марта 2004 г. N БГ-3-23/192@ “Об утверждении порядка выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации”.

  1. Привлечение лица компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо вступление в отношении его обвинительного приговора в силу исключают возможность выхода из российского гражданства.

Обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, обвинительный акт или составлено обвинительное постановление. Статус обвиняемого, органы, осуществляющие уголовное преследование, порядок вынесения и вступления в силу обвинительного приговора суда определяет Уголовный процессуальный кодекс РФ. Следует учитывать, что по смыслу комментируемой нормы привлечение лица в качестве подозреваемого по уголовному делу не исключает возможность обращения его с вопросом о выходе из гражданства Российской Федерации.

  1. Отсутствие гарантий приобретения иного гражданства также часто встречается в законодательстве государств в качестве основания ограничения выхода из гражданства. Настоящее ограничение соответствует ч. 1 ст. 7 Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.), согласно которой если закон государства разрешает отказ от гражданства, такой отказ не должен являться результатом утраты гражданства, если соответствующее лицо не приобретет другого гражданства.

Относительно рассматриваемого ограничения выхода из гражданства РФ Конституционный Суд РФ определил, что оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан РФ. В Определении от 19 июня 2012 г. N 1228-О Конституционный Суд РФ отметил, что в силу общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ гражданам РФ гарантируется право на изменение гражданства, но не право на отказ от него в одностороннем порядке. Вытекающий из положения п. “в” комментируемой статьи запрет на выход из гражданства РФ с целью приобретения статуса лица без гражданства согласуется с международной практикой, в частности с Европейской конвенцией о гражданстве 1997 г., которая закрепила в качестве одного из принципов, на которых должны основываться регулирующие гражданство правовые нормы каждого государства-участника, стремление избегать безгражданства (пункт “b” статьи 4) (подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 1228-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хайдриха Рихарда-Тристана-Ойгена Рихардовича на нарушение его конституционных прав пунктом “в” статьи 20 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”).

В целях недопущения выхода из гражданства Российской Федерации лица, не имеющего иного гражданства или гарантий его приобретения, заявителем представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации.

  1. В отличие от приема в российское гражданство комментируемый Закон не содержит каких-либо исключений из оснований, ограничивающих выход из гражданства Российской Федерации. Полномочий по принятию решения о выходе из гражданства РФ без соблюдения хотя бы одного из условий, перечисленных в настоящей статье, компетенция Президента РФ не предусматривает. Однако отказ в выходе из гражданства носит временный характер, и в соответствии с ч. 1 ст. 36 не исключает возможность повторного обращения с вопросом о выходе из гражданства Российской Федерации по истечении 1 года.

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Консультации юриста по ст. 20 Закона О гражданстве Российской Федерации

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

Статьей 16 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» установлены основания отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. Так отклоняются заявления поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу) ;

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания) .

Статья 20 фз о гражданстве

06:43 pm — Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации
Уважаемые юристы!

Разъясните пожалуйста пункт а ст. 20 закона «О гражданстве» РФ.

[Закон «О гражданстве РФ»] [Глава III] [Статья 20]
Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

Какие обязательства имеются ввиду ?

Задача — подать заявление о выходе из гражданства РФ и получить официальный отказ.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:
а) имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом.
В данной норме вообще речь не идет об обязанности срочной службы в Вооруженных Силах России или альтернативной гражданской службе. Очевидно, легальный срок требования этой службы как обязательной растягивается. В современных условиях, видимо, речь идет о запрете выхода из гражданства с момента постановки гражданина на призывной учет и до окончания им службы. Однако объявление молодого человека призывником вовсе не гарантирует его призыв на действительную военную службу. Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги также из Закона перенесено в подзаконный нормативный правовой акт (подробнее см. . ч. 1 и 2 ст. 19 Закона);
б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Данный пункт объединяет два основания отказа в выходе из гражданства России. Первый действует в отношении граждан, привлеченных компетентными органами России в качестве обвиняемых по уголовному делу. Под это ограничение подпадают граждане, возбужденные уголовные дела в отношении которых находятся на стадии предварительного расследования, судебного разбирательства и кассационного обжалования. В основе ограничения на выход из гражданства в данном случае лежит принцип неотвратимости наказания за содеянное. Конечно, эта категория граждан вряд ли составляет «цвет» российского общества, и на первый взгляд их можно было бы «отпустить» из российского гражданства, если уж они этого хотят. Однако существует опасность, что они не понесут заслуженного наказания в случае выхода из гражданства России, и именно это — уход от наказания и является истинной целью выхода их из российского гражданства. Однако вынесение в отношении этих граждан оправдательного приговора суда после вступления его в законную силу является основанием для отмены ограничения на выход из гражданства.
Второе условие ограничения выхода из гражданства соответствует следующей стадии уголовного преследования виновного лица: вступление в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда. Суть ограничения на выход из гражданства в этом случае состоит в том, что каждый гражданин России, понесший наказание по российскому закону, обязан отбыть его на территории России, а совершение любого, даже самого тяжкого, наказания не является основанием для прекращения в отношении его гражданства России. Отбытие наказания, в том числе освобождение от наказания по акту амнистии или в связи с истечением срока давности, ведет к отмене ограничений на выход из гражданства РФ;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
В этом пункте, содержится внутренняя коллизия. С одной стороны, Россия как участник Конвенции 1961 г. о сокращении безгражданства обязана соблюдать ее требования. Пункт «a» ст. 1 этого международно-правового акта гласит: «Договаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, которое иначе не имело бы гражданства при рождении или в силу закона» . С другой стороны, право на гражданство, установленное ч. 3 ст. 6 Конституции, включает право не иметь никакого гражданства, т.е. быть апатридом. В силу этого данный пункт означает нарушение суверенной воли лица в отношении реализации права на гражданство, поэтому, является нарушением Конституции РФ.
Удачи!

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Закон «О гражданстве Российской Федерации»

от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ

О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статья 5. Граждане Российской Федерации

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации

1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак

1. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.

2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Статья 9. Гражданство детей

1. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

3. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

4. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

2. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены

1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой — лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.

3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.

4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство

1. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

2. Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

3. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

4. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами «б» — «ж» статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13-15 настоящего Федерального закона.

Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, — в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел;

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, — в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Заявление подается заявителем лично.

3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями.

Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

4. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов

1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина, а за пределами Российской Федерации — консульский сбор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьями 16 и 20 настоящего Федерального закона, государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.

Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются:

федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами;

федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации

1. Гражданство Российской Федерации приобретается:

в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона — со дня рождения ребенка;

в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона — со дня усыновления (удочерения) ребенка;

в остальных случаях — со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

2. Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.

2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Глава VIII. Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица

Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Глава IX. Заключительные положения

Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации

Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

2. В случае, если Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» был установлен более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном указанным Законом Российской Федерации.

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года «О порядке приема в гражданство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 26, ст. 903);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР вопросов, связанных с приемом в гражданство РСФСР»;

Закон РСФСР от 8 июля 1981 года «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке приема в гражданство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 982);

Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243), за исключением пунктов «а»- «в» статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона;

пункты 2-4, 7-18 Закона Российской Федерации от 17 июня 1993 года N 5206-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1112);

Федеральный закон от 6 февраля 1995 года N 13-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 7, ст. 496);

статью 11 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2670).

2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.

More from my site

  • Гражданство в рф понятие приобретение прекращение Гражданство РФ: понятие и общие принципы Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской […]
  • Статья 61 конституция Статья 61 Конституции России Текст Ст. 61 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год: 1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. 2. Российская […]
  • Юрист леонов аа Леонова Н.В., Пелишенко А.А., Унтерберг Е.С. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". - Специально для системы ГАРАНТ, 2012 г. Документ отсутствует в свободном доступе. Вы […]
  • Получить гражданство на ребенка тюмень Оформление гражданства ребенку в МФЦ: есть ли такая возможность? Уже около 10 лет в России существуют многофункциональные центры. Перечень оказываемых ими услуг в режиме «одного окна» обширен. Удобство их работы оценили многие […]
  • Земельный участок в лапино Земельные участки в Лапино Объявлений не найдено К сожалению, по вашему запросу пока не опубликовано подходящих объявлений, но мы нашли другие объявления поблизости: Продам земельный участок, 16 соток, 110 км за МКАД. 16 […]