Ст 88 об образовании в российской федерации

Ст 88 об образовании в российской федерации

Комментарий к статье 88

Комментируемая статья посвящена особенностям реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел РФ.

В части 1 комментируемой статьи устанавливаются особенности реализации права на образование гражданами, родители которых являются работники:

— загранучреждений Министерства иностранных дел РФ;

— торговых представительств Российской Федерации;

— военных представительств Министерства обороны РФ и иных приравненных к ним военных представительств;

— представительств других федеральных государственных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномочены направлять своих работников для работы в иностранные государства.

Законодательство подтверждает право таких граждан на получение на общедоступной и бесплатной основе общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Обязанность по обеспечению реализации данного субъективного права возложена на загранучреждения Российской Федерации.

Состав загранучреждений МИД России определяется Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации»[1]. В утвержденном этим Указом Положении о Министерстве иностранных дел Российской Федерации установлено, что МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения), территориальные органы — представительства МИДа России на территории Российской Федерации (далее — территориальные органы). Таким образом, входящие в систему МИД России загранучреждения ― это дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

В свою очередь, загранучреждения МИД России обеспечивают реализацию права на образование через создание специализированных структурных образовательных подразделений.

Деятельность таких специализированных структурных образовательных подразделений отличается рядом существенных особенностей. Во-первых, нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования загранучреждениями МИД России должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся в загранучреждениях МИД России (ч. 2 комментируемой статьи). Данная норма гарантирует существование малокомплектных специализированных структурных образовательных подразделений загранучреждений МИД России.

Во-вторых, законодательство допускает возможность обучения в специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России иных лиц (то есть, лиц, родители или законные представители которых не являются работниками загранучреждений МИД России, торговых представительств Российской Федерации, военных представительств Минобороны России, иных приравненных к ним военных представительств и т. д.). Соответствующая норма содержится в ч. 3 комментируемого закона. Там же содержится и условие обучения в специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России иных лиц. В этом случае родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося такого загранучреждения, иные физические или юридические лица возмещают затраты загранучреждения МИД России на обучение указанного обучающегося и его содержание (при наличии) в соответствии с нормативными затратами на оказание государственных услуг в сфере образования, утвержденными МИД России. Данной нормой могут воспользоваться, например, граждане России, постоянно проживающие за границей или иностранные граждане, решившие дать своему ребенку образование на русском языке.

В этом случае важно отметить, что в соответствии с ч. 12 ст. 108 комментируемого закона данная норма (ч. 3 ст. 88) не может быть применена к образовательным отношениям, возникшим до вступления в силу комментируемого закона. Иными словами, к длящимся правоотношениям (правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2013 г.) требования о возмещении затрат не могут быть применимы.

В-третьих, специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждений МИД России относятся к «русской школе за рубежом», а следовательно на их деятельность распространяется режим государственной поддержки русских школ за рубежом, предусмотренный «Концепция «Русская школа за рубежом»»[2], утвержденной Президентом РФ. Государственная поддержка русских школ за рубежом осуществляется по следующим основным направлениям:

— организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом.

Специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИД России создаются, приостанавливают и прекращают свою деятельность по решению МИД России (ч. 4 комментируемой статьи).

МИД России наделяется рядом полномочий (ч. 5 комментируемой статьи), осуществляемых в отношении специализированных структурных образовательных подразделениях в загранучреждениях:

— установление структуры управления деятельностью и штатное расписание этих подразделений;

— кадровое, информационное и методическое обеспечение образовательной деятельности;

— материально-техническое обеспечение и оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также требованиями государства, в котором расположено загранучреждение МИД России;

— обеспечение бланками документов об образовании, организация внесения сведений о выданных загранучреждениями МИД России документах об образовании в федеральный реестр документов об образовании и (или) о квалификации;

— контроль за деятельностью этих подразделений.

Образовательная деятельность загранучреждений МИД России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и принятом в развитие этого закона подзаконным актом, в котором устанавливается порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в загранучреждениях МИД России. Такой нормативный правовой акт принимает МИД России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 6 комментируемой статьи). Речь идет о Приказе МИД России от 19 ноября 2013 г. № 21428 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях»[3].

В упомянутом нормативном правовом акте содержатся:

— положения об организации и осуществлении образовательной деятельности в имеющих специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждениях МИД России;

— положения о взаимодействии загранучреждений с МИД России в сфере организации и обеспечения образовательной деятельности загранучреждений;

— права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей) в сфере образовательных отношений.

Возможность реализации загранучреждением МИД России права осуществлять образовательную деятельность обусловлена получением в установленном законодательством Российской Федерации порядке специального разрешения ― лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Для осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования и по дополнительным образовательным программам получения свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности не требуется.

Для осуществления загранучреждением МИД России образовательной деятельности в его структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение — заграншкола МИД России.

Деятельность заграншколы регулируется положением о специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России, разрабатываемым и утверждаемым загранучреждением, в структуре которого оно находится, и содержащим следующую информацию:

— о реквизитах и содержании лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности;

— о видах и уровнях образования, в отношении которых реализуется образовательная деятельность, о каждой из реализуемых образовательных программ с ее краткой характеристикой, о реализуемых формах обучения и возможности сочетания различных форм обучения и форм получения образования, о языке обучения и воспитания, об условиях охраны здоровья обучающихся, о предусмотренных законодательством Российской Федерации документах об обучении и документах об образовании, выдаваемых по результатам обучения;

— об условиях и порядке приема на обучение;

— о правах и обязанностях обучающихся и их родителей (законных представителей);

— о правах и обязанностях загранучреждения, руководителя загранучреждения, директора и педагогических работников заграншколы;

— о формах и порядке осуществления контроля качества обучения, в том числе в отношении промежуточной аттестации обучающихся и их государственной итоговой аттестации;

— об органах управления заграншколой МИД России, порядке их формирования, компетенции и порядке работы.

Загранучреждение МИД России размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о деятельности входящей в его структуру заграншколы.

Общее руководство заграншколой осуществляется руководителем загранучреждения МИД России, в структуру которого она входит. В части, не предполагающей обязательного наличия правового статуса руководителя загранучреждения МИД России, выполнение отдельных функций может быть возложено им на одного из старших дипломатических сотрудников.

Функции руководителя заграншколы выполняются ее директором, который подчинен и подотчетен руководителю загранучреждения, а также подотчетен МИД России.

Директор заграншколы назначается и освобождается от должности Министерством иностранных дел Российской Федерации, его права, обязанности и ответственность определены заключенным с ним трудовым договором. Директор является педагогическим работником.

Загранучреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с настоящим Порядком, с положением о специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, в том числе с правами и обязанностями обучающегося и его родителей (законных представителей).

Обучение и воспитание осуществляются загранучреждением на государственном языке Российской Федерации (русском языке).

Обучение осуществляется в очной форме. Сочетание различных форм получения образования и форм обучения допускается по желанию родителей (законных представителей) и решению руководителя загранучреждения.

Государственная итоговая аттестация обучающихся, а также государственный контроль качества образования в отношении образовательной деятельности загранучреждения МИД России осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение о создании заграншколы принимается МИД России на основании мотивированного обращения загранучреждения, направляемого в Департамент кадров МИД России.

МИД России принимает решения о приостановлении деятельности заграншкол в целях обеспечения безопасности их обучающихся и работников при возникновении или угрозе возникновения в государстве пребывания кризисной или чрезвычайной ситуации, угрожающей их безопасности, или в иных случаях, когда продолжение нормальной деятельности заграншколы не представляется возможным.

Указанное решение может относиться как к деятельности заграншколы по реализации образовательных программ, так и к ее деятельности в целом, и может содержать иные положения, подлежащие обязательному выполнению загранучреждением и его работниками.

В случае принятия решения о прекращении деятельности заграншколы эта деятельность считается прекращенной с даты принятия такого решения.

МИД России осуществляет функции по контролю за деятельностью заграншкол. Федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования в отношении заграншкол МИД России осуществляет Рособрнадзор.

Части 7 и 8 комментируемой статьи посвящены особенностям правового статуса педагогических работников загранучреждений МИД России. Во-первых, устанавливается, что трудовые договоры с педагогическими работниками, направляемыми на работу в загранучреждения, заключаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для трудовых договоров, заключаемых с гражданами, направляемыми на работу в загранучреждения МИД России (ст. 338 Трудового кодекса РФ).

Во-вторых, закрепляется, что права и обязанности педагогических работников загранучреждений МИД России определяются законодательством об образовании с учетом особенностей регулирования труда работников загранучреждений МИД России, определенных в соответствии с Трудовым кодексом РФ (глава 53 «особенности регулирования труда работников, направляемых на работу дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей»).

[1] СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2880.

[2] Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/acts/news/50643

[3] Российская газета, № 68, 26.03.2014.

Авторы:
Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук;
Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук;
Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор.

Комментарий по состоянию законодательства на 1 февраля 2017г.

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

1. Загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации обеспечивают получение на общедоступной и бесплатной основе общего образования гражданами, родителями (законными представителями) которых являются работники загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, иных приравненных к ним военных представительств, представительств других федеральных государственных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномочены направлять своих работников для работы в иностранные государства, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования через создаваемые в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации специализированные структурные образовательные подразделения.

2. Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденные Министерством иностранных дел Российской Федерации, должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обучение в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации по основным общеобразовательным программам наряду с указанными в части 1 настоящей статьи лицами иных лиц осуществляется по решению руководителя соответствующего загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, согласованному с Министерством иностранных дел Российской Федерации. В этом случае родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося такого загранучреждения, иные физические или юридические лица возмещают затраты загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации на обучение указанного обучающегося и его содержание (при наличии) в соответствии с нормативными затратами на оказание государственных услуг в сфере образования, утвержденными Министерством иностранных дел Российской Федерации.

4. Специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации создаются, приостанавливают и прекращают свою деятельность по решению Министерства иностранных дел Российской Федерации.

5. В отношении специализированных структурных образовательных подразделений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации:

1) устанавливает структуру управления деятельностью и штатное расписание этих подразделений;

2) осуществляет кадровое, информационное и методическое обеспечение образовательной деятельности;

3) осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также требованиями государства, в котором расположено загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации;

4) обеспечивает бланками документов об образовании, организует внесение сведений о выданных загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации документах об образовании в федеральный реестр документов об образовании и (или) о квалификации;

5) осуществляет контроль за деятельностью этих подразделений.

6. Загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации осуществляют образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденным Министерством иностранных дел Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Трудовые договоры с педагогическими работниками, направляемыми на работу в загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, заключаются в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации для трудовых договоров, заключаемых с гражданами, направляемыми на работу в загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации.

8. Права и обязанности педагогических работников загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации определяются законодательством об образовании с учетом особенностей регулирования труда работников загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, определенных в соответствии с трудовым законодательством.

Комментарий к Ст. 88 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку самостоятельных статьей, и даже отдельных норм о реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях МИД РФ, образовательное законодательство не содержало.

Процессы глобализации, расширения межгосударственных контактов Российской Федерации, интеграции её в международное правовое и образовательное пространство привели к тому, что содержание первой части комментируемой статьи Закона оказалось закономерно шире наименования всей комментируемой статьи. Смысл в том, что практически любой федеральный государственный орган, уполномоченный направлять своих работников для работы в иностранные государства, вправе создавать через загранучреждения МИД России образовательные подразделения, действующие в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Причём даже не все эти учреждения находятся на балансе МИД, а следовательно, могут считаться учреждениями его системы. Конечно, речь идёт о больших колониях российских граждан за рубежом, способных обеспечивать наполняемость классов, равномерное распределение учебной нагрузки на педагогических работников, наличие необходимого количества детей и др. В этой части можно было бы подумать об обучении в российских образовательных учреждениях несовершеннолетних граждан, постоянно проживающих за рубежом, чем подменять это общими словами про заботу о соотечественниках, но эту задачу комментируемый Закон не решает (подробнее см. комментарий к ч. 4 ст. 78).

Часть 2 комментируемой статьи исходит из гуманного принципа о том, что нормативные затраты на оказание образовательных услуг в сфере образования в учреждениях, названных в ч. 1 комментируемой статьи Закона, не зависят от количества обучающихся в этих образовательных учреждениях.

Согласно части 3 комментируемой статьи обучающиеся в загранучреждениях МИД России делятся на две группы: первая по решению, согласованному с МИД России, обучается бесплатно, а вторая — за счёт родителей (лиц, их замещающих) или иных физических либо юридических лиц. На наш взгляд, спорная с точки зрения Конституции норма.

Указанные образовательные учреждения создаются, приостанавливают и прекращают свою деятельность по единоличному решению МИД России без участия Министерства образования и науки России.

Часть 5 комментируемой статьи устанавливает ряд полномочий МИД России в отношении его образовательных загранучреждений:

определяет структуру управления и штатное расписание;

осуществляет кадровое, информационное и методическое обеспечение образовательной деятельности;

осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение необходимыми ресурсами в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

обеспечивает бланками документов об образовании и организует внесение необходимых сведений в федеральный реестр документов об образовании и/или квалификации;

осуществляет контроль за названными учреждениями.

Вся деятельность образовательных загранучреждений МИД России осуществляется по согласованию с Министерством образования и науки России.

Трудовые договоры с педагогическими работниками, работающими в этих учреждениях, заключает МИД России.

Права и обязанности педагогических работников этих учреждений определяются с учётом особенностей их работы в данных учреждениях, но в соответствии с трудовым законодательством России. Странно, что комментируемая норма ни слова не говорит о правах и обязанностях обучаемых в этих учреждениях.

Статья 88. Закона РФ Об образовании в Российской Федерации
Особенности реализации основныхобщеобразовательных программ в загранучрежденияхМинистерства иностранных дел РоссийскойФедерации

1. Загранучреждения Министерства иностранных дел РоссийскойФедерацииобеспечивают получение на общедоступной и бесплатнойоснове общего образования гражданами, родителями (законнымипредставителями) которых являются работники загранучрежденийМинистерства иностранных дел Российской Федерации, торговыхпредставительств Российской Федерации, военных представительствМинистерстваобороны Российской Федерации, иных приравненных к нимвоенных представительств, представительств других федеральныхгосударственныхорганов, которые в соответствии с законодательствомРоссийскойФедерации уполномочены направлять своих работников дляработыв иностранные государства, в соответствии с требованиямифедеральных государственных образовательных стандартов общегообразования через создаваемые в загранучреждениях Министерстваиностранныхдел Российской Федерации специализированные структурныеобразовательныеподразделения.

2. Нормативные затраты на оказание государственных услуг всфереобразования загранучреждениями Министерства иностранных делРоссийскойФедерации, утвержденные Министерством иностранных делРоссийскойФедерации, должны учитывать затраты на осуществлениеобразовательной деятельности, не зависящие от количестваобучающихся в загранучреждениях Министерства иностранных делРоссийскойФедерации.

3. Обучение в загранучрежденияхМинистерства иностранных делРоссийскойФедерации по основным общеобразовательным программамнарядус указанными в части 1 настоящей статьи лицами иных лицосуществляется по решению руководителя соответствующегозагранучрежденияМинистерства иностранных дел Российской Федерации,согласованному с Министерством иностранных дел РоссийскойФедерации. В этом случае родители (законные представители)несовершеннолетнего обучающегося такого загранучреждения, иныефизическиеили юридические лица возмещают затраты загранучрежденияМинистерства иностранных дел Российской Федерации на обучениеуказанного обучающегося и его содержание (при наличии) всоответствиис нормативными затратами на оказание государственныхуслугв сфере образования, утвержденными Министерством иностранныхделРоссийской Федерации.

4. Специализированные структурные образовательныеподразделения в загранучреждениях Министерства иностранных делРоссийскойФедерации создаются, приостанавливают и прекращают своюдеятельностьпо решению Министерства иностранных дел РоссийскойФедерации.

5. В отношении специализированныхструктурных образовательныхподразделений загранучреждений Министерства иностранных делРоссийской Федерации Министерство иностранных дел РоссийскойФедерации:

1) устанавливает структуру управлениядеятельностью и штатноерасписаниеэтих подразделений;

2) осуществляет кадровое, информационное и методическоеобеспечениеобразовательной деятельности;

3) осуществляет материально-техническое обеспечение иоснащениеобразовательной деятельности, оборудование помещений всоответствии с требованиями федеральных государственныхобразовательныхстандартов, а также требованиями государства, вкоторомрасположено загранучреждение Министерства иностранных делРоссийскойФедерации;

4) обеспечивает бланками документов обобразовании, организуетвнесение сведений о выданных загранучреждениями Министерстваиностранныхдел Российской Федерации документах об образовании вфедеральный реестр документов об образовании и (или) оквалификации;

5) осуществляет контроль за деятельностьюэтих подразделений.

6. Загранучреждения Министерства иностранных дел РоссийскойФедерацииосуществляют образовательную деятельность в соответствиисзаконодательством Российской Федерации и порядком организации иосуществления образовательной деятельности по основным идополнительнымобщеобразовательным программам в загранучрежденияхМинистерстваиностранных дел Российской Федерации, утвержденнымМинистерствоминостранных дел Российской Федерации по согласованиюсфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функциипо выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированиюв сфере образования.

7. Трудовые договоры с педагогическими работниками,направляемымина работу в загранучреждения Министерства иностранныхделРоссийской Федерации, заключаются в порядке и на условиях,которые установлены законодательством Российской Федерации длятрудовыхдоговоров, заключаемых с гражданами, направляемыми наработув загранучреждения Министерства иностранных дел РоссийскойФедерации.

8. Права и обязанности педагогических работниковзагранучрежденийМинистерства иностранных дел Российской Федерацииопределяютсязаконодательством об образовании с учетом особенностейрегулирования труда работников загранучреждений Министерстваиностранныхдел Российской Федерации, определенных в соответствии струдовымзаконодательством.

Глава 12. Управление системой образования.Государственная

Статья 88 УИК РФ. Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости

1. Осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.

2. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

2.1. Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, помимо указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается статьями 121, 123, 125, 131 и 133 настоящего Кодекса.

3. В случае, когда разрешенные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

5. Осужденные беременные женщины, осужденные женщины, имеющие при себе детей, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения.

6. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения.

7. Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, и их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Комментарии к ст. 88 УИК РФ

1 — 3. Регламентация приобретения осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости имеет важное значение. Во-первых, нормы расходования средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости характеризуют карательное содержание лишения свободы. Именно поэтому чем строже режим исправительного учреждения, тем в меньшем объеме разрешается приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Во-вторых, приобретение продуктов питания является важным элементом дополнительного питания осужденных, что несомненно влияет на поддержание их здоровья в местах лишения свободы.

Приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости осуществляется за счет:

а) средств, заработанных осужденным в период отбывания наказания;

б) пенсий и социальных пособий, получаемых осужденным;

в) сумм денежных переводов осужденному от других физических лиц.

Сюда же следует отнести получение денежных средств осужденными из иных источников, например в результате получения наследства, авторского гонорара за литературное произведение, выигрыша в лотерею и т.д.

В случаях, указанных в п. п. «а» и «б», осужденные могут тратить полученные денежные средства без ограничения их суммы на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Причем это правило действует независимо от вида исправительного учреждения, вида режима или вида условий отбывания наказания, в которых осужденный находится.

В случае, указанном в п. «в», расходование средств осужденными на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости ограничено размерами минимальной оплаты труда. Сумма дифференцируется в зависимости от вида исправительного учреждения, вида режима и вида условий отбывания наказания. Так, в облегченных условиях исправительной колонии общего режима осужденные могут ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах (заработная плата, пенсии, пособия, денежные переводы) без ограничения (см. комментарий к ст. 121 УИК РФ), а на строгом режиме в тюрьме заработную плату, пенсии и пособия без ограничения, иные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, в размере 60% МРОТ (см. комментарий к ст. 131 УИК РФ).

Причем в случае, когда разрешенные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы.

Осужденные приобретают продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету. Для этого в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам).

Осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещается приобретение продуктов питания. Предметы первой необходимости они могут приобретать в пределах тех норм, которые установлены для исправительной колонии, где находится штрафной изолятор.

Осужденные, переведенные в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или одиночные камеры в порядке взыскания, имеют право ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 50% МРОТ.

Для осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях, освобожденных из-под стражи под надзор администрации исправительного учреждения, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами исправительного учреждения, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются сотрудниками исправительного учреждения (начальником отряда или лицом, его замещающим). С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки-заявления, которые после заполнения сдаются администрации. Сотрудник, производящий закупку, предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счете осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении.

Закупка продуктов питания и предметов первой необходимости для лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, производится два раза в месяц.

В воспитательных колониях для продажи осужденным продуктов питания и предметов первой необходимости организуются магазины или ларьки, графики работы которых устанавливаются администрацией с учетом того, чтобы каждый осужденный имел возможность посетить магазин или ларек не менее четырех раз в месяц во время, отведенное распорядком дня.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях и проживающие на основании ч. 4 ст. 133 УИК РФ за пределами колонии, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за пределами колонии самостоятельно, пользуясь наличными деньгами.

4. Часть 4 утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

5 — 6. Уголовно-исполнительным законодательством определены основания, когда осужденный вправе расходовать средства, находящиеся на его лицевом счете, без ограничения суммы независимо от источника их поступления.

Первое основание связано с реализацией принципа гуманизма, оно направлено на поддержание здоровья осужденных. Без ограничения расходуют денежные средства на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие при себе детей в домах ребенка (см. комментарий к ст. 100 УИК РФ), осужденные инвалиды первой или второй группы и осужденные, находящиеся в лечебных исправительные учреждениях.

Второе основание предусмотрено в ст. ст. 121 и 133 УИК РФ. Оно связано с положительным поведением осужденных, а именно: лица, находящиеся в облегченных условиях в исправительной колонии общего режима и в льготных условиях в воспитательной колонии, расходуют на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения.

7. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях или приобретать (см. комментарий к ст. 82 УИК РФ).

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

1. Загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации обеспечивают получение на общедоступной и бесплатной основе общего образования гражданами, родителями (законными представителями) которых являются работники загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, иных приравненных к ним военных представительств, представительств других федеральных государственных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномочены направлять своих работников для работы в иностранные государства, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования через создаваемые в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации специализированные структурные образовательные подразделения.

2. Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденные Министерством иностранных дел Российской Федерации, должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Положения части 3 статьи 88 не распространяются на образовательные отношения, возникшие до 1 сентября 2013 года.

3. Обучение в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации по основным общеобразовательным программам наряду с указанными в части 1 настоящей статьи лицами иных лиц осуществляется по решению руководителя соответствующего загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, согласованному с Министерством иностранных дел Российской Федерации. В этом случае родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося такого загранучреждения, иные физические или юридические лица возмещают затраты загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации на обучение указанного обучающегося и его содержание (при наличии) в соответствии с нормативными затратами на оказание государственных услуг в сфере образования, утвержденными Министерством иностранных дел Российской Федерации.

4. Специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации создаются, приостанавливают и прекращают свою деятельность по решению Министерства иностранных дел Российской Федерации.

5. В отношении специализированных структурных образовательных подразделений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации:

1) устанавливает структуру управления деятельностью и штатное расписание этих подразделений;

2) осуществляет кадровое, информационное и методическое обеспечение образовательной деятельности;

3) осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также требованиями государства, в котором расположено загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации;

4) обеспечивает бланками документов об образовании, организует внесение сведений о выданных загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации документах об образовании в федеральный реестр документов об образовании и (или) о квалификации;

5) осуществляет контроль за деятельностью этих подразделений.

6. Загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации осуществляют образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденным Министерством иностранных дел Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Трудовые договоры с педагогическими работниками, направляемыми на работу в загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, заключаются в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации для трудовых договоров, заключаемых с гражданами, направляемыми на работу в загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации.

8. Права и обязанности педагогических работников загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации определяются законодательством об образовании с учетом особенностей регулирования труда работников загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, определенных в соответствии с трудовым законодательством.

Глава 12. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

More from my site

  • Единовременное пособие при рождении второго ребенка в 2018 году Пособия на второго ребенка в 2018 году Актуально на: 16 апреля 2018 г. Женщине, родившей ребенка, положена установленная законодательством определенная материальная помощь. Давайте разберемся, какие выплаты положены при рождении […]
  • Як переписати земельний пай Як переоформити земельний пай? Як мені переоформити земельний пай батька на себе? Батько помер 11 років назад, у 2004 році. Є брати і мама. Дякую. Відповідь юридичного консультанта: Ймовірно йдеться мова про те, що Ви після […]
  • Материнский капитал в 2004 году Имею ли я право на материнский капитал - КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТОВ Каждая женщина, готовящаяся стать матерью, задается вопросом: а имею ли я право на материнский капитал. В соответствии с положениями закона «О дополнительных мерах […]
  • Корректировка долга взаимозачет проводки Как провести взаимозачет в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 между организациями Если в организации есть задолженность перед контрагентом-поставщиком, она может в счет задолженности оказать контрагенту услуги или же поставить товары. Также […]
  • Что платит государство за второго ребенка в 2018 году Суммы детских пособий в 2018 году В соответствии с единым порядком индексации социальных выплат, утвержденным федеральным законом № 444-ФЗ от 19.12.2016 г., с 1 февраля 2018 года основные государственные пособия семьям с детьми […]