Воинская служба особый вид государственной службы

Военная служба — особый вид государственной службы

Правовой основой военной службы являются Конституция и Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», которые возла-

гают на граждан России обязанность в случае нападения на нее защищать свое Отечество.

Законодательство предусматривает ряд форм ее реализации, наиболее активной и основной из которых является служба в ВС РФ.
Основное предназначение Вооруженных сил Российской Федерации — отражать агрессию, направленную против Российской Федерации, защищать целостность и неприкосновенность территорий Российской Федерации, а также выполнять задачи в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Военная служба выражается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей. Это и участие в боевых действиях, и повседневное исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами, а также несение боевого дежурства (боевой службы), участие в учениях и походах кораблей и т.д.
Военная служба, говорится в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе», — особый вид федеральной государственной службы. Она исполняется гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также:
S в пограничных войсках Федеральной пограничной службы;
S во внутренних войсках Министерства внутренних дел;
S в железнодорожных войсках;
S в войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;
S в войсках гражданской обороны;
S в инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти;

У в службе внешней разведки;
¦/ в органах Федеральной службы безопасности;
S в органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
S в федеральных органах правительственной связи и информации: федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных Федеральным законом случаях военнообязанный гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Условия и порядок прохождения военной службы определяются Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации. Они устанавливаются в зависимости от того, зачислены ли граждане на военную службу по призыву или на основе добровольного поступления — по контракту.

Военная служба как особый вид государственной службы в Российской Федерации

Политология

  • Тазиева Ксения Александровна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ВОЕННАЯ СЛУЖБА
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
  • ГОСУДАРСТВО
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН

Похожие материалы

Обеспечение защиты Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности государства. На государстве, на протяжении всего исторического периода его существования, лежит обязанность осуществления одной из первостепенных задач – «защиты его целостности и независимости».

Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан Российской Федерации. В целях обороны и безопасности государства в отдельных федеральных органах исполнительной власти предусматривается военная служба, и создаются специальные военные организации: Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Граждане, поступившие или призванные на военную службу, являются военнослужащими, и на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни [4].

Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба представляет собой вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания [8-12].

Военная служба, являясь по своей природе и по определению особым видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» «устранил» особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым, уравняв ее с другими видами, по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности [1].

Военная служба, кроме отличий, имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы. Эти особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений [6].

Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них [2], [7].

Основу системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения военной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства от военных угроз [3].

Управленческий аспект характерен, в частности, и для государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Так, управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют министр обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления ими. Управление осуществляется как на федеральном уровне, через специально создаваемый федеральный орган исполнительной власти, так и в самой управляемой системе через специально создаваемые органы управления, которые в Вооруженных Силах РФ называются органами военного управления [13-15].

Таким образом, посредством военной службы не столько обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, сколько фактически осуществляются эти полномочия, т.е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению обязанностей (службы) военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности [5]. Которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений.

Список литературы

  1. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27.05.2003 года № 58-ФЗ : принят Гос. Думой 7.07.2004 года : одобр. Советом Федерации 14.05.2002 года (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант плюс».
  2. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст] : учебник / Г.В. Атаманчук. – М. : Омега-Л, 2009. – 364 с.
  3. Бахрах, Д.Н. Государственная служба России [Текст]: учебное пособие / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2011. – 350 с.
  4. Макосейчук, И.Г. Государственная гражданская служба [Текст] / И.Г. Макосейчук // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Право. – 2010. – № 1. – 100 с.
  5. Стрекозов В. Г. Военное право [Текст] : учебник / В. Г. Стрекозов, А. В. Кудашкин и др. – М. : «За права военнослужащих», 2014. – 640 с.
  6. Цымбал, Е.А. Государственная гражданская служба в РФ как составная часть системы государственной службы [Текст] / Е.А. Цымбал // Юридические науки. – 2012. – № 2. – 56 с.
  7. Лобанов, В. В. Модернизация государственного управления: проблемы и решения [Текст] / В. В. Лобанов // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2010. – № 2. – С. 141-142.
  8. ПРИРОДА, ПРАВО, ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ Ханнанов Р.А. Уфа, 2009.
  9. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 37-38.
  10. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Ризванова Р.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 142-143.
  11. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
  12. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  13. Самойлов, В. Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы [Текст] : учебник для вузов / В. Д. Самойлов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 311 с.
  14. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 7. С. 1234-1249.
  15. СПЕЦИФИКА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ Уразбахтина Р.Р., Ханнанова Т.Р. Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 15. С. 77-78.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Воинская служба особый вид государственной службы

Военная служба – особый вид государственной службы. От любой деятельности в гражданской сфере военная служба отличается своим назначением, сферой приложения сил, средствами и методами, возможностями и условиями достижения целей, требованиями к человеку.

Пока существуют реальные и потенциальные источники внешней и внутренней опасности для страны и факторы, способствующие перерастанию этой опасности в непосредственную военную угрозу Российской Федерации, военная служба в ее Вооруженных Силах будет самой необходимой деятельностью. От отношения к службе, от ее состояния будет зависеть не только безопасность личности, общества и государства, но и судьба самого их существования, жизни на своей земле.

Военная служба относится к самой сложной и трудной деятельности. Она не нормирована продолжительностью рабочего времени, строжайше регламентирована установленным порядком, правилами и нормами их соблюдения, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей. Кроме того, военная служба ограничивает для военнослужащих многие права и свободы человека и гражданина. Трудности военной службы в наши дни усугубляются социально-экономическими, политическими, нравственными проблемами в стране, слабой правовой и социальной защищенностью военнослужащих. Главная же трудность военной службы состоит в том, что она в конечном счете предназначена непосредственно обеспечить достаточную боевую готовность Вооруженных Сил, а в случае необходимости – отразить военную агрессию и нанести агрессору поражение.

Военная служба – это и самая опасная деятельность. Военнослужащие являются первым объектом поражения со стороны противника. Все средства массового поражения направлены, прежде всего, против живой силы. Большую опасность для военнослужащих таят в себе вооружение и боевая техника самих Вооруженных Сил. Степень этой опасности в решающей степени зависит от уровня профессиональной пригодности и подготовленности военнослужащих к выполнению должностных обязанностей.

Военная служба включает в себя следующие элементы воинской деятельности: боевую и общественно-государственную подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.

Боевая и общественно-государственная подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава Вооруженных Сил. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время. Ввиду постоянного пополнения армии и флота новыми людьми, поступления на вооружение новых образцов военной техники совершенствуются формы и методы боевой и общественно-государственной подготовки. Идеологию подготовки составляют государственность, патриотизм и высокий профессионализм.

Боевая и общественно-государственная подготовка войск и сил имеет ряд особенностей, отличающих ее от учебной деятельности в гражданских учебных заведениях.

Во-первых, подготовка имеет коллективную (групповую) направленность. В воинских частях, на кораблях учебный процесс организуется таким образом, что в ходе занятий не только осуществляется обучение и воспитание отдельных солдат, матросов, сержантов и старшин, но и идет военно-профессиональная, правовая, нравственно-психологическая подготовка воинских подразделений к совместным действиям, успех которых зависит прежде всего от сплоченности, слаженной работы всех членов отделений, экипажей, расчетов, команд.

Во-вторых, боевая и общественно-государственная подготовка имеет сугубо практическую (боевую) направленность. В основе каждого занятия лежит принцип: учить войска тому, что необходимо на войне. Для подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин используются в основном те формы м методы обучения и воспитания, которые позволяют обеспечить превосходство личного состава подразделений, частей, кораблей над вероятным противником.

В-третьих, боевая и общественно-государственная подготовка имеет известную долю условности при организации и осуществлении ее мероприятий. Это проявляется в существенном отличии условий обучения от реальных боевых действий, в необходимости овладеть воинским мастерством как бы загодя, впрок, на случай, если оно потребуется. В этой связи чрезвычайно важно формировать такие структуры военных знаний, умений и навыков, которые бы сохранились в течение длительного времени и которые при необходимости можно было бы легко актуализировать.

Процесс боевой и общественно-государственной подготовки в армейских и флотских условиях построен по принципу: знания для умений, когда военная техника и вооружение, способы их эксплуатации и боевого применения, а также гуманитарные дисциплины изучаются в таком объеме и на таком уровне, которые позволили бы военнослужащим сразу действовать практически, умело применять знания в повседневной жизни. С этой целью в процессе обучения наиболее широко используется метод упражнения. Его сущность состоит в многократном, все усложняющемся и сознательном повторении умственных и физических действий. С учетом особенностей учебной дисциплины, характера и вида формируемых навыков и умений упражнения бывают строевые, физические, технические, стрелковые и др. Кроме того, упражнения бывают комплексными или специальными.

Воинская деятельность носит преимущественно коллективный характер, поэтому все разновидности упражнений выполняются как индивидуально, так и в группе (расчете, экипаже, отделении, на боевом посту). В ходе группового упражнения вырабатывается слаженность подразделений, сплоченность и коллективная готовность военнослужащих к выполнению разного рода учебных и боевых задач.

В процессе боевой подготовки основные военные навыки и умения закрепляются на практических занятиях и работах. Среди них все виды обслуживания и ремонта военной техники и вооружения, инженерное оборудование местности, стрельба, вождение боевых машин, борьба за живучесть оружия и технических средств своего заведования, боевого поста, корабля в целом, морская практика, защита от оружия массового поражения и т.д.

В войсках и силах флота широко используются специальные формы обучения, отражающие специфику деятельности различных военных специалистов. Например, в танковых войсках – легководолазная подготовка, в воздушно-десантных войсках и морской пехоте – парашютно-десантная подготовка, на кораблях флота – морская подготовка и так далее.

В ходе боевой и общественно-государственной подготовки личного состава применяются теоретические, практические и тренировочные занятия.

К теоретическим занятиям относятся прежде всего лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы, самостоятельная подготовка. Их цель – формирование у личного состава знаний по основам государственного устройства России, ее военной истории, военного права и морали, строительства Вооруженных Сил, военной педагогики, социологии и психологии, уяснение принципов современного боя, физических принципов и процессов, заложенных в основу создания вооружения и военной техники и т.д.

Hа практических занятиях совершенствуется готовность военнослужащих действовать как в одиночном порядке, и в составе подразделения, экипажа, расчета, отделения, боевого поста, временной группы при выполнении специальных задач. Основные формы практических занятий: тактические, занятия по огневой, инженерной, технической, морской, медицинской, физической и строевой подготовке.

Hа тренировочных занятиях используются все виды тренировок: танкострелковые, стрелковые, радиотренировки, тренировки командно-штабные, по специальности, на боевых постах (в отсеках), по общей подготовке, физические, строевые и др. В ходе тренировок совершенствуется взаимодействие воинов, поддерживаются и совершенствуются практические навыки и умения.

Боевые стрельбы проводятся, как правило, после завершения определенного периода обучения в целях проверки уровня огневой выучки личного состава, а также его боевой слаженности.

Высшей и наиболее сложной формой обучения в частях, на кораблях и в подразделениях являются учения. Существует несколько видов учений: тактические, тактико-специальные, командно-штабные, тактические учения с боевой стрельбой, одиночные, частные, отсечные. Они проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, непрерывно – днем и ночью.

В целях поддержания постоянной боевой готовности вооружения и военной техники в войсках и силах проводятся парково-хозяйственные дни и дни регламентных работ, во время которых обслуживаются вооружения и военная техника и осуществляются необходимые хозяйственные работы в казарменных помещениях и кубриках, на закрепленной территории, совершенствуется учебно-материальная база частей, кораблей и подразделений.

Особое место в подготовке личного состава занимает психологическая подготовка. Она представляет собой комплекс и процедуру специальных мероприятий, которые органически входят в систему боевой и общественно-государственной подготовки и всей воинской деятельности. Целью психологической подготовки является формирование, развитие и укрепление у военнослужащих готовности к выполнению боевых задач в любой обстановке. В зависимости от конкретных целей, задач и способов их решения различают три вида психологической подготовки.

Общая психологическая подготовка – это своеобразная закалка психики военнослужащих, осуществляемая с учетом требований современной войны в целом. Она основывается на ознакомлении солдат, матросов, сержантов и старшин с характером современной войны и психологическими факторами боя, особенностями морально-психологического облика вероятного противника, спецификой его поведения и деятельности.

Специальная психологическая подготовка нацелена на формирование высокой психологической устойчивости и боевой активности у воинов для действий в различных условиях обстановки.

Целевая психологическая подготовка – это формирование установки на успешное выполнение конкретной задачи: в бою, на боевом дежурстве (боевой службе), при несении караульной службы, в ходе действий в сложных условиях.

Основной принцип, который используется при решении задач психологической подготовки: максимальное приближение условий учебы к боевой обстановке. Для этого наиболее часто применяется: создание внешней картины реального боя, атаки (разрушенные сооружения, огонь, дым, запахи, поступление воды, шумовые эффекты и др.), имитация стрельбы противника, введение элементов опасности (прыжки в воду, метание боевых гранат, преодоление зон пожаров и задымлений, наступление вслед за разрывами своих снарядов и мин, форсирование водных преград и т.д.), имитация применения противником оружия массового поражения и др.

Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство (боевую службу), караульную и внутреннюю службы. Каждая из них имеет свои особенности.

Боевое дежурство (боевая служба) – деятельность военнослужащих по обеспечению боевой готовности военной техники и вооружения к внезапному началу боевых действий. Боевая служба (боевое дежурство), указывается в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами. В Военно-Морском Флоте боевая служба является высшей формой поддержания боевой готовности сил флота в мирное время.

Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство. Hа боевое дежурство (боевую службу) запрещается назначать военнослужащих, не приведенных к военной присяге, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных.

Личному составу дежурных смен при несении боевого дежурства запрещается:

— передавать кому бы то ни было, хотя бы и временно, исполнение обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения;
— отвлекаться, заниматься делами, не связанными с выполнением обязанностей по несению боевого дежурства;
— самовольно оставлять боевой пост или другое место несения боевого дежурства;
— проводить работы на вооружении и военной технике, снижающие установленную их готовность.

Караульная служба предназначена для охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, боеприпасами, взрывчатыми веществами, другим имуществом, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне.

Внутренняя служба имеет целью поддержание внутреннего порядка, охрану вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества части (подразделения), а также выполнение других задач.

Реальные боевые действия – воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и характеризующаяся своеобразием целей (уничтожение противника), экстремальными условиями (опасность, быстрая смена обстановки и т.д.), реальным противодействием противника, специфическими средствами достижения целей (оружие, военная техника), определенной интенсивностью функционирования психики, физическими и психическими перегрузками. Наиболее сильное воздействие на человека оказывает в бою опасность. Она воспринимается как угроза срыва боевой задачи, собственной жизни и жизни товарищей. Опасность может двояко влиять на людей. Чаще всего она инициирует общий боевой настрой личного состава, его активность, наступательный порыв, самопожертвование во имя достижения победы, ненависть к врагу и т.д. Вместе с тем опасность может оказать и сильное негативное воздействие на деятельность военнослужащих.

Опыт боевых действий, исследования военных ученых показывают, что к психологическим факторам современного общевойскового, воздушного, морского боя человек может успешно адаптироваться. Для этого он должен вырабатывать в себе быстроту осмысливания изменений в обстановке, самообладание, готовность к перестройке своей деятельности, эмоционально-волевую устойчивость, умение принимать грамотные решения в условиях опасности и дефицита информации, гибкость мышления.

Поэтому особо важную роль в ходе боевых действий играют сознательное управление военнослужащим своими чувствами и эмоциями, психическими процессами и состояниями, его способность контролировать свое поведение и деятельность.

§ 2. Военная служба как вид государственной службы

Семантическое значение слова «особый» заключается в том, что предмет или явление, обладающие определенным свойством, обладают признаками, которых не имеют другие, близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления. Применительно к предмету исследования необходимо выявить признаки, которые свойственны только военной службе, детерминированы ее сущностью и не характерны для других видов государственной службы, т. е. особенности военной службы. В то же время разновидности государственной службы, в том числе военная, имеют различия в общих признаках, характеризующих единый правовой институт государственной службы, т. е. можно выделить отличия военной службы.

Наиболее общее отличие специальных видов государственной службы, в том числе и военной службы, от общегражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, т. е. в выполняемых ими функциях и задачах. Для всех специальных видов государственной службы, включая и военную службу, в целом характерны следующие признаки:

— специфика выполняемых задач и функций;

— наличие специальных принципов в организации службы;

— особые условия службы, нередко сопряженные с риском;

— наличие профессиональной специфики;

— особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т. д.);

— наличие особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников;

— особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения испытательного срока, аттестации, прекращения службы;

— наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей;

— особый порядок привлечения к видам правовой ответственности (прежде всего административной и материальной);

— специальное обеспечение (денежное содержание, социальные льготы, форменная одежда, знаки различия и т. п.)110.

Как видно, многие из перечисленных отличительных признаков имеют особый характер.

Отдельные разновидности государственной службы имеют различия в своем статусе, обусловливающие отличия военной службы от других видов государственной службы Российской Федерации.

1. Федеральная государственная служба предназначена для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, т. е. обеспечения осуществления строго определенных задач и функций, возложенных на них государством по предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности, выражающиеся в содержании и конкретных организационно-правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место как в организационной структуре самих органов, так и в деятельности служащих (в том числе военнослужащих) каждого ведомства по выполнению возложенных на них задач. Это обусловлено тем, что в отраслевой деятельности государственных органов, в том числе тех, в которых законом предусмотрена военная служба, отражается не целиком та или иная функция, а лишь некоторая часть, характеризующая отдельную ее сторону.

Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них.

Целостность государства и государственный суверенитет обеспечиваются деятельностью ряда государственных органов и организаций.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Федерального закона «Об обороне»).

Законодательством Российской Федерации до 2001 г. не предусматривалось использование Вооруженных Сил Российской Федерации на собственной территории по своему прямому предназначению — ведение боевых действий. Однако события последних лет показали необходимость их привлечения в отдельных случаях к решению задач в условиях внутригосударственного (немеждународного) конфликта для сохранения целостности государства и обеспечения государственного суверенитета на всей территории государства, для чего потребовалось принятие специального закона.

Пограничные войска охраняют Государственную границу, и в этих целях они имеют право применять оружие, боевую технику и специальные средства (ст. 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1). На внутренние войска МВД России возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»). Войска гражданской обороны предназначены для реализации системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне»).

Помимо выполнения задач в сфере обороны и безопасности Отечества, военнослужащие могут быть направлены за пределы Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами. Порядок их использования в указанных случаях установлен Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г., которым установлено, что военнослужащие в составе воинских формирований могут направляться за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. В соответствии с Концепцией предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников Содружества Независимых Государств, принятой Советом глав государств Содружества Независимых Государств 19 января 1996 г., военный персонал (военнослужащие) могут быть использованы в целях предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, а также постконфликтного построения мира.

Таким образом, военная служба в отличие от гражданской государственной службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т. е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами.

2. Как и Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», согласно которому к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категории «Б» и «В»111 (п. 1 ст. 2), так и Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» связывают понятия отдельных видов государственной службы с исполнением обязанностей на различных видах должностей государственной службы. Понятием государственной должности охватывается должность в государственных органах, к которым относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющие в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Военная служба не только учреждается в государственных органах, составляющих часть государственного аппарата, но и является основой деятельности специально создаваемых государством организаций (Вооруженных Сил, внутренних войск МВД России, пограничных войск и т. д.; воинских формирований).

Государственные должности категории «Б» и «В» являются государственными должностями государственной службы, включенными в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

Военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением некоторых случаев (нахождения в распоряжении, прикомандирования к государственным органам, учреждениям и т. д.). Воинской должностью определяются характер выполнения служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций государства в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. Президент Российской Федерации утверждает единый перечень воинских должностей, замещаемых только высшими офицерами, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга). Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

Следовательно, посредством исполнения военной службы не столько обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, сколько фактически осуществляются эти полномочия, т. е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению обязанностей (службы) военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности.

3. Введение воинских званий наряду с квалификационными разрядами и дипломатическими рангами для отдельных видов государственной службы предусмотрено как Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», так и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». Воинские звания могут присваиваться только военнослужащим.

Назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить ясность и стройность во взаимоотношениях между военнослужащими. Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего от рядового до маршала, т. е. то, что называется «служебной карьерой»112.

Основой взаимоотношений между военнослужащими по их воинским званиям являются отношения старшинства и подчиненности: начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение; старшие по званию во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дисциплины, общественного порядка и формы одежды, а также правил поведения и отдания воинского приветствия; младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших. В дополнение к отношениям подчиненности военнослужащих по должности это служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка, особенно в боевой обстановке. Воинские звания оказывают существенное влияние также на условия и порядок прохождения службы соответствующими категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав (например, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено право военнослужащих, имеющих воинское звание от полковника (капитана 1 ранга) и выше, на дополнительную общую площадь жилого помещения). В соответствии со ст. 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» запрещено вводить для должностных лиц, сотрудников и служащих министерств, государственных комитетов и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений служебные, специальные звания или классные чины, аналогичные, т. е. подобные воинским званиям. По смыслу указанной нормы аналогичными являются звания, не полностью повторяющие воинские, а имеющие определенное с ними сходство.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения отдельных видов военизированной государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что указанная норма не выполняется, что отражает общую тенденцию военизации государственной службы в Российской Федерации. Так, например, воинскому званию «полковник» соответствуют специальные звания сотрудников органов внутренних дел (полковник милиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции113).

4. Дисциплинарные отношения между военнослужащими, являющиеся частью военно-служебных отношений, строятся в соответствии с ДУ ВС РФ. Требования Устава обязательны для исполнения всеми военнослужащими независимо от присвоенных воинских званий, служебно-должностного положения и заслуг, а также места прохождения военной службы.

5. Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан Российской Федерации. В целях обороны и безопасности государства в отдельных федеральных органах исполнительной власти предусматривается военная служба и создаются специальные военные организации: Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Граждане, поступившие или призванные на военную службу, являются военнослужащими, и на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Указанные обязанности подчас сопряжены с боевыми действиями, под которыми понимается вооруженное столкновение сторон, организованное применение подразделений, частей, соединений и объединений одной из сторон для выполнения боевых задач. Риск для жизни характерен также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, а также выполнения задач в соответствии с международными договорами.

6. В связи с особым характером исполняемых обязанностей в целях решения специфических задач для военнослужащих предусмотрены отличное от других видов государственной службы специальное материальное обеспечение, включающее денежное довольствие и виды натурального обеспечения (продовольственного, вещевого и квартирного), а также социальные льготы.

Военная служба, кроме отличий, имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы. Эти особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. Известный военный юрист прошлого столетия В.Д. Кузьмин-Караваев писал: «Войско есть сила. Войско состоит из массы лиц, совокупно выполняющих функцию вооруженной силы государства. Эти два положения определяют существо войска, условия внутренней его жизни и главнейшие черты организации»114.

2. Особенности военной службы. Как было отмечено ранее, особенности военной службы предполагают наличие у нее признаков, не характерных для других видов государственной службы. Для военной службы характерны следующие особенности.

1. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»). В качестве основного признака в указанном определении выделяется профессиональная деятельность, которая характеризуется непрерывностью, преемственностью и компетентностью и осуществляется на основе специальных знаний и навыков. Указанным Законом профессионализм называется в качестве одного из принципов организации государственной службы (ст. 5), который заключается в том, что государственный служащий исполняет обязанности на профессиональной основе, т. е. выполняет основную работу, за которую получает денежное содержание.

Государственная служба как профессиональная деятельность является реализацией конституционного права граждан на труд, т. е. возможностью распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации), а также права на равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации). Указанные положения нашли свое отражение в принципе равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой (ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» посредством прохождения военной службы военнослужащими как гражданами Российской Федерации также реализуется их конституционное право на труд, т. е. по своей сути военная служба является особым видом трудовой деятельности. Однако критерию свободного выбора профессии отвечает только поступление граждан на военную службу по контракту, а призыв на военную службу является одной из форм воинской обязанности граждан, т. е. прохождение военной службы на профессиональной основе происходит не всеми военнослужащими, а только поступившими на нее в добровольном порядке.

Указом Президента Российской Федерации «О переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту» от 16 мая 1996 г. № 722 было установлено, что с весны 2000 г. Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации переходят на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу. Однако Указом от 11 ноября 1998 г. № 1356 в Указ Президента Российской Федерации № 722 были внесены изменения, в соответствии с которыми переход к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту, будет осуществляться по мере создания необходимых условий, прежде всего экономических. Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004—2007 гг.115, согласно которой предполагается планомерное увеличение числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соединениях и воинских частях постоянной готовности. Таким образом, в полной мере признак государственной службы как профессиональной деятельности, в которой он применяется для характеристики других видов государственной службы, будет присущ военной службе в Российской Федерации только с переходом к армии, комплектуемой в добровольном порядке гражданами, заключившими контракт о прохождении военной службы, или проходящими ее на кадровой основе.

2. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане, впервые поступившие на военную службу или не проходившие военную службу и впервые призванные на военные сборы, приводятся к Военной присяге на верность своему народу, своей Родине — Российской Федерации. Смысл этого торжественного акта заключается в том, что, произнося патриотические слова присяги, ярко выражающие существо воинского долга, военнослужащий или гражданин сознательно выражает и подтверждает свою готовность мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Факт принятия присяги имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с принятием присяги военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы); строгое соблюдение требований Военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью; нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность. Отказ от принятия Военной присяги не допускается, поскольку в силу ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации при поступлении на военную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой согласно принципу прямого действия Конституции Российской Федерации должно быть предоставлено каждому гражданину независимо от принятия соответствующего федерального закона, устанавливающего порядок реализации указанного конституционного права граждан.

3. Обязательность военной службы. Эта особенность проявляется, во-первых, в способе привлечения граждан на военную службу путем проведения призывов — очередных и по мобилизации. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о всеобщем характере военной службы для всего населения Российской Федерации. Военная служба по призыву является обязательной для призывных контингентов мужского населения России. В то же время Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены отсрочки от военной службы, а также в некоторых случаях освобождение от нее.

Во-вторых, после привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения. За недолжное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей невоенной (гражданской или военизированной) государственной службы.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» за несоблюдение обязанностей государственным служащим он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с УК РФ влекут уголовную ответственность военнослужащих. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за следующие преступления против порядка пребывания на военной службе: самовольное оставление части или места службы (ст. 337); дезертирство (ст. 338); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом (ст. 339).

4. Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы — защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей, в условиях риска для жизни и здоровья военнослужащих, как правило, с оружием в руках.

5. Беспрекословность воинского повиновения всецело вытекает из характера военной организации и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины. Из этой особенности военно-служебных отношений также вытекает ряд юридических последствий: за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник; подача жалобы не может приостановить исполнение приказа; в случае открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с этой целью может быть применено оружие (ст. 9 ДУ ВС РФ), однако командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации; никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования. Иначе говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным наделены гораздо большим объемом властных полномочий, чем соответствующие должностные лица невоенных государственных органов и организаций.

6. Особенности в защите прав участников военно-служебных отношений заключаются, во-первых, в недопустимости обращения военнослужащего в суд по отдельным вопросам, вытекающим из отношений военной службы. В то же время действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие права и свободы военнослужащих, могут быть обжалованы как в служебном порядке — соответствующему начальнику, так и путем обращения в военный суд (ст. 4 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1).

Во-вторых, специфика защиты незыблемости воинского порядка проявляется в установлении государством повышенной ответственности военнослужащих за совершение ряда преступлений и других правонарушений, в том числе за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, а в ряде случаев и за нарушение общественного порядка.

7. Особым является статус военнослужащих — совокупность их прав, свобод, обязанностей и ответственности. В то же время специфика военной службы предопределяет ряд ограничений основных прав и свобод, которые осуществлены законодательно. Таким образом, с началом военной службы ряд конституционных прав будет для военнослужащих ограничен в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих».

8. Военнослужащие в особом порядке привлекаются к правовой ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной и материальной).

More from my site

  • Ди заместитель генерального директора Должностная инструкция заместителя генерального директора Открыть в формате WORD 1. Основные положения 1.1. Заместитель генерального директора назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим […]
  • Увольнение по соглашению сторон какие выплаты Компенсация по допсоглашению при увольнении В трудовом законодательстве определен перечень ситуаций, в которых работодатель обязан выплатить выходное пособие при расторжении трудового договора. Например, выходное пособие при […]
  • Договор ренты с дожитием Покупаем жилье по договору ренты Рента – интересный вариант решения жилищного вопроса. Как правило, квартира по договору ренты обходится приобретателю на 25-40% дешевле ее рыночной стоимости. Однако таких сделок в Петербурге в […]
  • Заявление о выводе из состава учредителей Пошаговая инструкция по выводу участника из состава учредителей ООО в 2018 году Пошаговая инструкция по выводу участника из состава учредителей ООО путем выхода по заявлению и передачи своей доли обществу с последующим […]
  • Пример резюме начинающего юриста Пример резюме юриста Юрист - это специалист в области права и юридических наук, т.е. человек работающий в области права и законов. К юристам относятся люди, получивших юридическое образование, учёные-правоведы, изучающие право и […]