Дервиль адвокат

Образ Дервиля в повести Бальзака «Гобсек»

Оноре де Бальзак – талантливый французский писатель, обладавший умением создать не только логичный правдивый сюжет, но и психологически глубокие образы. Такими и являются главные герои его повести «Гобсек»: Гобсек и Дервиль.

Образ Дервиля часто в тени, но он очень важен. Автор наделяет его полномочиями рассказчика. Именно от него читатели узнают о Гобсеке и его истории.

Дервиль появляется уже на первых страницах произведения в салоне виконтессы. Несмотря на то, что он всего лишь адвокат, он вхож в высшее общество, потому что когда-то помог виконтессе решить проблему с ее собственностью. Она оказалась благодарной и даже обещала помочь Дервилю продвинуться по карьерной лестнице. Но адвокат был честным и хотел добиться всего самостоятельно. Ему не свойственны такие черты характера, как подлость или корыстность.

Дервиль обладает неимоверной остротой слуха, что подмечает госпожа Гранлье. Она удивилась, когда адвокат услышал ее тихий разговор с дочерью. Утонченный слух и внимательность к другим – вот что делало его настоящим адвокатом.

Образ Дервиля – это образ хоть и не идеального, но добронравного человека: он справедливый, неиспорченный, умный. Благодаря этому он смог понять такую сложную личность, как ростовщик Гобсек.

Повесть «Гобсек» имеет композицию «рассказ в рассказе». Вначале читатели знакомятся с Дервилем, виконтессой, ее дочерью Камиллой. На приеме адвокат рассказывает хозяйке салона историю, по его мнению, захватывающую – о неком Гобсеке. В истории о ростовщике рассказчики меняются: это и Дервиль и сам Гобсек.

Дервиль раскрывается как личность в отношении к другим людям: к виконтессе, к Камилле, к Гобсеку. Он помогает виконтессе бескорыстно, просто потому что он имел чутье адвоката и смог ей помочь. К дочери виконтессы герой относится с симпатией. Говорит с девушкой по душам, когда понимает, что она влюблена в молодого графа. Он пытается ей помочь открыть свои чувства.

Дервиль помогает вести дела и ростовщика Гобсека. Между ними возникает что-то наподобие дружбы. И хотя Гобсек не может прямо признать, что испытывает к кому-то симпатию, видно, что он доверяет Дервилю. Он рассказывает ему истории своих клиентов, делится своими теориями о золоте и его власти над человеком. Поэтому даже Дервилю ростовщик одалживает деньги под общий процент, объясняя это тем, что одолжение плохо отразиться на дружбе.

Адвокат всегда с интересом слушал старика, хоть и во многом с ним не соглашался. Сам Дервиль был сторонником идей моральности. Он не верит, что над людьми всегда властно золото, так как верит в силу человеческой души. Не все люди, по его мнению, испорчены. Гобсек считает эту веру наивной и слегка насмехается над молодым другом. Хотя сам Гобсек, будучи молодым, вел себя как романтик. Он плавал по морям в поисках приключений. Но его юношеские порывы разбились о рифы предательства.

Образ Дервиля в повести имеет большое значение: он и рассказчик и герой. Благодаря Дервилю мы лучше понимаем старика Гобсека.

Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»: краткое содержание

Главная » Зарубежные писатели » Оноре де Бальзак » Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»: краткое содержание

Повесть «Гобсек» была опубликована Оноре де Бальзаком в 1830 году, а в 1842 году стала одним из ключевых произведений «Человеческой комедии», войдя в раздел «Сцены частной жизни» («Этюды о нравах»). Сегодня это самое читаемое произведение Бальзака, оно входит в школьную и вузовскую программы, является предметом множества научных исследований, широким полем для анализа и богатейшим источником вдохновения.

Как и многие произведения Бальзака, изначально «Гобсек» публиковался частями. Первый эпизод, озаглавленный «Ростовщик», появился на страницах журнала «Мода» в феврале 1830 года. Затем повесть фигурировала под названием «Папаша Гобсек» и была разделена на смысловые части – «Ростовщик», «Адвокат», «Смерть мужа». В 1842-м повесть вошла в «Человеческую комедию» под лаконичным названием «Гобсек» без деления на главы. Именно такой вид произведения принято считать классическим.

Центральный персонаж – ростовщик Жан Эстер ван Гобсек (прим. – в данном случае фамилия Гобсек «говорящая», в переводе с французского – Живоглот). Кроме произведения, в котором он солирует, Гобсек также появляется в «Отце Горио», «Цезаре Бирото», «Брачном контракте» «Чиновниках». Адвокат Дервиль, он же рассказчик, является героем «Отца Горио», «Полковника Шабере», «Темного дела», романа «Блеск и нищета куртизанок».

Это культовое произведение имеет два киновоплощения. В 1936 году повесть экранизировал советский режиссер Константин Эггерт («Медвежья свадьба», «Хромой барин»), роль Гобсека сыграл Леонид Леонидов. В 1987-м вышел одноименный фильм под началом Александра Орлова («Женщина, которая поет», «Похождения Чичикова»), на этот раз Гобсека сыграл Владимир Татосов.

Давайте вспомним сюжет этого бессмертного шедевра от гениального Оноре де Бальзака.

В гостиной виконтессы де Гранлье

Действие повести начинает развиваться в салоне виконтессы де Гранлье. Была зима 1829-30-го года. За окном мел снег и никому из полуночных обитателей гостиной не хотелось удаляться от уютного тепла камина. Виконтесса де Ганлье была самой знатной, богатой и почтенной дамой Сен-Жерментского предместья. В столь поздний час она вычитывала свою семнадцатилетнюю дочь Камиллу за слишком явную расположенность, которую она выказывает в адрес молодого графа Эмиля де Ресто.

Свидетелем этой сцены становится друг семьи адвокат Дервиль. Он видит, как пылают щечки Камиллы при упоминании имени графа де Ресто. Нет сомнений, девочка влюблена! Но почему графиня противится союзу молодых сердец? На это есть веская причина – поясняет графиня. Ни для кого не секрет, каким неподобающим образом вела себя его мать. Сейчас она, конечно, остепенилась, но ее прошлое накладывает несмываемый отпечаток на потомство. Кроме того, де Ресто беден.

– А если не беден? – лукаво усмехается Дервиль.
– Это бы несколько изменило положение вещей, – уклончиво отмечает виконтесса.
– Тогда я поведаю вам одну романтическую историю, которая произошла со мной много лет назад.

Жан Эстер ван Гобсек

Когда Дервилю было двадцать пять лет, он снимал комнату в одной бедной парижской гостинице. Его соседом был известный ростовщик по фамилии Гобсек. Не познакомившись с Гобсеком лично, Дервиль уже был много наслышан о нем. Жан Эстер ван Гобсек одиноко жил в своей аккуратной скромной квартирке. Его прошлое было скрыто тайнами. Говорят, в десять лет его отдали юнгой на морское судно. Долгое время Гобсек бороздил моря и океаны, а потом приехал в Париж и сделался ростовщиком.

Последнее пристанище для страждущих

Ежедневно в его комнатку приходили визитеры, но это были не добрые друзья, а убитые горем, задушенные пороками и собственной ненасытностью жалкие просители. В его скромных покоях бывали когда-то успешные купцы, молодые франты, знатные дамы, стыдливо прикрывающие лица вуалями.

Все они приходили к Гобсеку за деньгами. Они молили Гобсека, как бога, и, сбросив спесь, смиренно прижимали руки к грудям.

За неумолимость и черствость Гобсека ненавидели. Его называли «золотым истуканом» и фамильярным «папаша Гобсек», его философию считали бездуховной, а нелюдимость, по меньшей мере, странной – «если человечность считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом». Но все это никак не отражалось на количестве клиентов папаши Гобсека. К нему шли, потому что только он мог дать шанс на спасение или хотя бы отсрочить полный крах.

Адвокат и ростовщик

Однажды молодой Дервиль также появился на пороге дома своего соседа. Он не имел за душой ни гроша, но, получив образование, мечтал открыть свое юридическое дело. Амбициозный юноша понравился старику Гобсеку, и он согласился вложить в него деньги с условием выплаты солидного процента. Благодаря таланту, подкрепленному стараниями и здоровой бережливостью, Дервиль в конце концов полностью рассчитался с Гобсеком. За время сотрудничества адвокат и ростовщик стали добрыми друзьями. Дважды в неделю они встречались за обедом. Беседы с Гобсеком были для Дервиля богатейшим источником жизненной мудрости, приправленной необычной философией ростовщика.

Когда Дервиль сделал последний платеж, он поинтересовался, почему Гобсек продолжал брать с него, своего друга, огромные проценты, и не оказал услугу бескорыстно. На это старик мудро ответил: «Сын мой, я избавил тебя от признательности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И поэтому мы с тобой лучшие в мире друзья».

Сейчас дело Дервиля процветает, он женился по любви, его жизнь – беспрерывно счастье и благополучие. Так что полно о Дервиле, ведь счастливый человек – тема нестерпимо скучная.

Падение дома де Ресто

Однажды Дервиль привел к Гобсеку своего знакомого Максима де Трая – красавца, блестящего парижского ловеласа и повесу. Максим крайне нуждался в деньгах, однако Гобсек отказывает де Траю в ссуде, потому что знает о его многочисленных невыплаченных долгах. На следующий день просить за Максима приходит красивая дама. Забегая вперед, отметим, что это была графиня де Ресто, мать того самого Эмиля де Ресто, что сегодня безуспешно сватается к Камилле де Гранье.

Ослепленная страстью к мерзавцу де Траю, графиня заложила за него молодого любовника фамильные бриллианты. Надо сказать, несколько лет назад графиня оплатила первый вексель де Трая именно у папаши Гобсека. Сумма была небольшой, но еще тогда Гобсек предсказал, что этот подлец вытянет все деньги из семейства де Ресто.

Вскоре к Гобсеку ворвался граф де Ресто, законный супруг сумасбродной графини и владелец заложенных бриллиантов. Вернуть драгоценности ростовщик отказался, но посоветовал графу обезопасить свое наследство, иначе его детям будет не суждено увидеть деньги. Посоветовавшись с Дервилем, граф передает все свое имущество Гобсеку и составляет встречную расписку, в которой говорится, что продажа имущества фиктивная – когда старший сын станет совершеннолетним, ростовщик передаст права управления имуществом законному наследнику.

Граф заклинает Дервиля хранить расписку у себя, поскольку не доверяет своей алчной жене. Однако, по злой насмешке судьбы, тяжело заболевает и не успевает передать документ, от которого зависит судьба его мальчика. Пока граф в беспамятстве прикован к постели, графиня не покидает его комнаты, правдоподобно изображая убитую горем супругу. Никто, кроме Гобсека и Дервиля, не знает истинной подоплеки этой «привязанности». Подобно хищнице, графиня ждет заветного часа, когда ее жертва испустит последний вздох.

Вскоре граф умирает. Дервиль с Гобсеком мчатся в дом де Ресто и становятся свидетелями страшной картины. Все в комнате графа было перевернуто вверх дном, посреди этого хаоса, растрепанная со сверкающими глазами, металась графиня. Ее не смущало присутствие умершего, его тело было презрительно откинуто на край кровати, как ненужная более вещь.

В камине догорали какие-то бумаги. Это была расписка. «Что вы наделали? – вскрикнул Дервиль – Вы только что разорили собственных детей. Эти документы обеспечивали им богатство…»

Казалось, графиню хватит удар. Но ничего исправить уже было нельзя – Гобсек стал полноправным владельцем состояния де Ресто.

Величайший скряга

Гобсек отказался помогать юному наследнику де Ресто. «Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям… Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем».

Гуманист Дервиль не мог понять жестокости Гобсека. Он отдалился от друга, со временем их встречи свелись на нет. Свой следующий визит к Гобсеку Дервиль совершил спустя много лет. Говорят, что все эти годы Гобсек вел обеспеченную жизнь, а в последнее время стал совсем нелюдим и не покидал своих пышных покоев.

Дервиль застал Гобсека умирающим. Ростовщик сообщил старому другу, что сделал его своим душеприказчиком. Все нажитое состояние он завещал правнучке своей сестры, публичной девушке по прозвищу Огонек. «Она хороша, как Купидончик, – слабо улыбался умирающий, – разыщи ее, друг мой». А законное наследство пусть теперь вернется к Эмилю де Ресто. Наверняка, он стал хорошим человеком.

Осматривая после смерти дом Гобсека, Дервиль был шокирован: кладовые ломились от еды, большинство из которой пропала. Все портилось, кишело червями и насекомыми, но обезумевший скряга никому не продавал свое добро. «Я увидел, до чего может дойти скупость, превратившаяся в безотчетную, лишенную всякой логики страсть».

К счастью, Гобсек успел передать свое и вернуть чужое богатство. Госпожа де Гранлье слушала рассказ адвоката с большим интересом. «Хорошо, дорогой Дервиль, мы подумаем насчет Эмиля де Ресто, – произнесла она, – К тому же Камилле вовсе не обязательно часто видеться со своей свекровью».

Аналитическая работа над повестью О. де Бальзака «Гобсек»

Образ бальзаковского героя из одноименной повести «Гобсек» раскрывает и анализирует один из персонажей повести адвокат Дервиль. Сказ ведется от его имени, чтобы читатель воспринимал образ Гобсека как типичное, обобщающее явление, которое не исчезло, к сожалению, и в XXI столетии. Перед нами постепенно возникает гротескная безобразная фигура настоящего хозяина Парижа после Июльской революции 1830 года, образ огромной обобщающей силы — ростовщик, который делает деньги из денег. Для него деньги — это смысл жизни. Мы видим человека, который превратился в «золотого идола», так и не воспользовавшись своим богатством. Возникает вопрос: «С какой целью он накапливал золото?». Еще много вопросов будет и у адвоката Дервиля. Ответы на них должны помочь нам осознать: если наши чувства и стремления будут направлены только на накопление денег, материальных благ, то мы тоже станем заложниками собственной жадности, и это приведет к полной деградации, разрушению личности человека. Она станет для общества опасной, как стал опасным Гобсек. Итак, цель на уроке поставлена, а жизненный выбор — за вами.

Адвокат Дервиль начинает свой рассказ о ростовщике Гобсеке в обществе виконтессы где Гранлье, которая отрицательно относится к молодому графу Эрнесту де Ресто, так как его мать имеет репутацию распущенной женщины, и чтобы виконтесса, дочь которой влюблена в него, изменила мысль о графе Эрнесте, адвокат Дервиль рассказывает свою историю, связанную с романтическим приключением. Речь идет о ростовщике миллионере.

Цветная гамма и детали в описании портрета Гобсека. За текстом:». лицо этого мужчины . я назвал бы «месячным ликом», так его желтоватая бледность вскидывалась на цвет серебра, из которого облупилась позолота . волосы. с сединой пепельно-серого цвета. Черты лица казались отлитыми в бронзе. Глаза желтые. Острый нос, издолбленный на кончике оспой. Разговаривал. тихим, кротким голосом и некогда не сердил. Сморчки его желтоватого лба сохраняли тайны жизненных испытаний. «

Адвокат Дервиль, общаясь с ростовщиком, замечает непомерную бережливость и неудержимую скупость своего соседа. За текстом: «Все в его комнате, от зеленого сукна на письменном столе до коврика возле кровати, было какое-то одинаковое, опрятное и потертое. Зимой головешки в его камине всегда тлели. Жил Гобсек на улице Гре. Возле. пасмурного, влажного дома нет двора. а расположение комнат напоминает расположение монастырских келий. двери. которые выходят в длинный коридор, тускло освещенный маленькими окошками».

Как вы понимаете слова Дервиля о жилье ростовщика: «Дом и его житель пасовали один до одного — как та скала и прилепленная к ней устрица»? Во-первых, Гобсек — человек, который имеет дело с деньгами; ведет неприметный образ жизни, чтобы не привлекать внимание к себе и самому наслаждаться богатством. В своих собственных глазах он возникает человеком величественным, который берет на себя право распоряжаться человеческими судьбами: разорять их, смеяться над ними, унижать их человеческое достоинство, раздавливать грязным сапогом кого-либо, так как деньги — это все. Они дают ему власть. Так считает ростовщик. По второе, автор подчеркивает маниакальную страсть ростовщика к золоту.

Дервиль раздумывает: «Или имел он родственников, друзей? Богатый он был или бедный? Никто не смог бы ответить на эти вопросы. Я некогда не видел денег у него в руках». Адвокат Дервиль приближается к истине; деньги — Идол, единый идол, которому кланяется Гобсек, — золото — вот его жизненная философия.

Ответы на эти вопросы мы находим в тексте.

1. «Он сам взимал долги по векселям, бегая по всему Парижу . и гордится, что платит 7 франков налогов» (действует осторожно и умно, чтобы никто не догадался, что он богатый.)
2. «Через свою осмотрительность он однажды выдал себя. Случайно при нем было золото, и каким-то чином . наполеондор выскользнул из его жилетного кармана. Постоялец . поднял монету и подал ему. «Это не моя! Золото? У меня? И если бы я был богатый, то разве жил бы так, как живу?».
3. «Утром он сам варил себе кофе. Обед ему приносили из харчевни».
4. «Этот странный мужчина некогда не желал увидеть пусть одного человека с четырех женских поколений, которые составляли его родню. Он ненавидел своих наследников. «

Какой вывод мы можем уже сделать? Страсть к деньгам удостоверяет начало разрушения личности ростовщика. Он накапливает деньги, а не тратит их на добрые дела. Гобсек подчиняет свою жизнь служению золоту. Вопрос морали, милосердия, добра вообще он отсутствует.

Откуда у Гобсека золото? Адвокату Дервилю о своей жизни рассказывает сам Гобсек. Уже с 10 лет мать приделала его юнгой на корабль, и он отплыл в голландские владения в Ост индии, где и странствовал на протяжении двадцати лет. Гобсек знает, что такое опасность, ему пришлось проявлять решительность, мужество, чтобы защитить себя от смерти. Ростовщик — необыкновенный корсар. Он имел связь с военными и политическими деятелями Франции, Англии и Индии 18 ст. Гобсек поддерживал взаимоотношения со славными корсарами, так как долго жил на острове Сен-Тома.
Он перепробовал все средства, чтобы получить богатство, и даже искал золото вблизи Буэнос-Айреса. Адвокат Дервиль старается заглянуть в глубины души ростовщика, но вынужденный себе признаться, «что к последней минуте его душа была непроницаема для меня. И даже я спрашивал себя: «. к какому полу он принадлежит?», «. остался он верный религии своей матери и смотрел на христиан, как на добычу? «. стал ли он католикам, лютеранином, магометанином, последователем брахманизма?» «о чем думает это создание? Знает ли оно, что в мире есть Бог, чувство, женщины, счастье?»

Обращаем внимание, как тяжело адвокату Дервилю даются ответы на поставленные им вопросы. Относительно вероисповедания Дервиль придерживается мысли, что ростовщик «остается равнодушным к религии, чем безбожником». Относительно двух последних вопросов ответы Дервиль полностью получит уже после его смерти.

Адвоката поражает жестокость ростовщика, который не ощущает сожаления к людям: «Если человечность, общение с ближними считать религией, то Гобсек в этом отношении был убежденным атеистом». Жестоко ростовщик ведет себя со своими жертвами, которые «приходили в негодование, кричали в исступлении — а тогда вдруг западала мертвая тишина, будто в кухне, когда там зарезают качку».

За текстом: «. Существуют лишь условности — свои для каждого климата . убеждение и правила морали — пустые слова. Несокрушимо лишь одно чувство, которым нас наделила природа, — инстинкт самосохранения». «. этот инстинкт называют личным интересом. из всех земных благ следует добиваться только. золота. В золоте сосредоточены все силы человечества».

Адвокат Дервиль удостоверяет: «Я имел возможность убедиться, к чему дошла его жадность, которая с годами превратилась в настоящее сумасшествие. Гобсек брал все, начиная от корзины с рыбой. и кончая свертком свечек; брал он и серебряную посуду от богатеев и золотые табакерки от спекулянтов. «.

Краткое содержание для читательского дневника Оноре де Бальзак «Гобсек» (Школьные сочинения)

Камилла де Гранлье влюбляется в графа Эрнеста де Ресто, но виконтесса не одобряет выбора дочери из-за матери графа. Тогда адвокат Дервиль, друг семьи, рассказывает им одну историю.

Когда-то Дервиль, будучи студентом, познакомился со своим соседом, старым ростовщиком Гобсеком, который однажды рассказал ему, как взыскивал долг с одной знатной дамы. Деньги по векселю получил ее любовник, и потому она, боясь разоблачения, отдала Гобсеку бриллиант.

Спустя какое-то время некий граф Максим де Трай пришел к Гобсеку, но тот отказался давать деньги человеку, у которого и так долгов на сотни тысяч. Граф вернулся к ростовщику с красивой дамой, той самой графиней, которая когда-то уже отдала Гобсеку один бриллиант. На этот раз она заложила и остальные.

После ухода де Трая и графини, к ростовщику пришел ее муж, требуя вернуть фамильные драгоценности. Дервиль уладил все миром, и Гобсек посоветовал графу с помощью фиктивной сделки передать все свое имущество надежному человеку, чтобы спасти от разорения детей.

Граф, разузнав мнение Дервиля о Гобсеке, решил сделать ростовщика своим «надежным человеком».

Виконтесса отсылает дочь спать, и Дервиль раскрывает имена героев рассказа: жена графа – это графиня де Ресто, мать Эрнеста.

Вскоре граф тяжело заболел, и графиня никого не пускала к мужу, даже Дервиля, который хотел забрать расписку о фиктивности сделки. Спустя какое-то время Анастази де Ресто порвала со своим любовником, но не оставила попыток прикарманить средства умирающего мужа.

Граф так и не простил жену и вскоре умер. Графиня в поисках завещания перерыла весь дом, а услышав шаги Дервиля и Гобсека, бросила в огонь важные документы, и тем самым всё имущество графа полностью перешло к ростовщику.

Гобсек сдал особняк графа внаем, а сам переехал в его поместья. Со временем он стал еще более скупым, а умирая, завещал все свое имущество дальней родственнице. Но Дервилю удается отстоять имущество молодого графа де Ресто, и виконтесса обещает подумать о браке Камиллы.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

«Какими были взаимоотношения Гобсека к Дервиля»

Разве человек, для которого главным в жизни были лишь деньги, совершил бы так, как Гобсек? Что переубидило бы для такого человека: осознание собственных обязательств, необходимость выполнять их или возможность безнаказанно получить огромные деньги? Такое поведение ростовщика подтверждает характеристику, которую дает ему Дервиль: “И если отвергнуть его финансовые принципы и философские взгляды на человеческую природу, которыми он оправдывает свою ростовщическую хватку, то, я уверен, вне этих дел он честнейший человек во всем Париже.

Каким было отношение Гобсека к Дервиля, как в этом отношении проявился характер главного героя? Дервиль был едва не единым человеком, который старый ростовщик приблизил к себе — конечно, насколько он вообще мог сближаться с людьми. В начале знакомства читателей с Гобсеком мы узнаем от Дервиля следующее: “Если человечность и общительность считать за религию, то его можно было назвать атеистом”. Но дружеские (снова же, как для Гобсека дружеские!) отношения с Дервилем не помешали Гобсеку взять из него огромные проценты: Фанни Мальва он хотел занять деньги под 12 процентов годовых, а с Дервиля, которого считает своим другом, требует целых 15 процентов! При этом между ними происходит злой торг, Гобсек выдвигает много дополнительных условий, которые заметно усложняют Дервилю возврат долга: к последним дням старика ростовщика все судебные дела самого Гобсека адвокат обязался вести бесплатно! Сплошная кабала, своеобразное рабство?

Тем, что он одолжил ему деньги, старый ростовщик буквально спас Дервиля от беспросветной жизни, поскольку лишь безусловных добродетелей молодого адвоката для достижения благосостояния, материальной независимости было недостаточно, а денег у него не было. И вдобавок именно благодаря Гобсеку Дервиль достигает личного счастья, он вступил в брак с Фанни Мальва (мы помним высказывание Гобсека об этой девушке). Именно Дервиль был последним человеком, который видел перед смертью старый ростовщик. Т.е., все удостоверяет, что Дервиль был настоящим и, очень похоже, единым другом Гобсека.

Учитывая это, нужно понимать, чему старый ростовщик и люто торгуется с Дервилем, ставит ему такие условия во время одалживания. Кажется, что его поведение подтверждает, что для Гобсека главным в жизни есть именно деньги, поэтому он даже в отношениях с другом не может удержаться от стремления нажиться на человеческой беде. На самом деле мотивы поведения Гобсека были совсем другими, он старался лишь сохранить свои дружеские отношения с Дервилем, не дать, чтобы деньги испортили их.

По возвращении долга Дервиль признается, что он спросил Гобсека, “что побуждало его брать с меня такие огромные проценты, почему он, желая помочь мне, своему другу, не разрешил себе оказать эту услугу бескорыстно”. С точки зрения обычного человека именно такое поведение имело бы удостоверять дружеские отношения, которые предусматривают взаимовыручку друзей, их взаимную готовность помочь в затруднительных обстоятельствах. Очень интересной (с общечеловеческой точки зрения!) кажется мысль, с помощью которой Гобсек объясняет Дервилю мотивы своего поведения в ответ на его вопрос: “Сын мой, я тебя освободил от признательности, дав тебе право считать, что ты мне ничего не должен. Поэтому мы с тобой наилучшие друзья в мире”. Вот так: не просто друзья, а наилучшие в мире!

Жизненный опыт убедил старого ростовщика в том, что деньги могут разрушить человеческие отношения. Он говорит, что ему “не раз приходилось наблюдать, что когда благодеяния не шкодит благодетелю, то оно убивает облагодетельствованного”. Вероятно, речь идет о том, что настоящей помощью человеку есть создания условий для достижения благосостояния, успеха в жизни, которая нуждается в определенных усилиях, настойчивой работе, умении бороться, тогда как “благодеяние” приводит к тому, что человек привыкает “иметь все”, не докладывая к этому усилий. Такой человек оказывается на обочине жизни, поскольку в достижении жизненного успеха. Нужно рассчитывать лишь на себя, на собственные силы и постоянно бороться за лучшую жизнь.

В психологическом плане осознания должником того, что какой-то человек сделал тебе благодеяние, вызывает дискомфорт, ощущение зависимости от нее, что не может не повлиять на человеческие отношения. Даже по возвращении долга ощущения психологической зависимости и определенного унижения не исчезает. А если должник достигает материального успеха, упоминание об “благодеянии в прошлому” может стать для даже очень зажиточного человека источником отрицательных эмоций, которое вызывает желание избавиться воспоминаний о прошлом, которое этот человек воспринимает сейчас как унижение. Разве при этих условиях можно сохранить дружеские отношения с человеком, который есть “живым напоминанием” того затруднительного для нее положения, воспоминаний о котором успешный человек хочет избавиться?

Гобсек чудесно знает человеческую природу, для него дружба с Дервилем значит очень много, поэтому он сохраняет ее: создает условия, когда помощь не становится благодеянием, а дает адвокату возможность вместе с тем достичь благосостояния и сохранить собственное достоинство, чувство самоуважения. Безусловно, Дервиль признательный Гобсеку, но эта признательность не унижает его, так как в моральном плане он не превратился на зависимую от прихотей старика ростовщика человека. Основная заслуга в том, что Дервиль стал зажиточным человеком, принадлежит ему самому, а помощь Гобсека, которая была очень своевременной и тактичной, была настоящей помощью, а не унизительным “благодеянием”.

Можно признать, что Гобсек сыграл решающую роль в судьбы Дервиля, при этом речь идет не только о деньги. Старый ростовщик был для Дервиля своеобразным “воспитателем”, который в затруднительное время отыскал способ помочь ему именно так, как это и нужно было сделать.

Интересно, что граф де Ресто и Дервиль, на первый взгляд, вызывают в Гобсека совсем противоположное отношение к себе. Но, как справедливо говорит Дервиль Гобсеку, “из всех людей только граф и я вызвали вашу благосклонность”. Истоки этой благосклонности — это поведение обеих, их отношение к Гобсека, который объясняет Дервилю, чему так произошло: “Так как вы единые, что доверились мне без ухищрений”. Оказывается, что старый ростовщик, которого никто и некогда не может перехитрить, который заставит делать то, что он хочет, не может противодействовать обычной искренности в человеческих отношениях?

В обоазе Гобсека очевидное противоречие: он провозглашает одну модель поведения, тогда как на самом деле ведет себя очень разнообразно, однако всегда его поведение есть справедливым относительно людей, с которыми его сводит судьба. Тех, кто заслуживает на наказание, он наказывает, но нужно быть очень плохим человеком, чтобы “батечко Гобсек” не дал тебе шанса на спасение! Он признает, что на протяжении жизни его “принципы изменялись смотря по обстоятельствам”, тем не менее неизменяемым оставался главный принцип жизни: “То лучше уже самому вжимать, чем разрешать, чтобы тебя вжимали другие”. Этого принципа он придерживается всегда и везде, вместе с тем используя свою власть над людьми не для того, чтобы окончательно раздавить человека, а помочь ей — пусть очень жестоко, но же помочь?

Дервиль адвокат

7. Языковой лагерь за границей: веселый детский отдых и обучение.

8. О пользе английского языка

Трагедия Гобсека

Как и в других своих произведениях, Бальзак повествует в «Гобсеке» одновременно о многих очень не похожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье &#151 Камилла и обедневший аристократ Эрнест де Ресто. Их любви сочувствует адвокат Дервиль. Сидя в гостиной г-жи де Гранлье, Дервиль сообщает матери девушки неизвестные ей подробности о печальной истории семьи графа де Ресто и о той роли, которую в этой истории играл ростовщик Гобсек.

Отец Эрнеста, граф де Ресто, в свое время женился на дочери папаши Горио &#151 Анастази. Женщина из буржуазной среды, красавица, обладавшая сильным характером, Анастази, выйдя замуж за аристократа в годы Реставрации (подробнее Бальзак рассказал об этом позже в романе «Отец Горио»), разорила мужа, пустив по ветру все его состояние ради светского щеголя и авантюриста Максима де Трай. Дервилю, в то же время лишь начинавшему свою адвокатскую практику, с трудом удалось сохранить часть имущества графа де Ресто для его сына.

Таков, казалось бы, сюжет повести. Но на самом деле ее сюжет этим не ограничивается. Главный герой Бальзака в данном произведении Гобсек &#151 живое олицетворение власти золота над людьми.

Ростовщик, которому к тому времени, когда Дервиль с ним познакомился, было уже семьдесят шесть лет, снимал две бедно обставленные комнатки в одном из мрачных, сырых домов Парижа. Это был «человек-автомат», озабоченный только тем, чтобы вовремя взыскивать высокие проценты с векселей своих жертв, одолживших у него деньги, или, поскольку «дела» заканчивались именно так, присваивать себе их имущество и драгоценности.

Гобсек, проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него была последовательная, но пугающая своей откровенностью, своим цинизмом система взглядов, в которой читатели без труда обнаружат житейскую философию всего буржуазного мира.

«Из всех земных благ, &#151 говорил Гобсек, &#151 есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это. золото». «Деньги &#151 это товар, который можно со спокойной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельств».

Гобсек не верил в нравственность людей, в их порядочность. «Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Дервилю, в то время во многих вопросах наивному, слова Робсека казались кощунством. Он верил в человеческое благородство, сам он недавно полюбил девушку-белошвейку Фанни Мальво, кстати одну из случайных «клиенток» Гобсека. От Гобсека Дервиль узнал правду о жестокой борьбе интересов, которая определяет жизнь буржуазного общества, подобно тому, как узнает правду юный Растиньяк в романе «Отец Горио» от каторжника Вотрена. Тем более трагическими показались Дервилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто, свидетелем которых он оказался.

Нравственное падение человека, корыстные интересы, хищные повадки &#151 вот что узнал Дервиль, повстречав Анастази де Ресто, Максима де Трай и самого Гобсека. Наблюдая за Живоглотом (голландское имя «Гобсек» &#151 по-французски «Живоглот») &#151 с циничной откровенностью обирающим своих клиентов, Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над многими людьми, а также истинную причину их трагедий, которые всегда имели общую основу: один отнимал деньги у другого. «Да неужели все сводится к денькам!» &#151 восклицает он.

Именно об этом хотел сказать Бальзак своим произведением. «Нерв жизни» своего времени, «духовную сущность всего нынешнего общества», одновременно Зло и Божество буржуазного мира Бальзак видел в денежных отношениях, господствовавших над всем. Новое божество, фетиш, кумир, они коверкали человеческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей. За отдельными эпизодами повести «Гобсек» стоят все эти проблемы. Анастази, столкнувшая тело умершего мужа с постели, чтобы найти его деловые бумаги, была для Бальзака живым воплощением разрушительных страстей, порожденных денежными интересами.

Но еще примечательнее в этом отношении финал повести: смерть Гобсека. Живоглот в своей маниакальной привязанности к деньгам, превратившейся «на пороге смерти Гобсека в какое-то сумасшествие», не хотел «расстаться с мельчайшей частицей своих богатств». Его дом стал складом гниющих продуктов. Старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью разумной человеческой жизни.

Бальзак еще много раз будет возвращаться к этой важной проблеме и в романе «Евгения Гранде», и в «Истории величия и падения Цезаря Боррито», (1837), и в романе «Крестьяне» (1844). Вслед за Бальзаком писатели XX века будут развивать эту тему. Изображая финансиста, денежного воротилу, писатели США &#151 Теодор Драйзер («Финансист», «Титан», «Стоик») и Уильям Фолкнер («Деревушка») повторят в своих романах многие коллизии «Гобсека», рассказывая о том, как, набивая карман, человек обирает свою душу, теряет истинных друзей, остается одиноким, способным лишь сидеть в своем банке и «жевать пустоту». Но примечательно, что Бальзак первым высказал приговор буржуазному обществу еще в пору его расцвета.

Внимательные читатели «Гобсека» отметят и другие особенности этого выдающегося произведения: разнообразие характеров, индивидуализацию речи у Бальзака и великолепную бальзаковскую живопись.

Когда Бальзак говорит, что по вечерам, довольный проведенным днем, Гобсек «потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости», он достигает такой живописной выразительности, которую можно сравнить лишь с картинами старых мастеров. То же можно сказать об описаниях спальни Анастази, о драматических сценах в «келье» Гобсека, рассматривающего драгоценности, прежде чем их за бесценок отнять у владельцев, и, наконец, о «растерзанной», «распотрошенной» женой комнате умершего графа де Ресто. Эти страницы запоминаются надолго, хотя они написаны, казалось бы, одним взмахом кисти художника.

Разнообразие, гуманистический пафос произведений Бальзака, глубокие обобщения, отчетливость и зримость изображения продолжают привлекать к себе внимание читателей, хотя эпоха, описанная Бальзаком, давно отошла в прошлое.

Историк и бытописатель своего времени, философ и художник, основоположник реалистической школы в литературе Франции, Бальзак и в наши дни способен волновать сердца, увлекая полетом своей мысли.

Оноре де Бальзак. Гобсек. Издательство «Удмуртия», Ижевск, 1977.

More from my site

  • Неосновательное обогащение гпк рф Статья 1102 ГК РФ. Обязанность возвратить неосновательное обогащение (действующая редакция) 1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество […]
  • Коап 51 Статья 14.51. Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности СТ 14.51 КоАП РФ 1. Осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре […]
  • Юрист характеристика с места работы Характеристика юриста с места работы - образец заполнения Характеристика юриста с места работы - образец ее вы найдете в нашей статье. Она составляется на штатных работников юридического отдела предприятия. О тонкостях […]
  • Суд высшей инстанции рф Суд высшей инстанции рф Суды делятся на судебные инстанции в соответствии с выполняемыми ими функциями (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений). В гражданском и уголовном […]
  • Ди заместитель генерального директора Должностная инструкция заместителя генерального директора Открыть в формате WORD 1. Основные положения 1.1. Заместитель генерального директора назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим […]