Крупная сделка гк рф

Как одобрить крупную сделку с 1 января 2017 года

Статьи по теме

С 1 января 2017 года для АО и ООО появятся новые правила одобрения крупных сделок.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

С нового года для ООО и АО изменятся:

  • понятие крупной сделки;
  • случаи, когда не нужно применять правила о крупных сделках.

Также законодатель конкретизирует:

  • информацию, которую можно включить в решение об одобрении крупной сделки;
  • порядок одобрения крупной сделки в АО.

Скачайте нужные документы

Такие изменения предусматривает Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 343-ФЗ. Он вносит их:

Кроме того, поправки затрагивают положения о сделках с заинтересованностью.

Понятие крупной сделки

Закон внесет в понятие крупной сделки ряд важных изменений:

  • предусмотрит, что для собственника имущества в ее качестве может выступать договор аренды (сейчас на это указывает не норма права, а подп. 5 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 г. № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью»);
  • конкретизирует, как определить размер сделки;
  • уточнит, когда сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности.

Любая крупная сделка будет иметь три обязательных признака.

Особый характер сделки

Первый признак – это особый характер сделки (п. 1 ст. 46 Закона об ООО, п. 1 ст. 78 Закона об АО).

Говорить о крупности сделки можно в случае, если общество совершает хотя бы одно из действий:

  • прямо или косвенно приобретает имущество (в т. ч. более 30% акций публичного АО);
  • отчуждает имущество или сталкивается с возможностью его отчуждения;
  • передает имущество во временное владение и (или) пользование (в частности, выступает в роли арендодателя по договору аренды);
  • предоставляет право использовать объект интеллектуальной собственности (действует в качестве лицензиара по лицензионному договору).

Цена сделки

Второй признак – высокая цена или стоимость имущества по сделке (п. 2 ст. 46 Закона об ООО, п. 1.1 ст. 78 Закона об АО).

При приобретении имущества его цена должна составлять не менее 25 процентов балансовой стоимости активов общества на последнюю отчетную дату.

Если общество отчуждает имущество, то 25 и более процентов стоимости активов должна составлять хотя бы одна из величин:

  • балансовая стоимость имущества;
  • цена отчуждения.

Если общество выступает в роли арендодателя, то не менее 25 процентов стоимости активов должна составлять балансовая стоимость объекта аренды.

Особый случай – когда общество приобретает более 30 процентов акций публичного АО. В такой ситуации как минимум 25 процентов стоимости активов должна составлять цена не только приобретаемых акций, но и всех акций ПАО, которые может потребоваться купить в будущем по правилам главы XI.1 Закона об АО.

Сделка вне обычной деятельности общества

Третий признак – выход сделки за пределы обычной хозяйственной деятельности общества.

В качестве крупной сделки не может выступать сделка, если:

  • ее принято совершать в обществе либо в иных организациях с аналогичными видами деятельности (независимо от того, заключало ли общество такую сделку раньше)
  • при этом сделка не прекращает деятельность общества, не изменяет ее вид или масштабы.

На это указывают пункт 8 статьи 46 Закона об ООО, пункт 4 статьи 78 Закона об АО.

Неприменение правил о крупных сделках

Закон конкретизирует ситуации, когда не требуется одобрять сделку, формально имеющую признаки крупной.

Для всех хозяйственных обществ предусмотрят пять таких случаев (п. 7 ст. 46 Закона об ООО, п. 3 ст. 78 Закона об АО).

  1. Общество состоит из одного участника (акционера с правом голоса), который одновременно выполняет функции единственного генерального директора.
  2. Права на имущество переходят при реорганизации общества, в том числе по договору о слиянии или о присоединении.
  3. Общество обязано совершить сделку в силу закона и по заранее определенной цене. В частности, оно заключает публичный договор на тех же условиях, что и по другим заключенным публичным договорам.
  4. Общество приобретает акции (эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции) публичного АО на условиях обязательного предложения.
  5. Общество совершает сделку на условиях предварительного договора и при этом:
  • он предусматривает все сведения, которые должно содержать решение об одобрении сделки;
  • ранее общество одобрило его заключение.

К каким сделкам ООО не применяются правила о крупных сделках

Для ООО по-прежнему будет действовать дополнительное исключение: если к обществу переходит доля (часть доли) в его уставном капитале, то правила о крупных сделках не применяются (абз. 3 п. 7 ст. 46 Закона об ООО).

В то же время из закона исключат положение о том, что устав ООО может освобождать общество от обязанности одобрять крупные сделки (сейчас это п. 6 ст. 46 Закона об ООО). В связи с этим пока не совсем ясно:

  • разрешено ли будет предусматривать в уставе такое освобождение после 1 января;
  • будут ли действовать соответствующие пункты уставов, принятые до этой даты.

К каким сделкам АО не применяются правила о крупных сделках

В отношении АО установят два дополнительных случая, когда можно не одобрять сделку (подп. 2 п. 3 ст. 78 Закона об АО):

  1. АО размещает акции и (или) эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в них (сейчас этот случай по сути указан в п. 1 ст. 78).
  2. Предмет сделки – услуги:
  • по размещению (публичному предложению) акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в них, и (или)
  • по организации такого размещения.

При этом сделка не должна содержать условий о вознаграждении исполнителя.

Порядок одобрения крупной сделки

Важное нововведение для АО – перед тем как одобрить крупную сделку на общем собрании акционеров, необходимо утвердить заключение о ней (п. 2 ст. 78 Закона об АО).

По умолчанию заключение утверждает совет директоров. Если он не сформирован, это делает генеральный директор.

В документе необходимо указать целесообразность сделки и последствия ее совершения.

Заключение нужно приложить к материалам, с которыми желающие акционеры могут ознакомиться до собрания.

Решение об одобрении крупной сделки

Перечень сведений, которые необходимо предусмотреть в решении об одобрении крупной сделки, не изменится.

Вместе с тем, поменяется формулировка самого решения (п. 3 ст. 46 Закона об ООО, п. 4 ст. 79 Закона об АО):

  • если общество намерено заключить сделку в будущем, то нужно использовать слова «решение о согласии на совершение крупной сделки»;
  • если сделку уже совершили, то решение надо озаглавить словами «о последующем одобрении крупной сделки».

Кроме того, закон укажет на возможность включить в текст решения дополнительные сведения:

  • срок, на который распространяется одобрение (в противном случае оно будет действовать лишь в течение года);
  • минимальные и максимальные границы условий сделки (например, верхний предел стоимости приобретаемого имущества);
  • альтернативные варианты условий сделки;
  • согласие совершить ряд аналогичных сделок.

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Обзоры последних изменений

Главные изменения в законодательстве в 2018 году
Посмотрите изменения, которые вступают или уже вступили в силу в 2018 году.

Директоров и учредителей станут чаще привлекать по долгам компании
И другие выводы из Обзора практики Верховного суда № 2/2018 от 04.07.2018

Закупки по Закону № 44-ФЗ с 1 июля: все изменения в одной инструкции
С 1 июля все конкурентные закупки можно проводить в электронном виде, правила для закупок в бумажном виде тоже изменились. Законодатели ввели в Закон № 44-ФЗ новые статьи, которые срочно нужно изучить.

Изменения в КоАП РФ в 2018 году
Все поправки в одной таблице.

Крупная сделка и большие хлопоты

В процессе ведения обычной хозяйственной деятельности общество с ограниченной ответственностью совершает массу различных гражданско-правовых сделок. Между тем иногда не так важен характер и содержание сделки, как ее размер. Ведь чем дальше от кризиса, тем больше возможностей для заключения больших и многообещающих сделок. К сделкам крупного характера гражданское законодательство предъявляет особые (повышенные) требования. Поэтому предлагаем разобраться с тем, какие сделки считаются для фирм в форме ООО крупными, а также кому и зачем следует быть начеку с такими сделками.

В главе 9 «Сделки» Гражданского кодекса о крупных сделках ничего не сказано. Это связано с тем, что вопросы особого правового регулирования крупных сделок актуальны не для всех юридических лиц, а преимущественно для обществ с ограниченной ответственностью (далее – общество, ООО) и акционерных обществ. Соответственно необходимую информацию можно найти в двух специальных законах – Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 46) и Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (глава X).

«На что мне эта доля?»

Возможность совершить крупную сделку напрямую зависит от решения всех участников общества с ограниченной ответственностью. Законом даже предусмотрена ситуация, когда желание какого-нибудь участника «плыть против общего течения» и не совершать крупную сделку неизбежно вытекает в передел долей.

По общему правилу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) само общество не может приобретать доли (их части) в своем уставном капитале. Одно из исключений касается как раз крупных сделок.

Закон гласит: в случае принятия общим собранием участников ООО решения о совершении (одобрении) крупной сделки общество обязано приобрести по требованию участника общества его долю в уставном капитале. Такая обязанность возникает в двух случаях:

  1. данный участник голосовал против сделки;
  2. данный участник не принимал участия в голосовании.

Требовать от ООО купить долю участник может в течение 45 дней со дня, когда узнал или должен был узнать о принятом решении по крупной сделке, а если он все же участвовал в общем собрании – в течение 45 дней со дня принятия решения, с которым он не согласен (п. 2 ст. 23 Закона об ООО).

По закону у общества есть три месяца на приобретение доли несогласного с крупной сделкой участника. При этом устав ООО может предусматривать иной срок (он может быть установлен только единогласно всеми участниками).

Уставом ООО может быть запрещено отчуждение доли или части доли участника общества третьим лицам.

Приобретение доли означает на практике выплату участнику действительной стоимости его доли в уставном капитале. Действительная стоимость определяется на основании данных бухгалтерской отчетности ООО за последний отчетный период, предшествующий дню обращения участника с требованием. Но возможен и иной вариант – с согласия участника общество вправе выдать ему вместо денег имущество такой же стоимости, то есть в натуральном выражении.

Главные угрозы

Крупная сделка – это всегда повод понервничать не только для общества и его участников, но и для контрагентов, партнеров по бизнесу. Дело в том, что никогда не следует исключать опасность признания такой сделки недействительной (ничтожной).

Важно понимать, что решение общего собрания участников ООО о совершении сделки крупного характера само по себе не означает, что такая сделка одобрена и можно ставить точку. Ведь как само общее собрание, так и процедура принятия решения могут оказаться впоследствии нелегитимными. Поэтому во время общего собрания должен быть поставлен один из главных вопросов – а есть ли кворум?

Вообще устав ООО может предусматривать, что для совершения крупных сделок не требуется решения ни общего собрания участников, ни совета директоров (наблюдательного совета). Однако в этом случае велики риски приобретения неликвидного имущества, вывода активов и др., что может неизбежно вызвать конфликт интересов между участниками и подорвать финансовое положение фирмы.

Если же сделка не только крупная, но одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность (члена совета директоров, наблюдательного совета, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, просто участника общества), то к порядку ее одобрения применяются также положения статьи 45 Закона об ООО (исключение – когда в заключении сделки заинтересованы все участники).

Правило 25 и более процентов

Как видно, к крупным сделкам следует относиться с особым вниманием. Именно поэтому положения статьи 46 Закона об ООО закрепляют критерии крупной сделки и иные правила.

Крупной может считаться не только одна сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), но и несколько взаимосвязанных сделок, которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом имущества прямо либо косвенно.

Основной критерий отнесения сделки к крупной – стоимость имущества, которое фигурирует в договоре и иных документах. Она должна составлять 25 и более процентов стоимости имущества ООО, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, который предшествует дню принятия решения о совершении такой сделки. Имейте в виду: в уставе можно прописать более высокий ценз (размер) для отнесения сделки к разряду крупных.

В зависимости от типа сделки различен источник информации о стоимости имущества: при отчуждении – это данные бухгалтерского учета самого ООО (продавца), а при приобретении – цена, которую предлагает продавец, то есть другая сторона.

В любом случае бремя доказывания перед участником и иными лицами того обстоятельства, что совершенная обществом сделка не является крупной и что неблагоприятные последствия не наступят, лежит на самом обществе. В случае наличия противоречий в документах либо прямого конфликта между участниками разрулить ситуацию может помочь бухгалтерская экспертиза. Это особо актуально для ООО, применяющих упрощенную систему налогообложения. Напомним, что такие фирмы не обязаны вести бухгалтерский учет для целей налогообложения, поэтому какие-то нужные в такой ситуации документы могут отсутствовать.

«Здесь крупной сделкой пахнет»

Пункт 7 статьи 46 Закона об ООО гласит: уставом общества могут быть предусмотрены другие виды и (или) размер сделок, на которые распространяется порядок одобрения их как крупных сделок. Эта норма введена, во-первых, для учета специфики уставной целей деятельности каждого ООО, во-вторых, для того, чтобы участники (руководство) могли более эффективно контролировать финансовый и хозяйственный оборот в рамках общества.

Заключенное мировое соглашение может тоже являться крупной сделкой. Поскольку его утверждает суд (ст. 141 АПК РФ), он же обязан одновременно проверить, имеют ли место признаки крупного характера сделки (т. к. она может нарушать в том числе права и законные интересы третьих лиц). При этом обратите особое внимание: оспорить такую сделку при наличии утвержденного судом мирового соглашения можно только в случае подачи жалобы на сам судебный акт, которым утверждено это мировое соглашение.

Правило необычности и обязательности

Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества. На практике с этим положением возникают большие загвоздки, так как зачастую бывает затруднительно однозначно сопоставить «обычную хозяйственную деятельность» с уставными целями, ее видением участниками ООО и реалиями ведения бизнеса. Соответственно возрастает угроза признания сделки недействительной. В арбитражной практике можно встретить множество споров на этот счет.

Также не признаются крупными сделки при соблюдении двух условий (хотя по финансово-экономическим показателям носят крупный характер. – Прим. ред.):

  1. их совершение для общества обязательно в силу федеральных законов и (или) иных правовых актов;
  2. расчеты по ним производятся по ценам и тарифам, которые устанавливает государство (в частности, Правительство РФ).

Приведем несколько примеров крупных сделок: внесение вклада в уставный капитал имуществом на крупную сумму, выкуп ранее арендованного нежилого помещения, договор залога недвижимого имущества (ипотеки) и др.

Добро на сделку

Решение об одобрении крупной сделки принимает общее собрание участников ООО. Главные задачи на этом этапе – обеспечить присутствие участников на собрании и проинформировать их о его повестке, чтобы потом они не ссылались на то, что не были уведомлены про рассмотрение вопроса о крупной сделке.

Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном Законом об ООО, уставом общества и его внутренними документами. В части, не урегулированной Законом об ООО, уставом и внутренними документами общества, порядок проведения устанавливается решением общего собрания (п. 1 ст. 37 Закона об ООО).

В работе общего (в т. ч. внеочередного) собрания допустимы перерывы. Их продолжительность законом не ограничена. Например, в постановлении ФАС Центрального округа от 20 июля 2006 г. по делу № А36-288/3-04 арбитры признали, что перерыв в работе внеочередного общего собрания, о котором истец (участник ООО) знал, не нарушил его прав и норм Закона об ООО. Между тем перерыв составил пять суток.

Выдержка из устава ООО «Интелпро»:

10. Решение о совершении крупной сделки, сделки с заинтересованностью принимает общее собрание участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в совершении сделки.

Учитывая всю важность, закон предъявляет специальные требования к содержанию решения об одобрении сделки. В обязательном порядке в нем должны быть указаны данные о сделке, а именно: стороны, выгодоприобретатели, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. Как правило, оно оформляется протоколом общего собрания и считается законным, если не противоречит условиям устава и нормам действующего законодательства.

Под иными существенными условиями следует понимать, в частности, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для сделок данного вида (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Таким образом, при отсутствии в решении (протоколе) общего собрания участников указанных условий совершенная обществом сделка не считается одобренной.

Решение об одобрении крупной сделки может содержать и иные условия, которые не отнесены законом или иными правовыми актами к числу существенных. На это указано в пункте 15 Рекомендаций научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа по вопросам рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих юридических лиц, их правовом положении, а также о правах и обязанностях участников (учредителей).

Имейте в виду: заключение мирового соглашения может считаться крупной сделкой!

Между тем не всегда могут быть заранее известны стороны и выгодоприобретатели в сделке (например, если она заключена на торгах и др.). В подобных случаях допустимо не указывать все обязательные сведения о крупной сделке.

Уставом ООО может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. В этом случае принятие решений об одобрении крупных сделок с имуществом, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости всего имущества ООО, тоже может быть отнесено уставом к компетенции указанного органа.

Вообще установление законом требований к порядку совершения крупных сделок имеет своей целью:

  • защиту прав и законных интересов общества и его участников в сохранении имущества общества;
  • получение обществом эквивалентного предоставления при отчуждении своего имущества.

Момент одобрения сделки

Из Закона об ООО не совсем ясен момент, с которого крупная сделка считается одобренной. С формально юридической точки зрения это, скорее всего, момент подписания протокола (решения) общего собрания каждым участником общества.

А возможно ли одобрение крупной сделки «задним числом»? Однозначно ответить сложно, хотя судьи не исключают такой возможности. Так, в пункте 29 Рекомендаций научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа № 3/2007 по вопросам рассмотрения споров, связанных с применением корпоративного законодательства, и споров, связанных с применением законодательства об исполнительном производстве, сказано: возможность последующего одобрения не исключается в отношении крупных сделок, совершаемых обществом с ограниченной ответственностью (т. е. после их совершения).

Когда «добро» не нужно

Правило об одобрении крупных сделок не применяется (п. 9 ст. 46 Закона об ООО):

  1. к обществам из одного участника, который одновременно выступает его единоличным исполнительным органом;
  2. при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам слияния и присоединения;
  3. при переходе к обществу доли (части доли) в его уставном капитале в следующих случаях, предусмотренных Законом об ООО:
  • непредоставление в установленный срок компенсации за досрочное изъятие участником имущества, переданного обществу для оплаты доли (ст. 15);
    неполная оплата доли в уставном капитале при учреждении общества (ст. 16);
  • отчуждение либо переход доли (части доли) к третьим лицам с нарушением порядка получения согласия на это, а также в случае нарушения запрета на продажу или отчуждение иным образом (ст. 21);
  • выход участника из общества (ст. 23 и 26).

Что новенького?

Не секрет, что сейчас идут активные обсуждения проекта внесения изменений в Гражданский кодекс. Предполагается, что они затронут и порядок одобрения крупных сделок. В частности, предполагается дополнить положения о государственной регистрации юридических лиц (ст. 51 ГК РФ). Согласно им, до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в Единый государственный реестр юридических лиц налоговую инспекцию обяжут проверять соответствие законодательству содержания устава в части, в том числе, сведений о порядке одобрения органами юридического лица крупных сделок.

«Я буду жаловаться!»

Как было отмечено ранее, положения о крупной сделке содержатся в статье 46 Закона об ООО. В случае нарушения предусмотренных этой статьей требований сделка может быть признана недействительной по иску самого общества или его участника.

Указанный иск можно подать в суд лишь в течение одного года (срок исковой давности). Пропущенный срок восстановить не удастся.

Предмет иска можно сформулировать примерно следующим образом: требование о признании недействительным (не имеющим юридической силы) договора купли-продажи как крупной сделки, совершенной ответчиком (общество, ООО. – Прим. ред.) с нарушением требований закона, и применении последствий ее недействительности.

Таким образом, пункт 3 статьи 43 Закона об ООО устанавливает ограниченный круг лиц, которые имеют право на обращение в суд с подобным иском. Это само общество либо его участник.

Впрочем, при определенных условиях недовольному участнику и доказывать ничего не надо. Это касается той ситуации, когда из документов и отчетности явно следует, что спорная сделка для общества убыточна. Следовательно, ею нарушены права и законные интересы участника (истца), если не будет доказано иное. Иногда и без документов понятно, что сделка неизбежно влечет убытки и иные неблагоприятные последствия (например, обращение взыскания на заложенное имущество фирмы в крупных размерах).

Важно знать следующее: механизм оспаривания таков, что признание недействительным решения общего собрания участников или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об одобрении крупной сделки не влечет за собой признание соответствующей сделки тоже недействительной (в случае обжалования таких решений по отдельности).

Бератор «Мы идем в суд»

Квалифицированную юридическую поддержку в судебном разбирательстве вам обеспечит бератор «Мы идем в суд». Он также расскажет, как сэкономить на судебных издержках.

«Неприкосновенность» крупной сделки

Однако не все так просто. Допустим, что есть неугодный участник, который захочет (и будет) оспаривать практически каждую сделку, которая покажется ему крупной. На этот счет законодатель похлопотал заранее: предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых суд откажет в признании крупной сделки недействительной (даже если нарушены требования статьи 46 Закона об ООО). Перечислим их (речь идет об участнике ООО, который обратился в суд с иском о признании сделки недействительной. – Прим. ред.):

  • голосование участника общества не могло повлиять на результаты голосования по крупной сделке, хотя он и принимал участие в голосовании по этому вопросу;
  • не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь причинение убытков обществу или участнику либо возникновение иных неблагоприятных последствий;
  • к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства последующего одобрения данной сделки по правилам Закона об ООО;
  • в суде доказано, что другая сторона по сделке не знала и не должна была знать о ее совершении с нарушением предусмотренных требований к крупной сделке.

О настоящем и будущем крупных сделок

Проблемам правового регулирования крупных сделок уделено внимание в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобр. решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.).

Документ констатирует следующий факт: конструкции крупных сделок, формально предназначенные для сохранения имущества хозяйственного общества, на деле широко используются для отказа от совершенных и даже полностью или частично исполненных сделок. Это подрывает имущественный оборот и находится в резком противоречии с имущественными интересами контрагентов и кредиторов.

А вот какой посыл заложен в Концепции на будущее: возможность защиты интересов общества при совершении им крупной сделки путем ее оспаривания должна признаваться за ним лишь в случае, когда общество (истец) является добросовестным контрагентом, не знает и не может знать о нарушении порядка совершения такой сделки его исполнительным органом.

Как видно, крупная сделка таит в себе подводные камни, которые важно распознать и не оступиться. Не менее важно для бухгалтера и юриста понимать, какое место каждая конкретная сделка занимает в общей массе, имеет ли она отношение к «обычной хозяйственной деятельности» фирмы, или же есть признаки ее крупного характера. В любом случае калибр сделки напрямую завязан на данных бухгалтерского учета и отчетности.

В. Бельковец, юрист, ведущий эксперт по правовым вопросам

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Понятие крупной сделки для юридических лиц. Предоставлении сведений о крупной сделке при размещении заказов для госнужд

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.

Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее – ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

Определение крупной сделки

Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее – Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, крупная сделка для ООО:
• связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
• может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
• уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.

При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором – 25% от стоимости имущества.

Крупная сделка для унитарных предприятий

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее – Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества – на основании цены предложения такого имущества.

Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности

При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее – информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:

• сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
• сделки по реализации готовой продукции;
• сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1

ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2

Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ

Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.

Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.

В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.

Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.

Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:

• обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
• копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
• проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
• подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
• сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.

Крупная сделка: за и против

В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:

• учредительные документы юридического лица;
• сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
• сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
• сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;

Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа – юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.

1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” – от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика – ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.

3.См., например, постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2005 № А72-9071/04-24/481.

More from my site

  • Экзамен пдд онлайн 2018 по билетам гаи гибдд категории сде ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля […]
  • Ст16 о введении в действие жилищного кодекса Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ"О введении в действие Жилищного […]
  • Федеральный закон о рекламе 8 Федеральный закон "О рекламе" Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ"О рекламе" С изменениями и дополнениями от: 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 […]
  • Госпошлина внесение изменений в учредительные Внесение изменений в ЕГРЮЛ С 1 июля 2017 года для организаций в ЕГРЮЛ будут ставить отметки о недостоверности данных. Если такая отметка пробудет больше 6 месяцев организацию ликвидируют (п. 2 ст. 2 Закона от 28 декабря 2016 № […]
  • Жилье для военнослужащих в московской области В Москве для военных построят 60 жилых домов на 16 тысяч квартир Москва. 18 августа. INTERFAX.RU - Строители в 2017 году передадут Минобороны РФ 13 жилых домов на 3,7 тысяч квартир в Москве, сообщил руководитель Департамента […]