Контролируемая сделка аренда

Содержание статьи:

Контролируемые сделки: выбор метода трансфертного ценообразования

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). Налоговые органы вправе проверить примененные в контролируемых сделках цены на соответствие рыночным (ст. 105.17 НК РФ), и если стороны установили не рыночные цены, доначислить налоги. Рассмотрим, как, используя предоставляемые законодательством возможности, налогоплательщик может уменьшить риски, связанные с применением правил трансфертного ценообразования.

Для налогоплательщиков применение правил трансфертного ценообразования, предусмотренных разделом V.1 Налогового кодекса (далее – Кодекс), достаточно обременительно. Ведь компании, которые совершают сделки между взаимозависимыми лицами, обязаны представлять уведомление о контролируемых сделках, а также готовить документацию для целей налогового контроля. А это требует от указанных компаний немалых трудозатрат и финансовых средств. Неудивительно, что часть из них пытается избежать применения контролируемых сделок, например, через «уход» от взаимозависимости лиц.

Для этого группа компаний – реально связанных между собой налогоплательщиков создает видимость отсутствия взаимозависимости (понятие взаимозависимых лиц и критерии взаимозависимости определены в ст. 105.1 Кодекса). Например, избегая участия владельцев бизнеса и руководителей в управлении и владении другими компаниями группы, они пытаются формально уйти от взаимозависимости и, соответственно, от применения правил о контролируемых сделках.

Однако подобные действия несут в себе существенные риски.

Какие сделки контролируемые?

Дело в том, что пункт 1 статьи 105.1 Кодекса формулирует понятия взаимозависимых лиц весьма широко. При этом пункт 2 той же статьи, содержащий перечень ситуаций, когда лица являются однозначно взаимозависимыми, не является закрытым. Поэтому суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям (не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 Кодекса), если отношения между этими лицами обладают общими признаками взаимозависимости, которые указаны в пункте 1 статьи 105.1 Кодекса (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

В настоящее время налоговые инспекции имеют хорошие возможности для выявления реальной взаимозависимости лиц при отсутствии формальных признаков такой связи. Примером этому являются судебные решения, вынесенные в пользу проверяющих (пост. АС СЗО от 17.06.2015 № Ф07-3426/15 по делу А56-55281/2014, АС МО от 31.10.2014 № Ф05-12000/14 по делу № А40-28598/2013).

Другой способ ухода от контролируемых сделок, который широко применяется на практике, – отслеживание пороговых значений сумм доходов по таким сделкам.

Во многих случаях сделки признаются контролируемыми, только если их сумма за календарный год превышает установленные значения. Типы сделок и суммы доходов по ним за календарный год (определяемых с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса), при превышении которых такие сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 Кодекса. Например, для сделок между российскими налогоплательщиками пороговое значение сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) в общем случае составляет 1 миллиард рублей в год. Соответственно, если следить за тем, чтобы сумма сделок между такими налогоплательщиками в течение календарного года не превышала 1 миллиарда рублей, то можно добиться того, что сделки будут неконтролируемыми.

В принципе это вполне применимый подход, но только до тех пор, пока налогоплательщик не начинает дробить сделки.

(дробление сделок) Планируется, что сделки между компаниями группы «А» (поставщик) и «Б» (покупатель) в календарном году составят 1800 млн. руб. Чтобы избежать контролируемости сделок, принято решение включить во взаиморасчеты еще одну компанию группы «В» на таких условиях: – «А» поставляет «В» товар на сумму 900 млн. руб., а «В» перепродает его «Б» за 905 млн. руб.; – «А» поставляет компании «Б» товар на сумму 900 млн. руб. В итоге формально сделки между «А» и «Б» составили 900 млн. руб., т.е. менее установленного суммового порога в 1 млрд. руб.

По мнению автора, такое искусственное дробление рискованно. Дело в том, что Кодексом определена норма (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), которая направлена против применения именно таких схем дробления.

Данная норма предоставляет право налоговым органам обращаться в суд с требованием суммировать цены сделок между лицами в приведенном выше случае. На возможность такого суммирования указывает и письмо Минфина России (п. 2 письма Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33535).

Также следует обратить внимание, что Кодекс устанавливает случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ), когда сделки между взаимозависимыми лицами (и приравненные к ним) не признаются контролируемыми (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным в пп. 1-3 ст. 105.14 Кодекса). В частности, если совершены сделки между взаимозависимыми лицами и их сумма превысила установленное Кодексом пороговое значение, но они указаны в пункте 4 статьи 105.14 Кодекса, то такие сделки не признаются контролируемыми и их не нужно включать в уведомление о контролируемых сделках. По ним также не требуется готовить документацию для целей налогового контроля.

В пункте 4 статьи 105.14 Кодекса приведены пять таких случаев. Четыре из них носят специфический характер или имеют отношение только к определенным отраслям (подп. 1, 3-5 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Так, не признаются контролируемыми сделки:

  • между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (Сегодня только очень крупные налогоплательщики могут позволить себе перейти на КГН. Условия для создания КГН указаны в статье 25.2 Кодекса.);
  • если они связаны с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
  • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).

Но среди случаев, когда сделки не признаются контролируемыми, есть и довольно распространенная ситуация. Так, не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за ее пределами;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • у них отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса (перечень особых случаев, например, если одна из компаний – резидент свободной экономической зоны).

Таким образом, если две взаимозависимые компании группы соответствуют указанным выше критериям, то сделки между ними не будут контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним.

Указанные выше условия выполнимы для многих налогоплательщиков. Так, важно, чтобы не было обособленных подразделений в других регионах. Если они есть, то можно задуматься о том, что, может быть, будет выгоднее, если эти подразделения оформить как самостоятельные юридические лица, и тогда компания будет соответствовать условиям для признания сделок неконтролируемыми.

Контролируемые сделки можно сделать менее рискованными

Если все-таки у вас есть контролируемые сделки, то давайте зададимся вопросом о подходах к выбору метода трансфертного ценообразования на практике, позволяющих снизить риски, связанные с налоговым контролем цен.

Совершение контролируемых сделок на рыночных условиях. Именно это и требует Налоговый кодекс. Как правило, рыночная цена – это интервал цен. Если устанавливать цену в пределах этого интервала, то никаких дополнительных налоговых последствий не будет.

В пределах рыночного интервала налогоплательщик вправе выбрать ту цену, которая ему более выгодна. Так, если убыточная компания реализует товар прибыльной фирме, то может оказаться более выгодной наиболее высокая цена, чтобы перенести расходы (убытки) на другую компанию группы. Соответственно, в этом случае разумно установить цену вблизи верхней границы интервала. Если ситуация по компаниям обратная, то более выгодно установить цену ближе к низкой границе интервала.

Выбирая цену в пределах интервала рыночных цен, следует помнить о том, что налоговый орган вправе проверить и не согласиться с определенной вами ценой.

Внутренние сопоставимые сделки. В соответствии с положениями Кодекса приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен (п. 6 ст. 105.6, подп. 1 п. 3 ст. 105.9 НК РФ).

Особенно следует выделить так называемые внутренние сопоставимые сделки, то есть сделки, сопоставимые с контролируемыми сделками, но совершенные компанией с независимой стороной в сопоставимых коммерческих и финансовых условиях.

Если у налогоплательщика имеются сделки с контрагентами, которые не являются взаимозависимыми лицами, то цены по таким сделкам признаются ориентиром для целей налогообложения в первоочередном порядке.

Соответственно, можно управлять наличием таких сопоставимых сделок с «невзаимозависимыми» налогоплательщиками, чтобы снизить риски пересмотра цены налоговым органом с помощью использования иных источников информации.

Применение внутренних сопоставимых цен выгодно еще и тем, что этот источник информации не требует затрат на покупку баз данных.

Выбор метода определения рыночной цены. В Налоговом кодексе предусмотрены пять методов определения рыночной цены (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более из этих методов.

Установлены ограничения на применение методов определения цены налоговым органом: он сможет оспорить применяемый метод, только если докажет, что метод явно не применим в рассматриваемой ситуации, что достаточно сложно (п. 5 ст. 105.17 НК РФ). Соответственно, налогоплательщик может при обосновании рыночных цен вести налоговый орган по своему фарватеру – выбрать тот метод, который дает наиболее желаемый результат.

Напомним, что Кодекс предусматривает определенный приоритет методов.

Так, метод цены последующей реализации является приоритетным в ситуации, когда товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.10 НК РФ).

Во всех остальных случаях приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (п. 3 ст. 105.7 НК РФ). Применение иных методов допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Но метод сопоставимых рыночных цен применим только при наличии достаточных источников информации о ценах, что не всегда возможно. Поэтому, правильно обосновав применяемые методы определения цены, налогоплательщик может снизить риски оспаривания цены сделки.

Независимая оценка. Данный метод обоснования рыночной цены допустим в редких случаях (п. 9 ст. 105.7 НК РФ). Одним из таких случаев является привлечение оценщика по разовой сделке.

При этом под разовой сделкой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе. Соответственно, по разовой сделке цену можно определить по отчету независимого оценщика.

Производственная организация приняла решение реализовать один из цехов. Продажа недвижимости не является основной деятельностью организации. В этом случае рыночная цена может быть определена путем привлечения оценщика.

Применение интервала, установленного Кодексом по долговым обязательствам. Особые правила определены для признания величины процентов по контролируемым долговым обязательствам (пп. 1.1,1.2 ст. 269 НК РФ).

Кодекс устанавливает интервал процентных ставок для всех видов валют, и если процентная ставка по конкретному займу находится внутри такого интервала, то доходы заимодавца и расходы заемщика признаются рыночными. В этом случае отпадает необходимость расчета рыночного уровня процентов и подготовки документации для целей налогового контроля.

В то же время не запрещается устанавливать процентную ставку в размере больше максимального (меньше минимального) значения установленного интервала предельных значений. Но в этом случае будут применяться общие правила раздела V.1 Кодекса. Это означает, что налоговый орган будет вправе оспорить цену сделки для целей налогообложения.

Организация «А» выдала заем организации «Б». Сделка контролируемая. Безопасный интервал процентных ставок, рассчитанный по правилам п. 1.2 ст. 269 Кодекса, – от 5 до 7% годовых в рублях. Если условия договора предусматривают ставку 10% годовых, то налогоплательщики должны определить доходы (расходы) исходя из рыночного уровня процентов по правилам раздела V.1 НК РФ, а налоговый орган может оспорить эту сумму. Если условия договора предусматривают ставку 6% годовых, то сумма дохода и расхода исходя из 6% годовых признается для налога на прибыль и налоговый орган не вправе оспорить эти суммы.

Применение установленных интервалов не отменяет обязанности по включению данных о сделке в уведомление о контролируемых сделках. В то же время необходимость в подготовке документации для целей налогового контроля в случае применения в вышеуказанном примере ставки 6 процентов отпадает, так как доходы и расходы для налога на прибыль определяются по специальным правилам. Так, пункт 12 статьи 105.3 Кодекса указывает, что в случае «если главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй НК РФ». Это как раз и есть тот случай, когда вторая часть Кодекса устанавливает специальные правила определения цены.

Выбор метода определения цены по обращающимся ценным бумагам. Статья 280 Кодекса устанавливает для операций с ценными бумагами особые правила расчета налоговой базы по налогу на прибыль. При этом в некоторых случаях разрешается применять рассмотренные выше методы определения цены, предусмотренные статьей 105.7 Кодекса (п. 19 ст. 280 НК РФ).

Так, устанавливая финансовый результат по сделкам (в т.ч. не признаваемым контролируемыми сделками) с обращающимися ценными бумагами, налогоплательщик вправе принять для целей налогообложения расчетную цену сделки, определяемую с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса. При этом не применять правила определения цены ценной бумаги для целей налогообложения, установленные статьей 280 Кодекса, он может при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • покупатель ценных бумаг (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 5 процентов соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • количество ценных бумаг превышает 1 процент соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • цена ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • покупатель (продавец) ценных бумаг является эмитентом этих ценных бумаг, в том числе по оферте.

Соответственно, в рассмотренном выше случае налогоплательщик может выбрать, что ему выгоднее – применять правила статьи 280 Кодекса или правила трансфертного ценообразования.

Станислав Джаарбеков, заместитель директора АНО «ИРСОТ», юрист, аттестованный аудитор

Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков

С прошлого года действует специальный раздел V.1 Налогового кодекса, регулирующий порядок определения цен для целей налогообложения. В нем содержатся новые правила о сделках между взаимозависимыми лицами и о контролируемых сделках. Также была введена новая отчетность — уведомление о контролируемых сделках. Первый раз ее предстоит сдать уже в ноябре этого года. Мы составили шпаргалку для бухгалтера, из которой легко понять, в каких случаях сделка считается контролируемой, и в каких случаях о контролируемых сделках нужно уведомить налоговиков.

Вводная часть

Правила, посвященные контролируемым сделкам, а также необходимости уведомления о них налоговиков, сформулированы крайне запутанно. В этих правилах имеется и множество условий и подусловий, и исключения, установленные как самим разделом V.1 Налогового кодекса, так и законом о введении в действие данных положений. Разобраться во всех этих хитросплетениях непросто. Чтобы помочь бухгалтеру, мы составили шпаргалку. С ее помощью бухгалтер, даже не читая Налоговый кодекс, сможет определить, относится ли сделка к контролируемой, а если относится — нужно ли подавать уведомление.

Пользоваться шпаргалкой просто. В заголовки вынесены существенные условия той или иной сделки. Если в деятельности компании эти условия выполняются, то нужно изучить данный раздел подробнее, чтобы понять, является ли конкретная сделка контролируемой, и нужно ли о ней уведомлять налоговиков. Если же таких условий нет, раздел можно пропустить и переходить к следующему*.

Участие в сделке оффшорных компаний

Если в сделке участвует компания, местом регистрации или местом налогового резидентства которой является оффшор, то такая сделка признается контролируемой при условии, что сумма доходов по сделке с данным лицом превышает 60 млн. рублей в год. При этом необходимо учесть несколько дополнительных моментов.

Во-первых, эти же правила применяются к сделкам, где стороной является физическое лицо, проживающее в оффшоре. Также надо учитывать, что к оффшорным компаниям приравнивается и российская организация, если ее деятельность образует постоянное представительство в оффшоре.

Во-вторых, подсчитывая сумму сделки, нужно помнить, что суммируются доходы за календарный год (т.е. с 1 января по 31 декабря). При этом доходы определяются по правилам главы 25 НК РФ.

В-третьих, перечень оффшоров утвержден приказом Минфина России от 13.11.07 № 108н. В нем фигурируют такие распространенные у российских компаний юрисдикции как Доминикана, Мальдивы, Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Панама — всего более 40 пунктов.

Уведомить инспекцию о контролируемой сделке с участием оффшорной компании нужно, если сумма доходов по всем сделкам, совершенным с этим контрагентом в 2012 году, превысила 100 млн. рублей. В 2013 году этот лимит снизится до 80 млн. рублей, а с 2014 года сравняется с общим лимитом контролируемой сделки данного типа — 60 млн. рублей.

Биржевая торговля

Если оффшорные компании в сделке не участвуют, то необходимо рассмотреть предмет сделки. Здесь Налоговый кодекс отдельно оговаривает случаи, когда предметом сделки являются товары мировой биржевой торговли. К числу таких товаров относятся нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни. Сделки с товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми при выполнении двух условий. Первое — данные товары поставляются на экспорт или импортируются. Второе условие — сумма доходов по таким сделкам превышает 60 млн. рублей за календарный год (доходы определяются по правилам главы 25 НК РФ).

Уведомить инспекцию о данных сделках надо, если сумма доходов по сделкам по итогам прошлого года превысила 100 млн. рублей (в дальнейшем этот порог составит: в 2013 году 80 млн. рублей и в 2014 году 60 млн. рублей).

Взаимозависимые иностранные лица

Сделка между взаимозависимыми лицами, как это не покажется странным, не всегда является контролируемой. Необходимо учитывать дополнительные условия.

Так, сделка будет контролируемой — причем независимо от суммы — если в сделке участвует иностранная сторона или выгодоприобретатель. Но уведомить налоговиков нужно в том случае, если доходы по сделкам с таким контрагентом по итогам 2012 года превысили 100 млн. рублей (в 2013 году — 80 млн. рублей, с 2014 года уведомление нужно будет подавать независимо от суммы сделки). Именно под этот пункт на практике подпадает большинство компаний, получающих или выдающих займы «своим» иностранным компаниям.

Взаимозависимость: российские организации+спецрежим

Сделка, заключенная между российскими взаимозависимыми лицами, одно из которых применяет ЕНВД или ЕСХН, а другое находится на общем режиме или на УСН, будет считаться контролируемой, если одновременно выполняются два условия:

1. Сумма доходов по сделкам между такими лицами превышает 100 млн. рублей за год.

2. Сделки совершены в рамках деятельности, подпадающей под ЕНВД или ЕСХН.

О данных сделках нужно обязательно уведомить налоговый орган.

Взаимозависимость: российские организации+разные субъекты РФ

Взаимозависимые организации, которые находятся в разных субъектах РФ, и в прошлом году заключали между собой сделки на общую сумму более 3 млрд. рублей (в 2013 году — 2 млрд. рублей, с 2014 года — 1 млрд. рублей) должны быть готовы к тому, что эти сделки считаются контролируемыми. О таких сделках нужно уведомить налоговую инспекцию. Точно такие же последствия возникают, если взаимозависимые стороны сделки платят налог на прибыль в разных субъектах РФ, или имеют обособленные подразделения в других субъектах.

Взаимозависимость: российские организации+убыток по налогу на прибыль

Контролируются также сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если хотя бы одно из них имеет убыток по налогу на прибыль, который учитывается при налогообложении прибыли. При этом не важно, текущий это убыток или убыток прошлых лет. Критерии контролируемости по таким сделкам весьма высоки. Сделки являются контролируемыми, если в 2012 году доход превысил 3 млрд. рублей (в 2013 году — 2 млрд. рублей, с 2014 года — 1 млрд. рублей). Обо всех таких сделках нужно уведомить налоговую инспекцию.

Взаимозависимость: российские лица+полезное ископаемое

Сделка будет признана контролируемой, если ее заключает плательщик НДПИ, и предметом этой сделки является добытое полезное ископаемое, которое облагается этим налогом по ставке, установленной в процентах. И при этом сумма дохода по такой сделке составляет более 60 млн. рублей за календарный год. Уведомить налоговиков придется, если сумма доходов по сделке с такими условиями превысила за 2012 год 100 млн. рублей (за 2013 год — 80 млн. рублей, за 2014 год — 60 млн. рублей).

«Бесполезные» посредники: иностранные лица

Отдельно в Налоговом кодексе рассмотрены ситуации, когда сделки заключаются между невзаимозависимыми компаниями, но через цепочку посредников, которые в реальности никаких дополнительных функций (за исключением организации реализации) не выполняют, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов. Если при этом хотя бы один из участников всей цепочки не является российской компанией (российским физлицом), то сделка признается контролируемой, при условии, что сумма доходов по всем сделкам с участием такого посредника превысила определенный лимит. А именно: 3 млрд. рублей в 2012 году, 2 млрд. рублей в 2013 году, 1 млрд. рублей с 2014 года. О каждой такой сделке нужно уведомить инспекцию.

Надо заметить, что в данном случае Налоговый кодекс достаточно широко понимает российское происхождение организации (физлица) – это и место регистрации (жительства), и налоговое резидентство. Этот момент особенно важно учитывать в отношении физлиц, которые могут быть гражданами России, иметь российский паспорт, но не являться налоговыми резидентами РФ. Сделки с такими физлицами могут быть признаны контролируемыми (при выполнении перечисленных выше условий).

И еще один важный момент. В отношении данного вида контролируемых сделок уже имеется «особое мнение» Минфина России. В письме от 09.04.12 № 03-01-18/3-46 финансовое ведомство указало, что такие сделки являются контролируемыми независимо от суммы доходов по ним, а уведомление нужно подавать при сумме доходов по сделкам более 100 млн. рублей в год.

«Бесполезные» посредники: российские организации+разные субъекты РФ

Включение в цепочку «бесполезных» посредников (см. выше) может сделать сделки контролируемыми и в том случае, если ее сторонами являются российские организации. Для этого нужно, чтобы хотя бы один из участников сделки находился в другом субъекте РФ, имел там обособленное подразделение или уплачивал там налог на прибыль. Причем в таком случае сделка будет считаться контролируемой независимо от суммы. А вот уведомление нужно подавать только, если сумма доходов по сделкам за 2012 год превысила 100 млн. рублей (в 2013 году — 80 млн. рублей, с 2014 года — независимо от суммы).

«Бесполезные» посредники: российские организации+убыток по налогу на прибыль

Цепочка сделок, в которой участвуют посредники, не выполняющие никаких реальных функций, может стать контролируемой и в случае, если хотя бы у одного из участников имеется убыток по налогу на прибыль, учитываемый при налогообложении. В этой ситуации сделка будет признана контролируемой независимо от суммы, а уведомить налоговый орган по итогам 2012 года нужно, если сумма доходов по таким сделкам превысила 100 млн. рублей.

* В данной статье не рассматриваются такие специфические случаи, как участие в проекте «Сколково» и резидентство в ОЭЗ.

Контролируемые сделки с нерезидентами

Статьи по теме

Министерство финансов РФ признаёт все сделки с нерезидентами, действующими через представительство, контролируемыми.

Условия признания сделки контролируемой

Вопрос о признании контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами: российской организацией и иностранной организацией — не резидентом РФ, но действующей через постоянное представительство в РФ, неоднозначем.

Только на основании признака взаимозависимости данные сделки не могут быть признаны контролируемыми. Однако если они подпадают под критерии офшорных сделок, сделок в области внешней торговли или признаются контролируемыми сделками в судебном порядке, то тогда такие сделки могут признаваться контролируемыми.

Контролируемые сделки согласно ст. 105.14 НК РФ

Согласно п. 1 ст. 105.14 НК РФ не любые сделки между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми.

Такими признаются сделки, соответствующие следующим особенностям:

  • размер дохода по сделкам (60 млн руб., 100 млн руб., 1 млрд руб.);
  • предмет сделки (сделки в области внешней торговли, сделки с объектом НДПИ);
  • особый статус сторон сделки (субъект офшорной территории; плательщик НДПИ, ЕСХН, ЕНВД и др.).

Дело ООО «Королевская вода»

Ярким примером признания в судебном порядке лиц взаимозависимыми является дело ООО «Королевская вода», когда две юридически не связанные друг с другом организации были признаны взаимозависимыми лицами. В рамках данного дела с ООО «Королевская вода» была взыскана недоимка в общей сумме 330 млн руб. как с взаимозависимого лица ЗАО «Королевская вода» в порядке п. 2 ст. 45 НК РФ. ЗАО «Королевская вода», проиграв налоговый спор, недоимку не заплатила, а бизнес перенесла в новую фирму — ООО «Королевская вода», при этом переуступив права требования к 124 клиентам и переоформив 159 сотрудников. Налогоплательщики посчитали, что их не могут признать взаимозависимыми лицами в налоговых целях, поскольку единственным акционером ЗАО «Королевская вода» является компания, зарегистрированная на о. Мэн, а учредителями и участниками нового ООО являются компания, зарегистрированная на Кипре с долей участия 99,9%, а также физическое лицо с долей участия 0,1%. Однако налоговый орган смог убедить суд, что, наряду с уклонением от уплаты налогов, ЗАО «Королевская вода» последовательно с момента начала проведения выездной налоговой проверки переводило свои активы (постановление АС Московского округа от 31.10.2014 по делу № А40-28598/13, информация о котором доведена письмом ФНС России от 01.12.2014 № СА-4-7/24782@).

Позиция Минфина

Финансовое ведомство указало, что сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, не подпадают под действие п. 2 ст. 105.14 НК РФ и на них распространяются нормы п. 1 указанной статьи без учета особенностей. Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами: российской организацией и иностранной организацией — не резидентом РФ, но действующей через постоянное представительство в РФ, всегда признаются контролируемыми сделками вне зависимости от размера дохода (письмо Минфина России от 16.11.2012 № 03-01-18/9-172), хотя такой вывод и противоречит противоречит п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

Уведомления о контролируемых сделках: первые ласточки

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

Уже в конце этого месяца многим организациям предстоит предоставление уведомления о контролируемых сделках, а вопросов у бизнес-сообщества о том, как их заполнять, какие сделки включать и какими документами подтверждать, накопилось немало. Самые интересные мы задали Дмитрию Валерьевичу Вольвачу, начальнику Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества, государственному советнику Российской Федерации 1 класса.

Под предметом двух- или многосторонней сделки, по общему правилу, понимается обязательство, предусматривающее определенные действия сторон сделки в отношении некоторого блага, по поводу которого возникает обязательство

Сейчас в профессиональном сообществе обсуждается вопрос несоответствия формы уведомления о контролируемых сделках и требований по ее заполнению положениям статьи 105.16 Налогового кодекса. Налоговое ведомство расширило объем информации, которую налогоплательщик обязан сообщить в уведомлении по сравнению с требованиями Кодекса. Планируется ли изменение формы уведомления? Почему налоговое ведомство дополнило форму иной информацией? Имеет ли компания право не предоставлять данные, которые не требует указывать Налоговый кодекс? Что ее ждет при таком варианте развития событий?

Мнение о том, что ФНС России необоснованно расширила объем информации в уведомлении о контролируемых сделках, лишь подчеркивает незнание норм налогового и гражданского законодательства.
Поясню почему. В Налоговом кодексе 1 указывается, что в уведомлении отражается предмет сделки. При этом самого понятия «сделка» он не содержит, равно как и понятия «предмет сделки». Согласно статье 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей российского законодательства, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
В соответствии с Гражданским кодексом 2 сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Также установлено, что сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними 3 . Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка) 4 .
Правила, предусмотренные разделом V.I Налогового кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы 5 . Следовательно, под сделками в целях раздела V.I Налогового кодекса понимаются только двух- или многосторонние сделки (договоры). В Гражданском кодексе указано, что договор (двух- или многосторонняя сделка) как юридический факт является основанием возникновения обязательственных правоотношений 6 . При этом предметом (объектом) обязательства является то, по поводу чего оно возникает и существует. Возникают обязательства по поводу действий должника, таких, как передача имущества (в т. ч. вещей, прав и т. п.), выполнение работ, оказание услуг, уплата денег и т. д. Таким образом, объектом обязательства является определенное действие (или действия), обеспечивающее перемещение (товарообмен) или создание определенных благ. Предметом исполнения обязательства (не сделки непосредственно) является само благо, по поводу которого возникает обязательство (вещь, результат работы, услуга, иной объект гражданских прав).
Следовательно, под предметом двух- или многосторонней сделки, по общему правилу, понимается обязательство, предусматривающее определенные действия сторон сделки в отношении некоторого блага, по поводу которого возникает обязательство (вещь, результат работы, услуга и т. д.), а не только наименование товара (работы, услуги), как это пытались представить отдельные представители «профессионального сообщества». При этом ФНС России из множества характеристик предмета сделки, содержащихся в Гражданском кодексе и Налоговом кодексе, в форму уведомления включила лишь самые необходимые для однозначной идентификации предмета и сторон контролируемых сделок, что требуется по закону для представления в налоговые органы.
Абсолютно логично, что ВАС РФ подтвердил 7 соответствие Налоговому кодексу формы уведомления о контролируемых сделках 8 .
Поэтому, если позволите, я посоветую налогоплательщикам думать не о том, «что мне будет, если не сделаю то или это», а добросовестно исполнять закон. Только в этом случае вы не столкнетесь с претензиями налоговых органов.

Уведомления по контролируемым сделкам, совершенным в 2012 году, направляются в инспекцию не позднее 20 ноября 2013 года. Что касается уведомлений по сделкам за 2013 год, то срок их предоставления — 30 июня 2014 года

По контролируемым сделкам 2012 года срок для представления уведомлений в налоговые органы был продлен до ноября 2013 года. Планируется ли изменять сроки для уведомлений за 2013 год или будет действовать первоначальный срок? И сколько в настоящее время уведомлений уже представлено в налоговые органы?

Если говорить о продленных сроках сдачи уведомлений о контролируемых сделках, то для контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса в 2012 году, уведомление направляется налогоплательщиком в налоговый орган в срок не позднее 20 ноября 2013 года. Соответственно на полгода, а именно до 30 июня 2014 года, перенесены сроки принятия решения ФНС России о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в 2012 году. Как вы видите, законодатель пошел навстречу организациям и дополнительно расширил переходные положения 9 . При этом о каких-либо других проектах федеральных законов, предусматривающих изменение сроков для сдачи уведомлений, мне неизвестно.
Замечу, что, несмотря на перенос сроков сдачи уведомлений о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году, в настоящее время в налоговые органы поступило порядка 200 уведомлений, в которых содержится более 180 тысяч сделок.
Абсолютное большинство из них, а именно 99,8 процента, представлены в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Еженедельно в базу данных ФНС России поступают новые уведомления, и мы ожидаем существенного увеличения их количества.
Таким образом, ФНС России в короткие сроки удалось создать современную, функциональную и удобную для налогоплательщиков инфраструктуру формирования и передачи в налоговый орган информации о контролируемых сделках.

Сделки, в которых одна из сторон находится не в России, признаются контролируемыми. Однако, в силу переходных положений, уведомления по таким сделкам подаются, только если сумма доходов по всей совокупности сделок не превышает 100 млн рублей в 2012 году и 80 млн рублей в 2013-м. При этом учитываются доходы как российской компании, так и компании-иностранца по сделкам, совершенным с российской компанией

Насколько успешна практика заключения соглашений с ФНС России о ценообразовании? Сколько компаний уже заключили такие соглашения? По каким причинам бывают отказы, если они бывают?

Можно с уверенностью констатировать, что программа заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения состоялась. И при этом качество этой работы находится на самом высоком международном уровне. Мы провели анализ последних отчетов налоговых администраций крупнейших государств мира и увидели, что по многим параметрам мы действуем эффективнее или на уровне этих стран. Так, средний срок, в течение которого заключается соглашение о ценообразовании в России, составляет порядка 11 месяцев (от формальной подачи заявления о заключении соглашения до его подписания). В то же время в Канаде этот срок составляет 47,3 месяца, в Китае — 42,5, в США — 38,9, в Великобритании — 16,9. При этом нужно понимать, что в России правовые нормы, позволяющие заключать соглашения о ценообразовании, появились в 2012 году, тогда как в перечисленных странах — в начале и середине 90 х годов прошлого века.
В настоящее время ФНС России заключила уже шесть соглашений о ценообразовании с крупнейшими налогоплательщиками, при этом в отношении трех проектов соглашений, представленных налогоплательщикам, вынесено решение об отказе.
Продолжается работа над более чем 20 поданными заявлениями о заключении соглашений о ценообразовании. Еще с рядом крупнейших налогоплательщиков, выразивших желание заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании для целей налогообложения, проводятся предварительные консультации.
Раскрывать детали непосредственно соглашений, так же, как и иных решений, связанных с соглашениями, я не имею права, поскольку любые полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению 10 . Исключения составляют, в частности, сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика.

Если на основании формальных критериев компании не являются взаимозависимыми, то это еще не означает, что суд признает их независимыми. Ведь перечень обязательств, по которым организации признаются зависимыми, не является исчерпывающим

В каких случаях российская организация обязана уведомить налоговый орган о сделках, совершенных с учредителем данной организации — резидентом Кипра?

Налоговым кодексом определены параметры сделок с взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним 11 . При этом сделки между взаимозависимыми лицами, одна из сторон которой является, а другая не является лицом, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Россия, автоматически признаются контролируемыми, т. е. вне зависимости от суммы доходов по этим сделкам за календарный год.
Однако, в силу переходных положений 12 , сдавать уведомление по таким сделкам необходимо в том случае, если сумма доходов по всей совокупности сделок, в данном случае с резидентом Кипра, в 2012 году превышает 100 миллионов рублей, а в 2013 году — 80 миллионов рублей.
При этом учитываются доходы как российской компании, так и организации — резидента Кипра по сделкам, совершенным с этой компанией. Если у российского налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода резидента Кипра, то для целей определения суммы доходов по сделкам за календарный год может быть использована расчетная величина суммы дохода резидента Кипра, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 Налогового кодекса, с применением метода начисления.

Между невзаимозависимыми лицами заключен договор аренды помещения и имущества. Цена услуги значительно ниже фактических затрат арендодателя. Возможны ли претензии со стороны налоговых органов и насколько они будут законны?

По общему правилу 13 , цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
Однако, во первых, не стоит думать, что если лица не признаются взаимозависимыми на основании формальных критериев 14 , то они являются независимыми. Это не факт. Перечень обстоятельств не является исчерпывающим. Так, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям 15 . Тем более, в этом примере логично возникает вопрос о том, действительно ли арендодатель и арендатор являются независимыми, принимая во внимание, что первый фактически субсидирует последнего себе в убыток.
Во вторых, в Налоговом кодексе представлен перечень сделок, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами 16 , независимо от того, признаются или не признаются стороны сделки взаимозависимыми лицами. Например, сделки с лицом, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого является государство, включенное в перечень оффшоров, утверждаемый Минфином России, также признаются контролируемыми и, соответственно, могут стать объектом контроля со стороны ФНС России.

Если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между независимыми лицами, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица

А что делать, если стороны сами не до конца уверены, являются ли они взаимозависимыми, — в случаях использования оффшорных, перекрестных или иных подобных корпоративных структур? Как быть в этом случае? Нужно ли и как готовить обоснования цен и подавать уведомления?

В первую очередь компаниям следует считать не проценты прямого и косвенного участия в капитале, распутывая тем самым ими же созданные сложные цепочки корпоративных структур, а объективно оценить: могут или не могут особенности взаимоотношений между сторонами оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых между ними, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц 17 .
Если ответ утвердительный, то законодатель предоставил организациям возможность самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами для целей налогообложения 18 .
При этом необходимо волеизъявление всех сторон сделки, поскольку принятие такого решения только одной из сторон сделки не влечет признания других сторон сделки взаимозависимыми.
Налоговые органы могут быть проинформированы о самостоятельном признании лиц взаимозависимыми посредством представления сведений о сделке в уведомлении о контролируемых сделках, направленных каждой из сторон сделки с указанием основания взаимозависимости, а также путем направления в налоговые органы соответствующей информации в письменной форме по месту нахождения (жительства) каждого из налогоплательщиков, самостоятельно признающих себя взаимозависимыми.
Самостоятельное признание лиц взаимозависимыми позволяет компаниям заблаговременно подготовить обоснование цен для целей налогообложения и тем самым снизить риски налоговых доначислений, а также может представлять интерес для организаций в целях заключения соглашения о ценообразовании.

В международной практике для обоснования рыночной ставки процента по займам оптимальным считается метод сопоставимых рыночных цен. По российским правилам он также является приоритетным.
При его использовании есть несколько нюансов в зависимости от того, какая информация для применения метода сопоставимых рыночных цен используется — «внутренняя» или «внешняя»

Рассмотрим следующую ситуацию. Организация никогда не предоставляла займов. В 2013 году заем предоставлен сотруднику компании, который является одновременно учредителем. Какой минимальный процент может быть установлен по этому займу, чтобы избежать претензий налоговых органов?

Однозначного ответа быть не может, поскольку все зависит от условий, на которых был выдан заем, а также источников информации, которыми обладает организация.
В первую очередь компании следует проанализировать свою деятельность, установить, привлекала ли сама организация займы у независимых лиц. Если да, то, вероятно, ставка процента для своего учредителя должна быть не меньше. Иначе складывается ситуация, когда учредитель «повесил» разницу по процентам на организацию, тем самым занизив ее налоговую базу. Поступили бы так независимые лица, преследующие свои личные коммерческие интересы? Ответ очевиден — нет.
Именно этой логики придерживается и законодатель, сформулировав требование 19 , согласно которому если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между независимыми лицами, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
Более того, в рассматриваемом случае, вероятно, процентная ставка для учредителя будет даже выше, чем та, по которой организация привлекала кредит, поскольку на практике займы учредителю или сотрудникам выдаются без обеспечения, что повышает риски заимодавца в случае невозврата.
Однако, конечно же, дать точный ответ, сколько должна составлять рыночная процентная ставка, можно только после изучения условий займа в каждом конкретном случае. Законодатель прямо предусмотрел некоторые из условий договора займа, кредита, поручительства и банковской гарантии, которые влияют на процентную ставку и должны учитываться как налогоплательщиками, так и налоговыми органами 20 . К таким условиям относятся: 1) кредитная история и платежеспособность получателя займа; 2) наличие или отсутствие поручительства или банковской гарантии; 3) характер и рыночная стоимость обеспечения; 4) срок, на который предоставляется заем; 5) валюта, являющаяся предметом договора займа и кредита; 6) порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая).
При этом сделана оговорка, что требуется определение и иных условий, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по договору. Очевидно, что в приведенном перечне как минимум не хватает такого условия, как дата выдачи займа, кредита.

Существенными условиями, которые могут повлиять на цену в договоре поставки, являются непосредственно предмет договора, а именно: его наименование, количество, ассортимент, комплектность; срок поставки, поскольку определяет начало и окончание исполнения обязательств; условия и порядок расчетов; место перехода риска утраты или повреждения товара, условия предоставления премий или скидок и т. д.

То есть правильно я понимаю, что для обоснования рыночной процентной ставки по займам необходимо использовать метод сопоставимой рыночной цены?

Совершенно верно. В международной практике для обоснования рыночной ставки процента по займам оптимальным считается метод сопоставимых рыночных цен. По российским правилам он также является приоритетным. При его использовании есть несколько нюансов в зависимости от того, какая информация для применения метода сопоставимых рыночных цен используется — «внутренняя» или «внешняя».
При «внутреннем» методе для построения интервала цен используется информация о собственной деятельности налогоплательщика, а именно «внутренние» сопоставимые сделки, т. е. сделки проверяемого налогоплательщика с независимыми контрагентами.
Причем по российским правилам для обоснования соответствия цены рыночному уровню достаточно одной сопоставимой сделки. В этом случае интервал цен будет представлять единственное значение цены в этой сопоставимой сделке, которое одновременно будет являться верхней и нижней границей интервала цен. Если такая сделка есть, то налоговый орган не вправе при проведении проверки использовать иную информацию. Таким образом, фактически по российским правилам контроля за соответствием цены в сделках с рыночными ценами отдается предпочтение «внутренним» сопоставимым сделкам как наиболее точным.
При «внешнем» методе используются иные источники информации, не связанные с деятельностью проверяемой организации. Фактически применимыми для целей обоснования рыночной ставки процента по займам являются котировки бирж, данные информационно-ценовых агентств, например Bloomberg. В международной практике нет единых и универсальных подходов, однако часто для краткосрочных займов (до года) используются ставки по межбанковским кредитам, для долгосрочных (более года) — процентный доход по облигациям.
Разумеется, разделение займов на кратко- и долгосрочные является условным и недостаточным для всех случаев признания сопоставимыми условий анализируемого и сопоставляемых договоров займа. Необходимо анализировать и другие условия, о которых я уже говорил.

Спасибо большое, Дмитрий Валерьевич, за столь подробные разъяснения. И тогда у меня последний вопрос. Учитывая необходимость анализа условий сделок, насколько подробным должен быть любой договор, неважно — займа, поставки товаров и так далее, чтобы он мог служить обоснованием цены сделки? Какие условия могут повлиять на цену сделки и должны быть отражены в договоре обязательно?

Первое, и главное — налоговые органы в рамках контроля за соответствием цен в сделках рыночным ценам (рентабельности) никоим образом не ограничивают свободу договора хозяйствующих субъектов. Задача ФНС России состоит в том, чтобы «очистить» последствия хозяйственных операций контрагентов от возможных искажений, вызванных их взаимозависимостью. Проверить это ФНС России может с использованием методов, предусмотренных в главе 14.3 Налогового кодекса. При этом организации при заключении сделок не обязаны руководствоваться этими методами для обоснования своей политики ценообразования в целях, не предусмотренных Налоговым кодексом. Второе — безусловно, при определении сопоставимости сделок важно знать условия договоров, заключенных между сторонами сделки. Это касается сделок как с независимыми лицами, так и взаимозависимыми. В противном случае привести сделки в сопоставимый вид и определить корректный интервал рыночных цен будет достаточно сложно.
Что касается условий, которые могут повлиять на цену, то их достаточно много. Возьмем, например, договор поставки. Существенными условиями, которые влияют на цену, являются непосредственно предмет договора, а именно: его наименование, количество, ассортимент, комплектность; срок поставки, поскольку определяет начало и окончание исполнения обязательств; условия и порядок расчетов (предоставляется предоплата либо отсрочка платежа и на какой период); место перехода риска утраты или повреждения товара (например в терминах Инкотермс), условия предоставления премий или скидок и т. д.
И, наконец, третье — непосредственно оценивать влияние условий договоров на цену товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), их фактическое исполнение (они не должны быть мнимыми), и в конечном счете определить соответствие цены в контролируемой сделке интервалу рыночных цен (рентабельности) необходимо в документации о ценообразовании в целях налогового контроля, которая регламентирована в статье 105.15 Налогового кодекса. В письме от 30 августа 2012 года № ОА-4-13/14433@ мы дали налогоплательщикам рекомендации, которые помогут при составлении такой документации.

Сноски:
1 подп. 2 п. 3 ст. 105.16 НК РФ
2 ст. 153 ГК РФ
3 п. 1 ст. 154 ГК РФ
4 п. 3 ст. 154 ГК РФ
5 п. 13 ст. 105.3 НК РФ
6 п. 2 ст. 307 ГК РФ
7 решение ВАС РФ от 16.09.2013 № ВАС-10012/13
8 приказ ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@
9 Федеральный закон от 05.04.2013 № 39-ФЗ
10 ст. 102 НК РФ
11 п. 1 ст. 105.14 НК РФ
12 п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ
13 абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ
14 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
15 п. 7 ст. 105.1 НК РФ
16 подп. 1—3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ
17 п. 1 ст. 105.1 НК РФ
18 п. 6 ст. 105.1 НК РФ
19 п. 1 ст. 105.3 НК РФ
20 п. 11 ст. 105.5 НК РФ

More from my site

  • Ди заместитель генерального директора Должностная инструкция заместителя генерального директора Открыть в формате WORD 1. Основные положения 1.1. Заместитель генерального директора назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим […]
  • Увольнение по соглашению сторон какие выплаты Компенсация по допсоглашению при увольнении В трудовом законодательстве определен перечень ситуаций, в которых работодатель обязан выплатить выходное пособие при расторжении трудового договора. Например, выходное пособие при […]
  • Договор ренты с дожитием Покупаем жилье по договору ренты Рента – интересный вариант решения жилищного вопроса. Как правило, квартира по договору ренты обходится приобретателю на 25-40% дешевле ее рыночной стоимости. Однако таких сделок в Петербурге в […]
  • Заявление в налоговую на возврат вычета образец Правила оформления и подачи заявления на возврат налога при имущественном вычете Российское законодательство предоставляет физическим лицам налоговые льготы в виде различных вычетов. Один их таких вычетов это имущественный, он […]
  • Движение по полосе маршрутных транспортных средств "Выделенка": правила поведения В связи со стремительным увеличением числа так называемых выделенок или полос "А" на российских, и в особенности московских, дорогах остро встал вопрос об ограничениях, связанных с этими полосами, […]